Боязнь разлуки у детей: в чём причина детских переживаний? В каких случаях не стоит переживать, а в каких – стоит задуматься? В статье расскажем об основных причинах боязни разлуки и о том, как помочь ребёнку справиться с этим страхом.
Чувства страха и тревоги у детей – неотъемлемая часть развития, нормальная реакция ребёнка на неизвестные обстоятельства. Но временами они переходят в неконтролируемую тревожность, с которой сложно справиться. В моменты страха и паники сложно контролировать дыхание; возникают дрожь, мышечное напряжение, боли в животе. Причины детской тревоги часто неуловимы, их трудно предсказать.
Психологи утверждают, что каждому возрасту присущи свои страхи. В процессе развития ребёнок должен пройти определённые естественные фазы беспокойства, которые со временем исчезают сами по себе.
Индивидуальные темпы развития каждого ребёнка влияют на длительность и продолжительность беспокойств. То, как ребёнок будет переживать беспокойство, зависит от его чувствительности, стиля воспитания, социальной ситуации и предрасположенности родителей реагировать тревожно.
- Первые страхи появляются уже в младенчестве
- Боязнь разлуки у детей: типология страхов
- Репродуктивный страх
- Продуктивный страх
- Способность адаптироваться к новым и трудным условиям
- Боязнь разлуки у детей: когда стоит беспокоиться родителям
- Болезненная зависимость от своего страха
- Боязнь разлуки у детей: как преодолеть страх
- Отработайте ритуал расставания на практике
- Моделируйте ситуацию разлуки, играя с ребёнком
- Переключайте внимание ребёнка
- Следите за тем, что вы говорите ребёнку
- Испытываете ли вы негативные эмоции, расставаясь с ребёнком
Первые страхи появляются уже в младенчестве
Страх оказывает сильнейшее влияние на ребёнка, у которого ещё нет развитого «чувства» совладения с ситуацией, переживания этой эмоции. Некоторые психологические концепции связывают этот факт с незрелостью нервной системы и относят её к определённым возрастным группам.
Уже во время родов и в первые недели жизни ребёнок инстинктивно испытывает тревогу, которая связана с физическим дискомфортом (громкий шум, боль, резкое движение со стороны взрослого, потеря равновесия).
В возрасте 7-8 месяцев, когда ребёнок начинает ползать и исследовать окружающую обстановку, причин для страха появляется больше: смена обстановки, манипуляции с одеждой (раздевание, одевание), незнакомые лица. Именно в тот период жизни, когда малыш способен отличить лицо матери от других людей, появляется боязнь расставания с ней.
От 2 до 5 лет формируются нормативные страхи. Воображение часто «дорисовывает» то, чего нет. Страхи чаще всего связаны с темнотой, образами животных, сказочными персонажами, плохими снами и разлукой с другими значимыми людьми.
В возрасте 5-11 лет появляется страх смерти. Это понятие абстрактное, труднопостижимое. Но при патологическом формировании чувства тревожности этот страх становится ведущим и влияет на восприятие мира. Формируется боязнь за жизнь родителей и за собственную жизнь и, как следствие, невозможность пережить разлуку с социально значимыми взрослыми.
Боязнь разлуки у детей: типология страхов
Страх – эмоция, сопровождающая человека с рождения, проявляющаяся как реакция на боль или звуковые раздражители, со временем включающая вербальные сигналы и ситуации, связанные с повседневной жизнью. Его интенсивность зависит от интенсивности внешних и внутренних раздражителей.
Таким образом, страх – это врожденная эмоция, которая сопровождает человека до конца жизни; реакция, которая проявляется в ситуации реальной и узнаваемой опасности, часто сопровождаемой многочисленными физиологическими симптомами.
Репродуктивный страх
Здесь характерно «ожидание опасности», возникающее без видимых внешних причин. Следовательно, оно запускает поиск рациональных действий в случае реальной угрозы. Этот факт подтверждает мнение о том, что страх – первичное состояние, из которого возникает та или иная реакция организма. Он создаётся в момент усвоения реакции страха и касается событий, которые человек и, следовательно, ребёнок пережили ранее.
Продуктивный страх
По мере взросления ребёнку приходится иметь дело с другим типом страха, связанным с его воображаемыми способностями (продуктивный страх). Он основан на представлениях об объектах или событиях, которые не появлялись в его жизни, но источником которых является окружающая среда или воображение ребёнка.
И репродуктивные страхи, связанные с непосредственным переживанием, и продуктивные страхи, возникающие в результате познавательных процессов, обусловлены опытом и развитием ребёнка, что явно влияет на интенсивность переживаемых состояний тревоги. Причиной их обострения часто бывает период, когда ребёнок попадает в новую среду.
Способность адаптироваться к новым и трудным условиям
В современном мире очень важна способность адаптироваться к новым условиям. Со временем дети вступают в различные межличностные отношения, участвуют в новых сообществах. Попадание в другую, несемейную среду приносит новые ощущения и переживания. А также различные виды изменений в умственном развитии ребёнка, часто связанные с чувством тревоги.
Для детей дошкольного возраста нормально проявлять некоторую тревогу перед ситуациями, связанными с угрозой разлуки со значимыми людьми. Проблема может возникнуть, когда страх разлуки является фокусом беспокойства. Он отличается большей интенсивностью пе
реживаний, неадекватной возрасту, продолжительностью, что вызывает трудности в социальном функционировании.
Боязнь разлуки у детей: когда стоит беспокоиться родителям
Дети, страдающие от разлуки, проявляют чрезмерную потребность в контакте с родителями. В ходе нормального развития ребёнок проходит период, обычно от 6 месяцев до 4 лет, когда он протестует против разлуки с родителями. Сначала ребёнка сильно беспокоит перспектива разрыва с родными. И он старается держаться рядом. Однако через некоторое время любопытство, желания исследовать мир вокруг и получить новые впечатления побеждают, и ребёнок продолжает изучение мира.
Однако есть дети, которые в любой момент боятся разлуки. Они беспокоятся, что с их родителями, братьями, сёстрами и другими родными может случиться что-то ужасное. Они сопротивляются разлуке с ними и паникуют, когда это должно произойти.
Часто это сопровождается истериками без видимых причин, когда мать пытается оставить ребёнка в детском саду или школе. Такие дети часто шаг за шагом следуют за родными даже по дому. Им снятся кошмары о разлуке. У них есть постоянные физические симптомы беспокойства, такие как головные боли, боли в животе и тошнота.
Болезненная зависимость от своего страха
У детей может формироваться болезненная зависимость от своего страха. Расстройство обычно начинается в возрасте от 2 до 5 лет, но пик повышенной тревожности приходится на возраст 7 лет. Первый эпизод сепарационной тревожности часто возникает в результате какого-то травмирующего события для ребёнка. Например, смерти родственника или любимого домашнего животного, пребывания в больнице или переезда в другой город.
В настоящее время это одно из наиболее распространённых детских эмоциональных расстройств, его распространенность оценивается в 4% у детей до подросткового возраста. Девочки страдают этим в два раза чаще, чем мальчики. В крайних случаях это приводит к значительным нарушениям нормальной жизнедеятельности, делая невозможным посещение детского сада, школы, общение со сверстниками.
75% детей, страдающих от разлуки, демонстрируют симптомы уклонения от посещения школы или отказа от неё. Старшеклассники, страдающие от разлуки, обычно скрывают эту проблему. Однако у них наблюдаются многочисленные соматические симптомы. Предлог для того, чтобы оставаться дома с родителями, часто связан с физическими недугами. В результате которых они проходят многочисленные медицинские обследования, чтобы найти причину боли.
Согласно проведённым исследованиям, повышенному риску подвержены дети, родители которых страдают депрессией или тревожными расстройствами. Важной причиной возникновения у ребёнка сепарационной тревоги является моделирование страхов, копируемых ребёнком у родителей.
Боязнь разлуки у детей: как преодолеть страх
На ранних стадиях психического развития человека различные неблагоприятные биологические, психосоциальные и семейные факторы действуют с риском ненормального развития. И, следовательно, с риском различных типов эмоциональных расстройств, включая тревогу разлуки. Чем раньше будет проведено комплексное лечение, тем больше вероятность полного купирования симптомов и дальнейшего нормального развития ребёнка.
Очень важной формой помощи является семейная терапия. Цель которой – выявить причину дисфункциональности, характерную для данной семьи. И добиться желаемых изменений. Родители играют важную роль в терапии, изучая методы повышения у детей чувств независимости и уверенности в себе. А также снижения их собственного уровня беспокойства о безопасности ребёнка.
Детям, которые не могут избавиться от симптомов, несмотря на проведённые процедуры, могут помочь успокаивающие и снижающие эмоциональное напряжение лекарства.
В первые годы жизни ребёнок развивается чрезвычайно быстро и динамично. Поэтому очень важно наблюдать за его функционированием и возможной быстрой помощью в случае дисфункции.
Чтобы помочь ребенку преодолеть боязнь разлуки, необходимо придерживаться некоторых правил поведения.
Отработайте ритуал расставания на практике
Читайте также: Как воспитать эмпатичного ребенка?
Отработайте ритуал расставания на практике. Ребенку необходимо почувствовать, что он находится в безопасности, даже если рядом нет взрослого (мамы или папы).
- Сначала периоды разлуки не должны быть долгими. По мере того, как ребёнок адаптируется к новой для него ситуации, увеличьте время расставания.
- Если ребёнок плохо себя чувствует, не выспался или голоден, лучше отложить этот процесс до того, как его состояние (и физическое, и психическое) нормализуется. В таких случаях дети нуждаются в особом внимании родителей. И разлука может привести к более сильному чувству страха.
- Создайте особый «обряд расставания» и обращайтесь к нему всякий раз, когда вам нужно куда-то уйти. Например, поцелуйте малыша в щёчку несколько раз или крепко обнимите.
- Пусть ребёнок возьмёт с собой любимую игрушку или предмет, которые напоминают о доме. Ему будет легче преодолеть чувство тревожности и успокоиться, глядя на знакомый атрибут.
- Не затягивайте момент расставания, чтобы избежать лишних слёз и других неблагоприятных эмоций.
- Не стоит возвращаться, чтобы удостовериться, что всё в порядке. Это двойной стресс для обеих сторон.
- Не уходите тайно, иначе чувство тревоги со временем может перерасти в патологический страх.
- Скажите ребёнку, куда вы уходите и как скоро вернётесь, и обязательно сдержите обещание.
- Если ребёнку предстоит остаться в незнакомой компании, желательно заранее рассказать ему о той обстановке и людях.
Моделируйте ситуацию разлуки, играя с ребёнком
Моделируйте ситуацию разлуки, играя с ребёнком. Являясь ведущим видом деятельности в детском возрасте, игра объясняет многие действия окружающей действительности, соединяя реальные и вымышленные явления.
Переключайте внимание ребёнка
Научитесь переключать внимание ребёнка с негативных мыслей. Взрослый, который будет находиться с ребёнком в период вашего отсутствия, может отвлечь малыша от грустных мыслей, заинтересовав чем-то, что привлекает внимание.
Следите за тем, что вы говорите ребёнку
Следите за тем, что вы говорите ребёнку. Иногда случайно сказанная фраза может поселить в детской душе неосознанный страх одиночества. Например, мама, воспитывающая ребёнка без отца, на вопрос: «Где мой папа?», не подумав, ответила: «В Москве», имея в виду, что он далеко, не рядом, «где-то там». После этого ребёнок испытывает негативные эмоции, чувства тревоги и беспокойства при всяком упоминании слова «Москва» в любом контексте.
Испытываете ли вы негативные эмоции, расставаясь с ребёнком
Обратите внимание на то, испытывает ли вы страх или беспокойство, расставаясь с ребёнком. Дети очень чувствительны к настроению родителей. Подсознательное нежелание взрослого расстаться со своим чадом лишь усиливает страхи малыша. Будьте спокойны и уверены в том, что делаете. И приготовьтесь к слезам, которые не должны стать препятствием на пути к намеченной цели.
Сидяева Кристина Вениаминовна
Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец
творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»