Боязнь разлуки у детей. Как помочь ребёнку?

бесплатный 10-ти дневный курс по Яндекс Директ

Боязнь разлуки у детей: в чем причина детских переживаний? В каких случаях не стоит переживать, а в каких стоит опасаться. В статье расскажем об основных причинах боязни разлуки и как помочь ребёнку справиться с этим страхом.

Страх и тревога у детей – неотъемлемая часть развития. Но временами они переходят в неконтролируемую тревожность. В моменты страха и паники сложно контролировать дыхание, тремор, мышечное напряжение или боли в животе. Причины детской тревоги часто неуловимы, их трудно предсказать и назвать.

Психологи утверждают, что каждому возрасту присущи свои страхи. В процессе развития ребёнок должен пройти определенные естественные фазы беспокойства, которые со временем исчезают сами по себе.

Индивидуальные темпы развития каждого ребёнка влияют на длительность и продолжительность беспокойств. То, как ребёнок будет переживать беспокойство, зависит от его чувствительности, стиля воспитания, социальной ситуации и предрасположенности родителей реагировать тревожно. 

Первые страхи появляются уже в младенчестве

Боязнь разлуки у малышей

Во время родов и в первые недели жизни ребёнка — это инстинктивная тревога, связанная с физическим дискомфортом (шум, боль, потеря равновесия). В возрасте 7-8 месяцев — тревога из-за разлуки с матерью. Кроме того, существует боязнь символов, связанных с неприятными переживаниями (например, шприцы или инъекции). Страхи, которые возникают позже, чаще всего связаны с темнотой, животными, плохими снами и разлукой с другими значимыми людьми. 

Бесплатный 10-ти дневный интенсив по освоению удаленной профессии КОПИРАЙТЕР

Однако страх оказывает сильнейшее влияние на ребёнка, у которого еще нет развитого «чувства» совладения с ситуацией, переживания этой эмоции. Некоторые психологические концепции связывают этот факт с незрелостью нервной системы и относят её к определенным возрастным группам.

В литературе по данной теме и в разговорной речи термины «тревога» и «страх» используются как синонимы терминов «пережитые эмоции», что дополнительно затрудняет понимание механизмов их формирования. 

Боязнь разлуки у детей: страх и тревога в чем отличие

Боязнь разлуки у детей: страх и тревога в чем отличие

Страх — эмоция, сопровождающая человека с рождения, проявляющаяся как реакция на боль или звуковые раздражители, со временем включающая вербальные сигналы и ситуации, связанные с повседневной жизнью. Его интенсивность зависит от интенсивности внешних и внутренних раздражителей.

Таким образом, страх — это врожденная эмоция, которая длится до конца жизни человека, реакция, которая проявляется в ситуации реальной и узнаваемой опасности, часто сопровождаемой многочисленными физиологическими симптомами. 

Репродуктивный страх

Как внутренне вызванный процесс, не связанный напрямую с болью, тревога сопровождается другими механизмами. Здесь характерно «ожидание опасности», возникающее без видимых внешних причин. Следовательно, он запускает поиск рациональных действий в случае реальной угрозы. Этот факт подтверждает мнение о том, что страх — первичное состояние, из которого возникает та или иная реакция организма. Он создается в момент усвоения реакции страха и касается событий, которые человек и, следовательно, ребёнок пережили ранее (так называемый репродуктивный страх). 

Продуктивный страх

Наряду с личностным развитием ребёнку приходится иметь дело с другим типом страха, связанным с его воображаемыми способностями (продуктивный страх). Он основан на представлениях об объектах или событиях, которые не появлялись в его жизни, и источником которых является окружающая среда или воображение ребёнка.

И репродуктивные страхи, связанные с непосредственным переживанием, и продуктивные страхи, возникающие в результате когнитивных процессов, обусловлены опытом и развитием ребёнка, что явно влияет на интенсивность переживаемых состояний тревоги. Причиной их обострения часто бывает период, когда ребёнок попадает в новую среду. 

Способность адаптироваться к новым и трудным условиям

В современном мире очень важна способность адаптироваться к новым и трудным условиям. Это также относится к детям, которые, вырастая, вступают в различные межличностные отношения и узнают о новых сообществах. Попадание в другую, несемейную среду приносит новые ощущения и переживания, а также различные виды изменений в умственном развитии ребёнка, часто связанные с чувством тревоги. 

Для детей дошкольного возраста нормально проявлять некоторую тревогу перед ситуациями, связанными с угрозой разлуки со значимыми людьми. Проблема может возникнуть, когда страх разлуки является фокусом беспокойства. Именно это отличает ее от обычной тревоги разлуки из-за ее интенсивности, наряду с аномально большой продолжительностью, она количественно неадекватна возрасту и вызывает значительные трудности в социальном функционировании. 

Боязнь разлуки у детей: когда стоит беспокоиться родителям

разлука с мамой

Дети, страдающие от разлуки, проявляют чрезмерную потребность в контакте с опекуном. В ходе нормального развития ребёнок проходит период, обычно от 6 месяцев до 4 лет, когда он протестует против разлуки со своими родителями. Сначала ребенка сильно беспокоит перспектива разрыва с родными, и он старается держаться рядом с ними, однако через некоторое время любопытство исследовать мир вокруг и желание получить новые впечатления побеждают, и ребенок продолжает своё изучение мира. 

Однако есть дети, которые в любой момент боятся разлуки. Они беспокоятся, что с их родителями, братьями, сестрами и другими родными может случиться что-то ужасное. Они сопротивляются разлуке с ними и паникуют, когда это должно произойти.

Часто это сопровождается истериками без видимых причин, когда мать пытается оставить ребенка одного в детском саду или школе. Такие дети часто шаг за шагом следуют за родными даже по дому. Им снятся кошмары о разлуке. У них есть постоянные физические симптомы беспокойства, такие как головные боли, боли в животе и тошнота.

Дети, у которых развиваются эти симптомы, страдают от страха разлуки. По мере продолжения заболевания может наблюдаться регресс развития. Расстройство обычно начинается в возрасте от 2 до 5 лет, но пик повышенной тревожности приходится на возраст 7 лет. Первый эпизод сепарационной тревожности часто возникает в результате какого-то травмирующего события для ребёнка, например, смерти родственника или любимого домашнего животного, пребывания в больнице или переезда в другой город. 

В настоящее время это одно из наиболее распространенных детских эмоциональных расстройств, его распространенность оценивается в 4% у детей до подросткового возраста. Девочки страдают этим в два раза чаще, чем мальчики. В крайних случаях это приводит к значительным нарушениям нормальной жизнедеятельности, делая невозможным посещение детского сада, школу, игры со сверстниками.

75% детей, страдающих от разлуки, демонстрируют симптомы уклонения от посещения школы или отказа от нее. Старшеклассники, страдающие от разлуки, обычно скрывают эту проблему. Однако у них наблюдаются многочисленные соматические симптомы. Предлог для того, чтобы оставаться дома с родителями, часто связан с физическими недугами, в результате которых они проходят многочисленные медицинские обследования, чтобы найти причину боли. 

Согласно проведенным исследованиям, повышенному риску подвержены дети, родители которых страдают депрессией или тревожными расстройствами. Важной причиной возникновения у ребёнка сепарационной тревоги является моделирование страхов, копируемых ребёнком у родителей. Дети с этим типом расстройства чаще происходят из герметичных семей. 

Боязнь разлуки у детей: способы справиться 

Малыш и мама обнимаются

Читайте также: Как воспитать эмпатичного ребенка?

Когнитивно-поведенческие процедуры успешно используются для лечения этих типов расстройств. Родители играют важную роль в терапии, изучая методы повышения у детей чувства независимости и уверенности в себе. А также снижения их собственного уровня беспокойства о безопасности ребёнка.

Очень важной формой помощи является семейная терапия, цель которой – выявить паттерн дисфункциональности, характерный для данной семьи, и добиться желаемых изменений. Детям, которые не могут избавиться от симптомов, несмотря на проведенные процедуры, могут помочь успокаивающие и снижающие эмоциональное напряжение лекарства. 

В первые годы жизни ребенок развивается чрезвычайно быстро и динамично, поэтому очень важно наблюдать за его функционированием и возможной быстрой помощью в случае дисфункции.

На ранних стадиях психического развития человека различные неблагоприятные биологические, психосоциальные и семейные факторы действуют с риском ненормального развития. И, следовательно, с риском различных типов эмоциональных расстройств, включая тревогу разлуки. Чем раньше будет проведено комплексное лечение, тем больше вероятность полного купирования симптомов и дальнейшего нормального развития ребёнка. 

бесплатный курс по нейрографике
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе
Добавить комментарий