Что нельзя запрещать детям: советы для родителей

Что нельзя запрещать детям, чтобы они росли в гармонии с собой и миром, активно познавали мир, приобретали важные жизненные навыки? На самом деле, все просто: представьте себя на месте ребенка и позвольте ему проявлять себя в соответствии со своими чувствами и эмоциями.

Воспитывая ребенка, родители стремятся привить ему правила поведения в обществе, умения взаимодействовать с окружающими людьми, находить общий язык со сверстниками. Но иногда со стороны взрослых звучит слишком много реплик относительно того, что ребенку нельзя делать: нельзя прыгать по лужам, плакать, жадничать, громко разговаривать и т.д. Этот список «запрещенных» действий можно продолжать до бесконечности.

А между тем с помощью подобных действий ребенок познает окружающий мир, учится устанавливать контакты, выражать свои чувства, контролировать эмоции и т.д. Это происходит естественным образом путем проб и ошибок, когда ребенок является активным участником событий, а не пассивным сторонним наблюдателем.

Нужны ли детям запреты?

Что нельзя запрещать детям

Когда мы рассуждаем о том, что нельзя запрещать детям, то имеем в виду не общую вседозволенность и исполнение всех детских желаний и прихотей. Никто не спорит, что ребенок должен осознавать границы дозволенного и знать, что такое хорошие и плохие поступки.

Но запрещать надо с умом. Например, нельзя обижать животных – это факт. Но почему бы не попрыгать по лужам после дождя?

Конечно, это разные истории. Но как часто мы слышим недовольные возгласы родителей, которые увидели, как их чадо радостно скачет по лужам, разбрызгивая воду вокруг.

Что движет взрослыми, которые запрещают это ребенку? Нежелание стирать вещи, если ребенок испачкается? Забота о том, что подумают окружающие? Боязнь, что ребенок простудится и заболеет?

Причин множество, но большая часть из них не имеет убедительного объяснения. Одежду можно постирать; мнение окружающих не так важно; а чтобы не простудиться, нужно одеться соответственно погоде.

Так что подумайте, прежде чем в очередной раз запретить что-то ребенку. Может, лучше помочь ему в получении положительного жизненного опыта и эмоций?

Что нельзя запрещать детям?

Разберем ситуации, в которых родители должны быть более лояльны к действиям и эмоциям детей.

Часто под запрет родителей попадают самые естественные проявления ребенка. Что нельзя запрещать детям?

Проявлять самостоятельность

Самостоятельные действия ребенка – это первые шаги к взрослой жизни. И пусть не сразу все получается или получается, но не так быстро и   хорошо, как хотелось бы. Ребенку важно показать свою самостоятельность, значимость в повседневной жизни: сам завязывает шнурки, выбирает одежду, одевается.

Иногда этот процесс затягивается, а времени ждать нет. В таких случаях помогите ребенку и объясните, что в следующий раз он обязательно все сделает сам. Данное обещание необходимо сдержать в ближайшее время.

Что нельзя запрещать детям: Выражать эмоции

Что нельзя запрещать детям: проявлять самостоятельность

Один из самых распространенных родительских запретов направлен на подавление выражения детских эмоций – как положительных, так и отрицательных.

Ребенок громко смеется или шумит, родители пытаются его «утихомирить».

Конечно, есть места и ситуации, когда не следует бурно выражать свои эмоции. Но вместо грубого «Перестань!», «Прекрати!», можно спокойно объяснить ребенку, почему нужно вести себя тише.

Если объяснения не помогают, переключите внимание ребенка на что-то другое – на ту ситуацию, в которой вы сами принимаете участие, контролируя степень эмоциональности ребенка.

Часто приходится сталкиваться с проблемой реакции взрослых на детский плач. Вместо того чтобы разобраться в причинах слез и предложить способ решения возникшей проблемы, родители начинают упрекать малыша, кричать на него. Слезы – естественное проявление эмоций, когда дети не могут справиться со своим внутренним напряжением в силу незрелости психики.

Больше всего замечаний получают мальчики, родители которых стыдят их за слезы. Взрослые любят повторять, что «настоящие мужчины не плачут», тем самым формируя комплексы и подавляя эмоциональную составляющую личности ребенка, что чревато возникновением проблем в будущем. Мужчины, может быть, и не должны плакать, но перед вами ребенок, который только познает мир, учится вырабатывать правильную эмоциональную реакцию.

В мире взрослых действуют иные законы, поэтому детство – это тот период, когда необходимо позволить ребенку быть собой.

Высказывать свое мнение

Несмотря на свой юный возраст, ребенок – это полноценная личность, у которой есть свои мысли и желания. Не мешайте ему самому делать выбор в простых повседневных ситуациях: что надеть, как провести выходные, какое мороженое купить.

Не навязывайте свое мнение, даже если считаете, что оно разумнее. Уважая мнение и выбор ребенка, вы учите его самостоятельно принимать решения, быть самодостаточным и не зависеть от мнения других людей.

Жадничать

Многие родители замечают, что у ребенка появилось нежелание делиться своими игрушками с другими детьми. Гуляя на детской площадке или приходя в гости, малыш никого не подпускает к своим вещам, бережно охраняя их от чужого посягательства.

«Не дам!», «Это мое!» — восклицает ребенок, а родители реагируют на это упреками в его адрес и стыдятся такого поведения. А ребенок тем самым обозначает свое личное пространство, в которое входит только то, что ему дорого, и куда посторонним вход запрещен. И в самом деле, почему он должен давать свою игрушку мальчику или девочке, которых он не знает.

Кстати, то же самое касается бурной эмоциональной реакции, когда кто-то неизвестный ему пытается заговорить с мамой.

Так формируется чувство собственничества: впоследствии оно сыграет важную роль в формировании понятий «свое» и «чужое».

Защищая свои границы, ребенок учится говорить «нет», и это умение пригодится ему во взрослой жизни.

Не стоит ругать ребенка, если он берет без разрешения чужую вещь. В 1,5-2 года это нормально. В этом возрасте ребенку «принадлежит весь мир», который он не разделяет на «свой» и «чужой». Учите спрашивать разрешение и договариваться.

После кризиса 3-летнего возраста наступает этап, когда «имущество» рассматривается как способ завязать контакты с другими. Ребенок стремится делиться игрушками и своим пространством со сверстниками, обеспечивая себе интересное времяпрепровождение.

Стоит задуматься, если в старшем дошкольном возрасте ребенок все так же тщательно оберегает свои границы. Это может быть сигналом психологических проблем, дисгармоничного развития, которые прячутся за чувством жадности.

Лазать по турникам на спортивной площадке

Многие родители так переживают за безопасность своего чада, что поход на спортивную или детскую площадку, где есть турники и другие спортивные снаряды, вызывает стресс. Вдруг залезет на турник и не удержится, соскользнет с него.

Такие опасения вполне оправданы, так как всегда имеется потенциальный риск. Поэтому необходимо отработать с ребенком правила безопасности при пользовании турниками и спортивными снарядами.

Если чувство беспокойства не отпускает, подстраховы

вайте ребенка, стоя рядом, когда он занимается на турнике, а не тревожьтесь, сидя на лавочке на расстоянии. Физическое развитие – неотъемлемая часть развития ребенка. Нельзя запрещать активные подвижные игры на свежем воздухе.

Не доедать завтрак, обед или ужин

Часто возникают ситуации, когда родители настоятельно требуют от ребенка доесть все, что у него в тарелке. «Пока не доешь, из-за стола не выйдешь!» — звучит из уст ответственных родителей.

Конечно, родителями движет желание накормить ребенка, а по факту получается обратная реакция: ребенок вообще отказывается от пищи.

Если малыш не доел пару ложек каши, ничего страшного. Возможно, он уже сыт, ему достаточно того, что он уже съел. Нельзя превращать прием пищи в длительный процесс с истериками и нервозом. А чтобы аппетит был хорошим, ограничьте употребление сладкого, чаще гуляйте на свежем воздухе, активно двигайтесь.

Что нельзя запрещать детям: Бояться чего-либо

девочка собирает цветы

Читайте также: Развитие ребенка после года

Не запрещайте ребенку испытывать страх: бояться темноты, пауков, громких звуков, злодеев из книг. По мере взросления большинство детских страхов уходит. А пока они есть, постарайтесь оградить ребенка от источника страха. Если малыш опасается засыпать в темноте, включайте ночник. Если боится громких звуков, не создавайте «громкие» ситуации.

Если фобии с возрастом не проходят. Возможно, это повод обратиться к специалисту.

Ломать игрушки или другие вещи

Дети познают мир методом проб и ошибок. Он пытается докопаться до сути, узнать, как все устроено. На этом пути встречается много «разрушений». Родители часто ругаются, когда ребенок ломает игрушки, или рвет книги. Возможно, ему просто интересно, как и из чего сделаны эти предметы.

Чтобы избежать поломки ценных вещей, не давайте их в руки ребенку, уберите из доступных ему мест.

Что нельзя запрещать детям: Помогать родителям

Иногда дети изъявляют желание помочь родителям в обыденных ситуациях. Родители не всегда принимаю такую помощь, находя этому массу причин.

«Не трогай, а то уронишь, прольешь, разобьешь…» — подобные возгласы в адрес ребенка надолго отбиваю желание что-либо делать. Стоит давать малышу возможность самостоятельно справляться с посильными для него делами. И если малыш хорошо выполнил порученное дело, не забывайте его похвалить.

 

Эти несложные рекомендации позволят родителям воспитать в ребенке самостоятельность. Ответственность, любознательность. Нужно не запрещать, а взаимодействовать и договариваться. Пусть он приобретает свой жизненный опыт, развивается и учится отвечать за свои поступки.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной

дворец творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-4348971-12", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-4348971-12", "type": "feed" }) })
Оцените статью
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Растём вместе
Добавить комментарий