Детские развивающие игры в 2 года: заниматься можно уже с детьми раннего возраста. Когда малышу всего 2 года, не так-то просто подобрать формы занятий, которые смогут его увлечь. Но самым простым решением в этой ситуации становятся детские развивающие игры. Они приобретают ведущий характер к началу детсадовского возраста (к трем годам), но позволяют воздействовать на развитие детей и в раннем возрасте.
Для построения игрового педагогического процесса необходимо понимать особенности развития детей 2 лет и ориентировать игровую деятельность на развитие основных навыков этого периода.
Психофизическое развитие детей раннего возраста
Развитие детей 2 лет имеет промежуточный характер. Поскольку в два года ребенок находится между критическими периодами одного и трех лет, данное время можно назвать стадийным. То есть этот возраст попадает в спокойный период постепенного развития без резких скачков.
Здесь продолжает развиваться:
- речевая функция;
- коммуникативные навыки;
- формируется наглядно-действенное мышление;
- предметно-ситуативное общение со взрослым;
- развиваются навыки манипулятивного характера.
Предметная деятельность
Дети осваивают навыки действий с предметами и учатся опосредовать свое общение с объектами своих манипуляций. Предметная деятельность приобретает более осмысленный и социальный характер. Малыш уже может сравнивать предметы по свойствам. Хотя на этой стадии преобладают невербальные пути коммуникации, ребенок уже осваивает восприятие речи, элементарных инструкций взрослого и может их выполнять.
Развитие речи
Взрослый в этой ситуации выступает в качестве социальной модели действия с предметами. Именно демонстрация принципа действий позволяет малышу успешно их осваивать. Можно отметить грамматическую структуризацию речи. Дети 2 лет переходят от номинативной речи (использование названий предметов) к более сложным речевым структурам — фразам и простым предложениям. Они уже применяют практически все части речи, строя высказывание. Активный словарь должен составлять более чем тысячу слов, и регулярно пополняться.
Одновременно с речью развиваются и другие психические функции. В частности, мышление и внимание. Однако мышление пока имеет наглядно-действенную форму, а внимание не концентрируется надолго (в среднем 7-12 минут). Игры имеют действенный (процессуальный) характер. Основным ее элементом являются действия. В качестве игрушек используются предметы-заместители, которые имеют максимально приближенный к реальности вид. Например, видя, как мама гладит, малыш может взять какой-либо брусок и лоскут ткани и начать имитировать ее действия.
Требования к игрушкам для детей 2 лет
Основными требованиями к игрушкам для детей любого возраста, конечно, являются гигиеничность и безопасность. Они должны легко мыться и быть изготовленными из экологичных и гипоаллергенных материалов. Но помимо этого, не стоит забывать и о содержательной стороне игрушек. В связи со слабостью развития сенсорных функций необходимо, чтобы игрушка имела четкую структуру. Если это картинки и настольные игры, они должны иметь контуры и контрастные переходы цветов между деталями. Тоже касается игрушек. Хотя, в возрасте 2 лет не стоит отдавать предпочтение плоскостным формам игровой деятельности.
Любая игрушка должна быть реалистична и иметь определенное предназначение. Исключение могут составить лишь предметы-заместители. Они представляют собой абстрактный предмет, например, брусок или шарик. В этом случае ребенок сам ищет способы применения данного предмета в своей игре и деятельности. Итак, можно выделить следующие требования к игрушкам для детей 2 лет, помимо перечисленных:
- яркость и естественность цветов (цвета должны быть присущи предмету, который они окрашивают, то есть стоит избегать фиолетовых зайцев и розовых слонов);
- доброжелательность игрушек (мордочки зверушек должны быть добрыми и пропорциональными игрушке);
- подходящий размер (они должны быть крупными, но не больше половины роста ребенка, если игрушка создана для действий с ней);
- простота использования (инструкция к действиям с игрушкой должна быть простой и понятной ребенку);
- сенсорное воздействие (игрушки со звучанием должны иметь мягкий звук, а фактура должна быть приятной на ощупь).
Детские развивающие игры в 2 года: варианты и особенности их организации
Читайте также: Пальчиковая гимнастика для детей
Даже если малыш ходит в ясли, нелишним будет поиграть с ним дома. Участие в игре ребенка на данном этапе имеет особое значение. Как уже говорилось выше, ребенок 2 лет перенимает модели взаимодействия с предметами, наблюдая за взрослым. Поэтому важно играть вместе с ребенком и показывать ему, что нужно делать с игрушкой.
Крупный напольный конструктор
Отличной игрушкой для детей 2 лет может стать крупный напольный конструктор. Можно применить самый элементарный игровой прием. Взять несколько небольших игрушек-зверей (для настольных игр) и предложить малышу вместе построить домики для них. Затем взрослый строит домик, привлекая внимание малыша к своим действиям. После этого происходит совместная постройка аналогичного домика.
Не следует ограничивать ребенку свободу в действиях. Но если вы видите значительные затруднения, поспешите помочь. Признаком серьезных трудностей будет отказ от выполнения. Также могут подойти мягкие кубики с мозаикой на гранях (из 4 частей). Стоит дать малышу осмотреть и ощупать кубики. Затем можно предложить заняться волшебством и превратить кубики в картинку. После этого взрослый демонстрирует малышу, как это сделать и предлагает ему повторить. Получиться может не сразу. Важно, чтобы ребенок на всех этапах показа действий следил за демонстрацией.
Игрушки для комплексного сенсорного воздействия
Существуют игрушки для комплексного сенсорного воздействия. Они состоят из звучащей части с кнопками управления и могут дополняться тактильными стимуляторами (фактурные поверхности). Здесь также важно показать малышу принцип действия. Например, если игрушка издает звуки животных при нажатии определенной кнопки, после усвоения можно проводить игры-инструкции: «Нажми туда, где коровка мычит». Такую простую инструкцию ребенок может запомнить, если количество кнопок не превышает 3-4, и они различаются по цветам.
Сегодня внимаю родителей представлено огромное количество игрушек и развивающих игр для детей 2 лет. Только правильно подобранная игрушка правильно воздействует на развитие малыша. При этом даже самая продвинутая игрушка в руках ребенка без помощи взрослого легко превращается в бесполезный предмет.