Доступность

Образование

Принцип научности и доступности

Этот принцип состоит в том, что все знания, которые мы сообщаем детям любого возраста, должны быть научными. В преддошкольном, дошкольном и тем более в школьном возрасте всё сообщаемое должно быть научно.

Научность характеризуется истинностью, когда все наши утверждения, все даваемые сведения соответствуют (адекватны) действительности, реальности; научная истинность подтверждается или практикой, или, в учебной работе, демонстрацией и опытом, или обоснованной логической доказательностью.

Степень глубины знаний учеников неизбежно будет различна. Возьмём пример. Дети северных и центральных областей России на полях и на лугах видят камни-валуны весом в несколько десятков тонн. Естественен вопрос: откуда они?

В народе распространены различные легенды, которые по-разному, фантастически дают ответ на этот вопрос. Это – ненаучные знания.

Рассказ о ледниковом периоде, о течении льдов, о разрушении гор льдами и “перевозке” обломков горных пород текущим льдом обеспечивает научные знания. Этот рассказ доказывается рядом подтверждающих фактов (царапины на глыбах, сравнительно ровная поверхность валунов, граница их распространения), логическими аргументами и т. д.

Или другой пример: явление радуги после дождя. Также в народе даются многообразные фантастические объяснения этому явлению. Принцип научности обязывает разоблачать ненаучное и давать научное знание.

Но не всем детям можно дать исчерпывающее научное объяснение радуги: для этого надо знать о сложности солнечного луча, о возможности разложить его на составные элементы, о спектре и т. д.

Маленьким детям можно дать элементарное, но правильное представление о радуге, сделав искусственную радугу, и тем самым устранить мистицизм и антинаучность знаний; более же подробное объяснение должно быть отнесено на позднейшее время. Даваемые задания должны быть всегда научны.

Наряду с научностью материал, изучаемый в школе, должен быть доступен ученикам для сознательного и прочного его усвоения.

Доступность может рассматриваться в двух отношениях:

  • а) в количественном
  • б) в качественном.

Нарушение этого принципа, которое иногда наблюдается в школе, выражается в перегрузке программ слишком большим количеством материала. Ученикам на каждый урок в этом случае приходится давать слишком большое задание.

Мы теперь знаем, что существует принцип природосообразности, который обязывает учитывать возрастные особенности учащихся. Принцип доступности обязывает на каждый год отобрать такое количество знаний, которое было бы посильно ученикам этого возраста для сознательного и прочного его усвоения.

Другим нарушением является отбор учебного материала, недоступного по качеству его (материал оказывается труден для понимания детей этого возраста).

Попытка, например, дать ученикам третьего класса научные знания о географической сетке, о меридианах и параллелях оказалась неудачной. Попытка начать изучение систематического, хотя бы и элементарного курса истории России в третьем классе также оказалась затруднительной.

В результате нарушения принципа доступности ученики или не усваивают материала, или усваивают механически, отчего и получаются формальные знания, т. е. неосознанные знания, лишённые содержания.

Оцените статью
Растём вместе
Добавить комментарий