Формальные знания

Обучение

Принцип сознательности усвоения знаний

Сущность принципа сознательности усвоения знаний заключается в следующем. В результате изучения учебных предметов о природе, человеческом обществе и пр., у учеников в сознании образуются представления.

При правильном обучении каждому представлению в сознании соответствует конкретный, реальный предмет со всеми его качествами, как он существует в объективной действительности.

Так, например, в результате ряда уроков у учеников в сознании получилось представление о растении одуванчике. Надо добиться того, чтобы ученики имели не только представление в сознании, но и узнавали бы это растение на лугу в его реальном виде.

Но иногда, при неправильном обучении, у учеников образуются и накапливаются такие словесные представления, которым не находят соответствующих предметов в природе, а когда эти предметы встречают, то ученики их не узнают.

В городских школах тоже изучают одуванчик. Ученики запоминают всё, что об одуванчике написано в книге, что о нём рассказывал учитель, они могут “рассказать урок” об одуванчике, но летом, выйдя за город и найдя растение одуванчика, они не устанавливают соответствия.

Значит, у них представление об одуванчике было только словесное, безжизненное, бессодержательное. Бессодержательные, словесные, безжизненные знания и представления называются формальными знаниями и представлениями.

Примеров формальных знаний можно привести очень много. Вот ученица, говоря о воздухе, заявляет, что воздух упруг и что он является плохим проводником тепла. Но она никакого реального содержания не вкладывала в слова упруг, плохой проводник тепла и на предложение объяснить, что значит упруг, что значит плохой проводник тепла – ничего сказать не могла. Свой ответ она дала по книжке и с реальной жизнью свои знания и представления не связала.

Формальные знания – порочные знания. Порочность их заключается в том, что ученики не умеют знаниями пользоваться для практических целей. Часто бывает, что они знают правила по грамматике, правильно их “отвечают на уроке”, а в письменных работах делают ошибки на эти правила.

Формальные знания встречаются и у учеников старших классов средней школы, и порочность их усугубляется тем, что такие знания не вооружают к правильной работе и даже к пониманию окружающей жизни.

Ученики знают, что такое амперметр и вольтметр, а на практике не умеют правильно включить в цепь того или иного прибора. Ещё больший порок формальных знаний заключается в том, что из накоплений таких знаний не получается твёрдого научного мировоззрения, твёрдых убеждений.

Оцените статью
Растём вместе
Добавить комментарий