Источники тревоги у детей: как реагировать?

бесплатный 10-ти дневный курс по Яндекс Директ

Источники тревоги у детей имеют разную природу, некоторые способны перерасти в страхи. Но и страхи малыша естественны и являются важным этапом в развитии ребенка. Маленькие дети боятся различных вещей и явлений, например, одиночества, темноты, молний, штормов, ветра, разлуки с матерью, воды, собак, незнакомцев или странных звуков. Специфические страхи появляются на каждой стадии развития ребенка. Однако, когда реакция тревоги неадекватна, слишком сильна, продолжительна, тревога поглощает полное внимание ребенка и сопровождается различными соматическими реакциями, например, тремором, потливостью, бледностью или одышкой. Страх перестает быть развитием. Он оказывает разрушительное воздействие на психику малыша и препятствует правильному развитию личности. 

Источники тревоги у детей

Дети боятся многих вещей, которые кажутся взрослым безвредными. Страх ребенка – это реакция на воображаемую опасность, в то время как он должен возникать при столкновении с реальной угрозой. Страх вызывает у малыша реакцию «сражайся или беги». Сила тела мобилизуется, чтобы справиться с опасностью.

Стимулы, вызывающие беспокойство, часто бывают иррациональными и творческими. Психологи говорят, что в развитии детей есть три критических периода, в которые возникают специфические страхи – 2, 5 (6) и 10 лет. У нормально развивающихся малышей страхи преходящи, и старые «страхи» заменяются новыми. 

У детей есть два типа беспокойства:

  1. Восстановительное беспокойство, когда ребенок чего-то боится, потому что раньше он или она находились в опасной ситуации. Например, малыш будет бояться собак из-за того факта, потому что на него раньше напала собака.
  2. И продуктивная тревога, когда ребенок с богатым воображением создает свой собственный мир страха, монстров и драконов.

Существуют страхи развития преходящего характера и патологические страхи, которые указывают, например, на дисфункции в семье – пренебрежение потребностями ребенка, агрессия, отсутствие любви, неприятие, алкоголизм или сексуальное насилие. Сказки также являются причиной робости малышей, а также мультфильмы, полные насилия, агрессии и зла. Стоит контролировать то, что смотрят малыши, потому что двух- или трехлетние дети не могут точно понять границу между реальностью и телевизионной фантастикой. 

Бесплатный 10-ти дневный интенсив по освоению удаленной профессии КОПИРАЙТЕР

Виды тревоги у детей

В эмоциональном развитии детей есть много страхов. Некоторые проходят, другие появляются.

Источники тревоги у детей: страх разлуки с матерью

Годовалые дети боятся разлуки с матерью. Ребенок сильно отождествляет себя со своей матерью и боится мысли, что родитель может оставить его навсегда и не возвращаться. Мать гарантирует заботу и безопасность, отсюда сильное беспокойство в ситуации разлуки.

Страх разлуки происходит не только у годовалых детей. Когда женщина долго ухаживает за своим ребенком и, наконец, хочет вернуться к работе, тревога разлуки смещается во времени, затрагивая двух или трехлетних детей. 

Родителям нельзя незаметно исчезать из глаз ребенка, чтобы он не плакал. Ребенок будет напуган вдвое больше, убежден, что ее мать ушла насовсем, не попрощавшись. Стоит объяснить ребенку, что няня позаботится о нем в отсутствие его родителей, и заставить малыша привыкнуть к няне, с которой предстоит оставить ребенка.

Страх темноты

Трехлетние дети часто боятся темноты и не хотят засыпать в своей кроватке самостоятельно. Страх перед темнотой и одиночеством вызывает кошмары, плач, усталость и апатию ребенка в течение дня. Что можно сделать в этой ситуации?

Главное не оставлять ребенка наедине со своими страхами, проявлять понимание, ласкать, обнимать, оказывать помощь. Для ребенка тревога – это сильный опыт, огромный стресс, который может помешать правильному эмоциональному развитию.

Когда ребенок не хочет засыпать в своей комнате, можно попытаться оставить свет включенным. Убедиться, что комната ребенка красочна и создана приятная атмосфера для хорошего сна. Или нужно снабдить ребенка защитной мягкой игрушкой, с которой он будет спать.

Воображаемые страхи

Большая часть страха перед детьми проистекает из их яркого воображения, которое дает им изображения ужасных монстров, ведьм, воров, призраков, спрятанных под кроватью, и страха, спрятанного в жерлах. Воображаемые страхи являются реальным источником страха и иногда являются воплощением того, с чем ребенок не может справиться, преодолеть и напугать их.

Младенцы боятся всего неизвестного:

  • незнакомцев;
  • внезапного шума;
  • внезапных движений;
  • одиночества, а затем реагируют плачем. 

Годовалые дети могут бояться шторма, шума ветра, лающих собак, вой сирен, странных предметов, которые они не понимают. Двухлетние дети боятся разлучения с матерью, теней, громких звуков. Им нужно много времени, чтобы адаптироваться к изменениям окружающей среды, например, при переезде на новое место. Трехлетние и четырехлетние опасаются незнакомцев, они боятся воров, ведьм, грабителей, монстров, тьмы и не хотят, чтобы их родители поздно уходили из дома. Детское воображение питает страх еще больше. Старшие дети боятся смерти своих родителей. Поэтому необходимо поговорить с детьми о смерти, болезни, а также о небесах и ангелах. 

Как реагировать на детские страхи?

Психологи утверждают, что даже маленькие дети могут страдать от фобий и различных типов неврозов, неспособных справиться со стрессом и потоком негативной информации в мире. Тем не менее многие из страхов у малышей являются развивающими. Взрослые не могут защитить малышей от некоторых страхов, но могут поддержать их и минимизировать уровень страха. 

Что делать и чего избегать, когда ребенок чего-то боится и что на самом деле не представляет угрозы?

Конечно, нельзя высмеивать ребенка и его страхи, не смущать перед другими. Нельзя назвать его трусом, высмеивать его страхи, отрицать его эмоции, говоря, что бояться нечего. Так ребенок чувствует, что его неправильно понимают и лишают поддержки. 

Родители должны быть терпеливыми и пытаться понять страхи ребенка и их происхождение. Не винить малыша за то, что он чувствует. Страх монстра под кроватью показывает, что малыш развивается нормально. Нельзя наказывать его за эмоции. Шутить о страхах ребенка, пугать его, например, что «дедушка придет и заберет вас». Не стоит заставлять малыша сталкиваться с тревожной ситуацией, которой он избегает – шоковая терапия может иметь тяжелые последствия, и ребенок станет еще более напуган. Нужно следовать методу «маленьких шагов», постепенно приучая ребенка к тому, чего он боится, например, к собакам, воде, темноте. Не нужно вызывать страх у ребенка и не надо взращивать в нем страх перед миром. 

Ребенок моделирует поведение взрослых

Если родитель боится пауков или нечестности человека, его малыш может дублировать эти реакции в определенных ситуациях. Боязливое отношение к жизни взрослых может повлиять на ребенка. Ребенок имеет право бояться, и задача взрослых – понять причины страха и проявить любовь, заботу и поддержку. 

Источники тревоги у детей: побеждаем страх играючи

 

Читайте также: Когда обращаться к логопеду? Советы родителям

Нужно поговорить с малышом о его страхах. Контролировать, что он читает или смотрит по телевизору.

Фильмы ужасов или сказки, полные агрессии, крови и насилия, не лучший репертуар для ребенка. Когда малыш боится воображаемых существ, можно справиться со страхами в увлекательной игровой форме.

Вместе с ребенком придумать ритуал преследования дракона из-под кровати с помощью трубы, индийского танца или разбрызгивателя «волшебной жидкости», который отгоняет зверя в лес. Дети любят магию. Другая стратегия может заключаться в том, чтобы снабдить ребенка талисманом, чтобы защитить его от опасности. 

Такой амулет может быть сделан из картона, или защитником может быть просто любимый талисман ребенка или галька.

Также можно попытаться приручить ребенка страхами, например, сказав, что с монстром можно подружиться, достаточно просто накормить его конфетой или прочитать стишок.

Иногда страхи изгоняются молитвами к ангелам, повторяя утверждения, которые укрепляют мужество детей, такие как «Я смел и могу справиться с любой ситуацией» или, читая детям терапевтические сказки, которые предлагают специалисты. 

бесплатный курс по нейрографике
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе
Добавить комментарий