Навязанные в детстве роли могут влиять на самые разные способности и умения; а роли могут возникать не только по воле родителей, но и в ходе развития отношений между братьями и сестрами, под влиянием случайных ситуаций и особенностей поведения. Статья покажет как родители ограничивают развитие детей, навязывая им определенные роли
Вмешательство изменило путь развития
Как правило, между монозиготными (их еще называют идентичными, однояйцевыми — ведь они возникают из одной зародышевой клетки) близнецами сходство наблюдается по всем признакам, в отличие от дизиготных, развивающихся из двух разных клеток как одиночно рождаемые братья и сестры.
И вдруг среди монозиготных близнецов обнаружили двух сестер, у одной из которых была развита преимущественно зрительная, а у другой — слуховая память.
Оказалось, что в какой-то момент одна из сестер чуть отставала в учебе после перенесенной простуды, и мать попросила другую, вполне здоровую, читать первой вслух заданный на дом материал. Уроки сестры делали всегда вместе: одна читала вслух, другая слушала. В итоге — у одной развилась зрительная, у другой – слуховая память.
Итак, вмешательство матери изменило путь развития детей — без этого вмешательства у каждой девочки могла бы развиться и зрительная, и слуховая память. Мать как бы определила роли — кому читать, кому слушать.
С чего может начаться формирование роли
Представим, что двое мальчишек заблудились в лесу. Темнеет. Они торопятся. Им страшновато. Один (скорее это будет младший) говорит: «Я боюсь!» Как только он «занял место» боящегося, другому, который вот-вот готов заплакать от страха, ничего не остается, как успокаивать первого: «Ничего, не бойся!»
Вот вам и начало ролевых дорожек! Дальше родители, заметив различия в поведении, могут их усилить, определив одного из детей как храбреца, а другого как трусишку.
Нередко дети сами легко и охотно «вписываются» в готовые роли родительских сценариев, ограничивающие в дальнейшем возможности их развития.
Хорошенькая послушная дочка исполняет роль «хорошей девочки» — это приносит любовь родителей и всеобщее одобрение. Она ни на шаг не отходит от роли: внимательная и послушная со всеми старшими, не участвует в дворовых играх, где легко испачкать платье, никогда не нарушает данного слова и абсолютно не приемлет «плохих» мальчиков и девочек. И — побаивается их.
А ее брат, постоянно задирающийся, уже твердо усвоил: сестра — образец, радость родителей, ее превзойти невозможно. И одновременно обнаружил: поступая как «плохой мальчик», он все-таки привлекает к себе внимание родителей, пусть и негативное.
Дети быстро усваивают: «клоун» иногда может и тумака схлопотать, а вот беспомощный ребенок всегда найдет сочувствие, все стараются ему помочь.
Что плохого в навязанных ролях?
Ну и что — можете вы подумать, — дети от природы разные, вот и «вписываются» в разные роли. Что плохого, если кто-то называет старшего сына «домашний мудрец»: ведь он действительно «самый умный» — всегда находит первый решение домашних проблем, умеет помирить младших, даже родителей иногда успокаивает.
Беда для ребенка в том, что роль (любая) непременно ограничивает его развитие. А роль, как правило, достается не по собственному выбору, не по способностям или стремлениям, а по чужой воле, по «распределению» — родителей, учителей, счастливого или незадачливого случая.
Как навязанные в детстве роли осложняют жизнь?
Читайте также: Как научить ребенка писать грамотно?
«Храбрец» и «трусишка», может быть, вовсе и не отличаются один от другого. Нам ведь и неизвестно, храбры они или трусливы по сравнению с детьми своего возраста! Ясно лишь, что, если роли их зафиксируются, трудней будет тому, кто получил роль трусливого.
Впрочем, боязливому по природе, репутация храбреца тоже может осложнить жизнь. Ведь его, как и «мудреца», и «хорошую девочку», роль будет постоянно держать в напряжении: дети хотят быть любимыми, а, чтобы тебя любили, надо «соответствовать», поддерживать созданный образ.
Может возникнуть постоянная боязнь оказаться не на высоте, и одновременно — неприязнь братьев и сестер, не получивших такого признания окружающих.
Но главные проблемы могут возникать у ребенка, который оказывается на втором плане, в тени того света, которым озарена роль «успешного» ребенка. В семье, где одному из детей дается роль «умного», все прочие превращаются в глупых; рядом с «красавцем» — все остальные недостаточно симпатичны.