Как повысить самооценку ребёнка?

Как повысить самооценку ребёнка? – ответ на этот вопрос интересует многих родителей, которые сталкиваются с проблемой низкой самооценки у ребёнка.

Школа творчества Kreativity

Самооценка — это одна их самых важных характеристик личности, которая подразумевает оценивание личностью своих качеств, возможностей и способностей, а также определение своего места в социуме, т.е. среди других людей. От того, как ребёнок оценивает себя, будет зависеть его отношение к жизни — то, как он будет выстраивать взаимодействие с людьми и организовывать своё жизненное пространство.

С уровнем самооценки связаны такие важные качества личности, как умение находить решение проблемы и брать ответственность за свои поступки. Эти умения и навыки формируются в дошкольный период, когда ребёнок начинает общаться со сверстниками, самостоятельно принимать решения и выполнять действия. Если малыш не уверен в своих силах, боится неудачи и зависит от мнения окружающих, ему сложно справляться с ежедневными «проблемами», которые возникают по мере того, как он познаёт мир.

Родители должны стать для малыша наставниками, формирующими его представления о происходящем, вселяющими уверенность в собственные силы и способности. Зная, как повысить самооценку ребёнка, родители смогут помочь ему адаптироваться к жизни в социуме.

Содержание
  1. Какая бывает самооценка у ребёнка?
  2. Адекватная самооценка
  3. Завышенная самооценка
  4. Заниженная самооценка
  5. Как определить, что у ребёнка низкая самооценка?
  6. Причины формирования у ребёнка низкой самооценки
  7. Слишком высокие требования, предъявляемые ребёнком в семье
  8. Игнорирование мнения ребёнка
  9. Невнимательность к детским потребностям
  10. Родительская гиперопека
  11. Сравнение с другими детьми, которое формирует отрицательный образ ребёнка
  12. Наличие образца для подражания
  13. Неконструктивные критические замечания в адрес ребёнка
  14. Постоянные необоснованные наказания и оскорбления со стороны взрослых
  15. Заниженная самооценка у родителей
  16. Конфликтная ситуация в семье
  17. Как повысить самооценку ребёнка: советы и рекомендации родителям
  18. Учите общаться
  19. Советуйтесь с ребёнком
  20. Услышьте желания ребёнка
  21. Не критикуйте при людях
  22. Личный пример — лучший пример
  23. Откажитесь от гиперопеки
  24. Сравнения — под запретом
  25. Хвалите правильно
  26. Наказания, но только полезные
  27. Любите своего ребёнка

Какая бывает самооценка у ребёнка?

Какая бывает самооценка у ребёнка?

В психологии принято выделять несколько уровней самооценки. Её определение основано на том, как ребёнок взаимодействует с окружающей действительностью, как оценивает свои возможности в осуществлении какого-либо вида деятельности, как общается со сверстниками.

чек-лист скачать бесплатно

Адекватная самооценка

Ребёнок живёт в гармонии с окружающим миром. Он ответственно подходит к выполнению любого дела. Если что-то не получается, ребёнок с адекватной самооценкой может попросить помощь у сверстников или взрослых. Его не пугают ошибки, он с достоинством преодолевает препятствия на своём пути. У таких детей нет чувства страха перед неизведанным. В игре ребёнок часто становится лидером, к нему прислушиваются партнеры. Способность решать вопросы без конфликтов, справедливость и доброе отношение к людям делают детей с адекватной самооценкой душой компании, у них много друзей и знакомых.

Завышенная самооценка

Если самооценка завышена, ребёнок относится к окружающим свысока. Он всеми силами старается обратить на себя внимание, при этом считает, все средства хороши. Стремясь стать лидером среди сверстников, ребёнок часто нарушает границы дозволенного и не считается с правилами игры. Это раздражает других детей, и со временем они отказываются от общения с ним. Для ребёнка нет авторитетов, он не прислушивается к советам взрослых, часто поступает так, как считает нужным.

Заниженная самооценка

признаки низкой самооценки

Родителей детей с заниженной самооценкой интересует, как повысить самооценку ребёнка. Тревожность, неуверенность в собственных силах, обидчивость наблюдаются у детей с низким уровнем самооценки. Такие дети не умеют общаться, в компании сверстников держаться в стороне, не принимая участие в совместной деятельности. Формируя вокруг себя «стену», ребёнок замыкается в себе, стремится к уединению и одиночеству. Ему требуется помощь родителей, так как самостоятельно адаптироваться к окружающей действительности ребёнку сложно.

Как определить, что у ребёнка низкая самооценка?

как мотивировать ребёнка к учебе

Адекватная самооценка и уверенность в себе — это качества, которые являются залогом успешного будущего ребёнка, основой его благополучия.  Именно в дошкольный период, когда формируется представление ребёнка о самом себе, закладываются умения и навыки целеполагания (способности ставить цели и добиваться их), социального взаимодействия (умения устанавливать контакты и решать коммуникативные задачи) и адаптации (навыков приспособления и принятия новой обстановки, новых условий).

Как определить, что самооценка ребёнка занижена, чтобы родители могли ему помочь? Если родители знают, как повысить самооценку ребёнка, и делают всё возможное, для того, чтобы ребёнок научился ценить себя, то ему будет легче преодолевать трудности по мере взросления.

Прежде всего, взрослым необходимо обратить внимание на следующие особенности в поведении малыша.

  • Ребёнок боится общаться с другими детьми, предпочитая оставаться в одиночестве. Опасаясь насмешек и критики со стороны сверстников, он держится в стороне от шумных компаний одноклассников, у него нет друзей и знакомых.
  • Малыш не имеет собственного мнения, его поведение зависит от мнения других, более значимых, на его взгляд, сверстников. Он копирует их поведение, подражает им, даже если действия имеют негативный характер.
  • Ребёнок не верит в свои силы и не умеет радоваться своим успехам. Даже если у него что-то получается, он считает, что это случайность, которая вряд ли повторится. Осваивая новые для себя виды деятельности, такие дети сразу настраивают себя на провал и неудачу.
  • У ребёнка может отсутствовать желание что-либо делать, так как нет мотивации и установки на успех. При малейших сложностях отказывается от деятельности, не доводя начатое дело до конца.
  • Если ребёнок совершает ошибки, он долго не может забыть об этом.
  • В его лексиконе часто присутствуют фразы с отрицательной частицей «не» («не могу», «не буду», «не хочу» и т.д).
  • Стесняется называть по имени сверстников и взрослых, предпочитая вовсе не разговаривать.

Обнаружив у малыша эти признаки, обратите внимание на его самооценку. В совокупности эти характеристики присущи детям с низкой самооценкой, которая формируется под воздействием ряда факторов.

Причины формирования у ребёнка низкой самооценки

Если родители замечают, что у ребёнка заниженная самооценка, то стоит обратить внимание на то, как они взаимодействуют с собственным ребёнком.

Родители — это значимые взрослые, которые находятся рядом с ребёнком, формируя его представления об окружающей действительности. Учитывая тип семейного воспитания, которого придерживаются родители, можно выделить несколько причин формирования у ребёнка низкой самооценки, связанных с родительским поведением.

Слишком высокие требования, предъявляемые ребёнком в семье

Родители настаивают на том, что их чадо может и должно учиться лучше, требуя от него недосягаемых высот. У ребёнка не получается соответствовать требованиям взрослых, он замыкается в себе и теряет уверенность в собственных силах.

как научить детей учиться

Игнорирование мнения ребёнка

Родители не обращают внимания на то, что говорит ребёнок. В силу его возраста они считают, что его суждения ошибочны. Его мнения по любым вопросам родителям неинтересны.

Невнимательность к детским потребностям

Только родители знают, что лучше для их ребёнка. Неважно, что чадо хочет рисовать, будем ходить на английский. Иностранный язык пригодится больше, чем какие-то пейзажи или портреты, нарисованные неумелой детской рукой.

Родительская гиперопека

Ребёнка окружают заботой, ограждая от всех трудностей. Он не умеет самостоятельно принимать решения: всё делает так, как говорят родители. Почувствовав опасность, предпочитает прятаться за спину взрослых. Плохо идет на контакт. Ребёнок не уверен в своих силах и считает, что без родителей не справится с проблемой.

Сравнение с другими детьми, которое формирует отрицательный образ ребёнка

Как часто родители ставят в пример соседского мальчишку, который хорошо себя ведёт, или одноклассника, отличающегося примерной успеваемостью. Восхваляя успехи и достижения других, родители тем самым принижают достоинства собственного ребёнка.

Наличие образца для подражания

Причины формирования у ребёнка низкой самооценки

Ребёнка не воспринимают таким, какой он есть. Ему нужно быть кем-то, кто лучше его, чтобы заслужить доверие взрослых.

Неконструктивные критические замечания в адрес ребёнка

Постоянное давление на ребёнка в виде критических замечаний по любому поводу. Не так надел свитер, неправильно выполнил задание, плохо отвечал на уроке – вместо того, чтобы вместе решить эти проблемы, взрослые лишь усугубляют их, обвиняя, но не показывая вариант выхода из ситуации.

Постоянные необоснованные наказания и оскорбления со стороны взрослых

Когда ребёнка наказывают за каждую шалость или провинность, у него формируются чувства ненужности и отрицания любых проявлений нежных чувств и любви со стороны родителей. Называя ребёнка уничижительными словами и выражениями («тупица», «свинья», «Что за ребёнок!»), родители унижают его, не давая возможности для формирования положительной оценки его качеств. Особенно страдает ребёнок, когда родители не стесняются прилюдно давать негативную характеристику своему малышу или отрицательно оценивать его поведение. «Если родители так считают, значит, это так и есть», — вот что думает малыш, слыша упрёки в свой адрес.

Заниженная самооценка у родителей

Дети дошкольного возраста во всём копируют родителей. Видя, что у мамы или папы нет уверенности в собственных силах, а есть боязнь что-либо делать и принимать решение, ребёнок будет вести себя так же.

Конфликтная ситуация в семье

Если мама и папа постоянно выясняют отношения при ребёнке, это сказывается на его психическом развитии. Уровень самооценки значительно ниже у тех детей, в семье которых складываются недоброжелательные и неуважительные отношения между членами семьи. Особенно это касается малышей, которые являются не единственными детьми и вынуждены скрывать свои чувства и переживания.

Как повысить самооценку ребёнка: советы и рекомендации родителям

Как повысить самооценку ребёнка: советы и рекомендации родителям

Советы и рекомендации о том, как повысить самооценку ребёнка, тесно связаны с причинами формирования низкого уровня самооценки.

Учите общаться

Ребёнку важно социализироваться, научиться правильно взаимодействовать с окружающими людьми. Задача родителей – сделать процесс социализации успешным и продуктивным. Застенчивые малыши с низкой самооценкой часто испытывают стресс при общении, стараясь минимизировать контакты или совсем отказаться от них. Родителям необходимо научить малыша техникам и приёмам общения: как правильно начать разговор, как его закончить; как поблагодарить собеседника, попросить или предложить ему помощь). В некоторых случаях понадобятся специальные психологические тренинги и упражнения, которые помогут ребёнку преодолеть страх и неуверенность в общении.

Советуйтесь с ребёнком

Дайте ребёнку почувствовать, что его мнение важно для вас. Спрашивайте, что он думает по тому или иному поводу, принимая решения в семье. И пусть не всегда детское мнение совпадает со взрослым, ребёнок почувствует, что его ценят, уважают, с ним считаются и его мнение — не пустой звук.

Услышьте желания ребёнка

мама с детьми готовят

Читайте также: Непоследовательность родителей: распространенная ошибка семейного воспитания

Откажитесь от своих ожиданий в отношении ребёнка. Ваш ребенок — это не вы, это другой человек со своими желаниями, способностями и неудачами. Прислушайтесь к тому, что ему нравится и дайте шанс осуществить это. И пусть на его пути будут ошибки и разочарования, но это его опыт и его история. Детство прекрасно тем, что можно пробовать себя в различных ролях, не боясь быть отвергнутым и непонятым. Направляйте малыша в его начинаниях, отпустив ожидание фантастического результата, но не забывая про обсуждение причин неудач.

Не критикуйте при людях

Вот уж любят некоторые родители показательные выступления с нравоучениями на публике. Нельзя критиковать ребёнка, если рядом находятся посторонние люди. Воздержитесь от любых характеристик и разговаривайте с ребёнком один на один.

Личный пример — лучший пример

Прежде чем требовать от малыша заоблачных результатов, посмотрите на себя со стороны. Всегда ли вы действуете решительно и смело или стараетесь избежать ответственности, оставаясь в тени? Дети копируют родителей. Часто не только слова, произнесённые взрослыми, слышаться из уст ребёнка, но действия родителей становятся для него образцом поведения. Создавайте тёплую дружескую атмосферу в семье, где все члены семьи относятся друг к другу с любовью и уважением.

Откажитесь от гиперопеки

Позвольте ребёнку самому решать, чем заняться в выходные: пойти в кино, в любимое кафе или остаться дома. Поддержите его в этом решении, подчеркнув, что именно он выбрал этот вид деятельности. Учите его нести ответственность за свой выбор. Начиная с малого, постепенно доверяйте ему более серьёзные дела, направляя и поддерживая в его начинаниях.

Сравнения — под запретом

Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя сравнивать ребёнка с другими. Он не хуже того соседского мальчика, который хорошо читает и играет в шахматы. Он просто другой, со своими достоинствами и недостатками. Можно сравнивать ребёнка с самим собой (каким он был вчера, а каким стал сегодня), подчёркивая положительную динамику в развитии его личности («Какой красивый рисунок у тебя сегодня получился!» или «Ты сегодня гораздо лучше читаешь стихи!»).

Иногда родители специально ставят в пример ребёнку более успешного сверстника, надеясь, что их ребёнок воспримет это как своеобразную мотивацию и будет стремиться стать лучше. Однако при низкой детской самооценке этот приём не работает. Ребёнок может замкнуться в себе, и заслужить его доверие будет непросто.

Хвалите правильно

Хвала и поощрение очень нужны малышу. Ведь в них заключается одобрение самых важных для него людей — родителей. Не скупитесь на приятные слова для своего чада.

Особо робких малышей следует похвалить заранее («Ты справишься!», «У тебя всё получится!», «Ты сделаешь это!»). Подбадривая ребёнком перед началом нового дела, вы как бы программируете его на успех.

Однако нужно хвалить за конкретные дела, которые ребёнок выполняет сам. Если ребёнок не участвовал в какой-либо деятельности, то просто не акцентируйте на этом внимание.

Наказания, но только полезные

Наряду с похвалой и поощрениями существуют и наказания. Здесь важно не перейти ту тонкую грань, которая отделяет этот метод воспитания от такого явления, как проявление агрессии. Никогда не прибегайте к физическим и психологическим наказаниям. Так вы только воспитаете ненависть и получите обратный эффект. Лучше воздействовать словом.

Не наказывайте ребёнка за то, что произошло когда-то в прошлом. Если вы заключили перемирие с ребёнком и он понял, что сделал неправильно, лучше забыть об этом, чтобы не вызвать в нём «чувство вины».

Если сомневаетесь, стоит ли наказать малыша за какую-то провинность, лучше откажитесь от этой меры воздействия. Всегда старайтесь решить конфликт мирным путём.

Никогда не забирайте дорогие ребёнку вещи. Он воспримет это как предательство, тем более любимые игрушки не виноваты в том, что произошло.

Не вымещайте своё плохое настроение на ребёнке: он не виноват, что вы расстроены, проблемы на работе или что-то складывается не так, как хотелось бы.

Любите своего ребёнка

Как повысить самооценку ребёнка: любите своего ребёнка

Наверное, это самый главный совет, который можно дать родителям, интересующимся, как повысить самооценку ребёнка. Это качество личности не наследуется, оно формируется под воздействием той семейной обстановки, в которой развивается личность ребёнка, происходит становление его нравственных качеств. Любите своего ребёнка, и тогда окружающий мир ответит ему взаимностью.

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

развивающие игрушки для детей
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Растём вместе
Добавить комментарий