Как развить ответственность ребенка? В статье рассматривается конкретная ситуация из жизни 9 летнего ребенка и его мамы, на примере которой обсуждается развитие чувства ответственности. Мама хочет показать ребенку последствия его безответственного отношения к сбору вещей, но при этом боится, лишив его желанного, нанести вред их взаимоотношениям. История рассказанная психологом.
Суть проблемы
Как-то утром мне позвонила клиентка с просьбой оперативно помочь решить ситуацию с дочерью. Суть проблемы была в том, что девочка 9 лет должна идти с классом на экскурсию. Девочка туда очень хочет. Мама напомнила ей собраться в школу, дала деньги на поездку и уточнила, убрала ли она их. На что ответ получила положительный. А утром, уже из школы позвонила в слезах, сказав, что деньги забыла дома. Мама приняла это как вранье (ведь дочь сказала, что все подготовила!), и запретила ехать с классом. И вроде как школа рядом, можно занести, но мама решила проявить строгость.
А дальше начались душевные терзания, с которыми и обратилась ко мне. Выглядело это так:
- Ребенок наверняка на всю жизнь запомнит эту ситуацию. И впредь будет внимательнее, не будет «хитрить», сформируется шаг к привычке «все делать вовремя».
- А с другой стороны девочка всю жизнь будет помнить, что мама не поддержала ее, не помогла. Это впоследствии может сказаться на их отношениях, на доверии.
Как развить ответственность ребенка: две линии поведения
А теперь давайте чуть подробнее разберем эти две линии.
Учимся на ошибках
Действительно, отрицательный опыт формирует привычку действовать определенным образом. Но, подкрепленные негативными эмоциями, воспоминаниями, они работают по принципу «избегания неудач» (чтобы не ругали, например). В нашей ситуации это может выглядеть так: девочка будет все делать заранее, но лишь для того, чтоб снова эти чувства не испытать. Кроме того, будет всегда преследовать дополнительная тревожность («Все ли взяла?», «А вдруг забыла?»).
Таким образом, метод воспитания через «проучить», несомненно, полезен, но стоит оставить его на крайние меры.
Образ мамы — помощницы
Это тема для отдельной статьи. Здесь очень много взаимосвязей и запутанных нитей: сказываются отношения с мамой и бабушкой, их образы, и уже имеющиеся отношения с ребенком. Ведь раз такой вопрос встает, значит раньше ситуации разрешались по-другому. Как? Почему? Стоит ли резко менять этот уклад?
Мама — это первый и самый важный человек в жизни, принимающий наиболее активное участие в развитие личности. Ребенок маме доверяет, а сквозь это — доверяет миру.
Если ребенок привык получать помощь от мамы всегда, независимо от ситуации и своей роли в ней, то не получив ее однажды (особенно в значимой ситуации), может пошатнуться доверие. А какое доверие может быть к миру, где даже маме доверять нельзя?! И дело не в том, что ребенок не будет доверять людям, он не будет доверять даже близким людям, закроется.
Ребенку нужна ваша помощь? Три важных вопроса
Читайте также: Воспитание через директивы: последствия
Проанализировав эти моменты, мама приняла решение не отказывать дочери в поездке. Но саму ситуацию не бросать, обсудить уже вечером: какие могли бы быть последствия, понимает ли ребенок, что мама не всегда может оказаться рядом, не всегда может помочь.
Далее необходимо выяснить для себя некоторые моменты во взаимоотношениях с ребенком:
- Понять, что есть помощь? Поддержка, объяснение, совместная работа или просто -«сделать за ребенка»?
- В каких ситуациях чаще требуется помощь? В каких уже не требуется? Как к этому пришли?
- Вместе с ребенком выбрать несколько дел, за которые он будет ответственным. Это может быть все тот же сбор портфеля к школе. Договоритесь, что дитя делает это самостоятельно, без всякой помощи, а потом и без напоминания. И ответственность несет сам!
Конечно, в рамках этой статьи удалось лишь затронуть тему формирования ответственности у ребенка. Ведь каждый ребенок индивидуален, и нет одинаковых взаимоотношений. Но ответственность — это важное качество для любого человека, поэтому каждому стоит остановиться ненадолго и задуматься, насколько хорошо развито это качество в наших детях.