Как темперамент ребёнка влияет на его успехи в школе?

Психологи заметили, что темперамент ребёнка влияет на его успехи в школе. Одни дети успешно справляются со школьной программой. Другим требуется приложить максимум усилий, чтобы получить хорошую оценку. И тем, и другим, даётся одинаковое задание и время на его выполнение. Тогда почему такие разные результаты и затраты сил и энергии?

Темперамент и его типы

Как темперамент ребёнка влияет на его успехи в школе

Способность ребёнка к обучению и успеваемость связаны с особенностями функционирования нервной системы. А именно с такой характеристикой, как возбудимость центральной нервной системы.

В психологии совокупность психофизиологических особенностей личности, которые связаны с возбудимость центральной нервной системы, принято называть темпераментом. С этим понятием связаны такие процессы головного мозга, как скорость и сила возбуждения и торможения. Поэтому темперамент влияет не только на эмоционально-волевую сферу личности, но и определяет модель поведения, способ и скорость реагирования на различные ситуации.

Темперамент является врождённой характеристикой личности и в течение жизни практически не меняется. Определить его тип можно уже в первые годы жизни ребёнка, когда он начинает познавать жизнь и устанавливать первые контакты с окружающими.

Существует 4 типа темперамента человека, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса — как в школе, так и дома. Принято выделять такие типы, как:

  • меланхолик;
  • флегматик;
  • сангвиник;
  • холерик.

В чистом виде эти типы не встречаются, но характерно преобладание одного из них.

Меланхолик — слабый, чувствительный, тревожный, замкнутый. Часто находится в тени и предпочитает одиночество.

Флегматик — сильный, но спокойный и рассудительный, целеустремленный и находчивый. Знает, чего хочет, и идёт к своей цели медленно и упорно.

Сангвиник — сильный, неуравновешенный, общительный, активный. Общительность и эмоциональность делают его привлекательным в глазах окружающих.

Холерик — сильный, эмоциональный и взрывной, но активный и трудолюбивый. Не выдерживает критики и замечаний, не способен к самоконтролю.

Как учатся дети с разным типом темперамента?

Как учатся дети с разным типом темперамента

В том, что темперамент ребёнка влияет на его успехи в школе, сомневаться не приходится. Медлительность меланхолика и флегматика заметна на фоне детей с темпераментами сангвиника и холерика. Однако каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В образовательном процессе сложно учесть индивидуальные особенности детей. Но зная психологические аспекты личности ребёнка, связанные с типом темперамента, можно организовать учебную деятельность с учётом потребностей ученика.

Темперамент ребёнка: Меланхолик

Меланхолический тип темперамента откладывает свой отпечаток на то, как ребёнок учится и общается со сверстниками.

У меланхолика очень ранимая психика, он близко к сердцу воспринимает происходящее, переживает без повода. Высокая чувствительность и впечатлительность мешают ему полноценно учиться. Для ребёнка-меланхолика самое главное — безопасность.

Он боится трудностей, всего опасается, для него важно всё, что происходит вокруг. Сомневаясь в собственных силах, он замыкается в себе. Предпочитает оставаться в тени своих друзей, наблюдая за происходящим со стороны.

Неуверенность в себе, недоверчивость, мнительность и тревожность мешают ребёнку устанавливать социальные контакты и поэтому у него мало друзей. Среди одноклассников он незаметен, боится обратить на себя внимание. Психологическое состояние одиночества сказывается на его успеваемости.

Чрезмерная утомляемость приводит к тому, что ребёнок быстро утрачивает работоспособность. Он устаёт, и уже к третьему уроку ему сложно воспринимать учебную информацию. Ему необходимы более длительные и частые перерывы на отдых.

Детям-меланхоликам трудно даются публичные выступления. Ответить у доски или рассказать стихотворение — настоящее испытание для ученика с меланхолическим типом темперамента.

Настоящим стрессом для ребёнка оказываются обстоятельства, требующие немедленного принятия решения, за которое нужно нести ответственность. В учебной деятельности это ситуации, когда необходимо решать самостоятельную или контрольную работу.

Успеваемость в школе

Сильное эмоциональное напряжение в совокупности с тревожностью не дают ребёнку возможности успешно справиться с заданием. Ученик допускает ошибки, может пропустить буквы в словах. Ему сложно переключиться на другой вид деятельности. Даже если он хорошо знает материал, в проверочных работах он делает ошибки.

Меланхолики — тихие, послушные дети. Они предпочитают выполнять задание по четкой схеме или известному алгоритму, чем самим придумывать вариант решения. Ребёнок не любит суету и более успешен в выполнении однообразных учебных действий. Его стремление во всём дойти до сути и чрезмерная скурпулёзность помогают справляться с заданиями, требующими  монотонных действий.

Прилежность и аккуратность радуют родителей. Но им стоит обратить внимание на внутренний мир ребёнка, на его переживания. Меланхолики негативно относятся к критике в свой адрес, болезненно воспринимают замечания. Невзначай сказанное обидное слово они запоминают надолго и переживают по этому поводу. Родителям важно создавать ситуации успеха и проигрывать с ребёнком различные жизненные ситуации. Похвала и вера в ребёнка со стороны взрослых — лучшая поддержка для ученика с меланхолическим типом темперамента.

Темперамент ребёнка: Флегматик

Темперамент ребёнка: флегматик

Медлительность и трудоспособность детей-флегматиков проявляется во всех сферах жизни.

Главное для них — это спокойствие. Эта особенность темперамента ребенка влияет на его успехи в школе. Так же как и меланхолик, флегматик предпочитает монотонный вид деятельности, подчиняется правилам и инструкциям. Ему сложно переключиться с одного вида работы на другой. Особенную трудность ребёнок испытывает при выполнении письменных работ, когда он ограничен во времени.

Вообще ограничение по времени для флегматика недопустимо. Когда он торопится, он делает много ошибок. А с учётом того, что у флегматика замедлены темпы письма, чтения, счёта и других умственных действий, то ему требуется гораздо больше времени для выполнения заданий, чем его одноклассникам с другим типом темперамента.

Несмотря на медлительность и трудности при выполнении действий, требующих умственных усилий, флегматики стараются прилежно учиться и получают высокие оценки. Из них получаются хорошие исследователи и разработчики проектов. Если какая-то тема заинтересовала ученика-флегматика, то он стремится изучить ее досконально. При этом его не тяготит рутинная работа. Он внимательно изучает, сопоставляет, анализирует факты. Разбирается в самых сложных темах и пытается найти ответы на все вопросы.

Темперамент флегматика характеризуется эмоциональной устойчивостью, стабильностью чувств и настроений, его трудно вывести из себя. Такая особенность характера привлекает других ребят, и вокруг ребёнка-флегматика всегда собираются одноклассники.

Чтобы минимизировать негативные проявления темперамента ребёнка, родителям необходимо поработать над таким явлением как медлительность. Ускорить реакцию и темп психических процессов возможно путём тренировки и выполнения специальных упражнений. Эффективным приёмом является посещение спортивных секций, занятия командными видами спорта. Участие в соревновательной деятельности также будет способствовать формированию умения выполнять задания быстро и правильно.

Неправильные методы воспитания могут усугубить процесс, сформировав в ребёнке замкнутость, стремление отгородиться от внешнего мира, неуверенность в достижении успеха.

Темперамент ребёнка: Сангвиник

Весёлый, жизнерадостный, активный ребёнок — кажется, что для сангвиника нет никаких проблем и препятствий. Вокруг него всегда шумно и весело. Это лидер, душа компании. Все одноклассники для него друзья. Для сангвиника важно общение, обмен эмоциями с окружающими. Такие дети впечатлительны и эмоциональны. Но в отличие от меланхоликов, их чувства и переживания не отличаются глубиной.

Уникальная способность сангвиников приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, делает их успешными в любой деятельности. А энергичность и активность в делах способствует тому, что они быстро справляются с текущими проблемами и находят ответы на вопросы. Эти характеристики темперамента ребёнка влияют на его успехи в школе.

Сангвиники — самые активные и непослушные ученики в школе. Они с лёгкостью усваивают новый учебный материал, запоминают большой объём информации. Им интересно всё, что происходит вокруг. Поэтому они часто отвлекаются и могут пропустить нужные сведения. Быстрый темп речи, двигательная активность, мимика и жестикуляция характерны для ребёнка с сангвиническим типом темперамента.

Ребёнок уверен в себе и своих силах. Он считает, что для него не существует ничего невозможного и часто переоценивает свои способности. Ему сложно сконцентрироваться на задании. Особенно если его выполнение требует усидчивости, внимательности и долгого обдумывания. Сангвиник не любит анализировать, планировать, делать выводы. Отсюда поверхностное отношение к тому, что неинтересно и требует больших временных затрат.

Стараясь быстрее справиться с заданием, ребёнок допускает ошибки в счёте, написании слов. Не любит проверять правильность выполнения задания. Он не обращает внимания на аккуратность правописания. Его почерк небрежный и поэтому тетради имеют неаккуратный вид.

Сангвиник умеет работать в режиме многозадачности. Успешно переключаясь с одного вида деятельности на другой. Однако работа, особенно монотонная и однообразная, его быстро утомляет. И он старается как можно быстрее выполнить задание или вовсе избежать его выполнения. Чтобы сохранить продуктивность и интерес к учебной деятельности, нужно организовать работу в игровой форме с частыми перерывами на отдых.

Темперамент ребёнка: Холерик

Темперамент ребёнка: холерик

Читайте также: Что делает детей счастливыми?

Ребёнок-холерик — вспыльчивый, инициативный, неуравновешенный. Именно эти характеристики определяют особенности его характера.

Это сильный, но агрессивный и импульсивный темперамент. Так же как и сангвиник, холерик умеет быстро приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, ориентируется в больших объёмах информации. Часто спешит, что сказывается на его успеваемости в школе. Делает ошибки в словах, не дописывает буквы в словах и слова в предложениях.

Холерический тип темперамента соединяет в себе такие черты характера, как импульсивность и чрезмерная эмоциональность. Ребёнку-холерику трудно сдержать эмоции. И даже самый незначительный факт, касающийся его личности, может стать поводом для эмоционального всплеска.

Нетерпимость к замечаниям в совокупности с высокой самооценкой является причиной агрессивного поведения. Этот факт необходимо учитывать при выборе воспитательных методик. Это не означает, что нужно идти на поводу у ребёнка, когда он капризничает или совершает плохие поступки. Важно отвлечь внимание от раздражителя и направить его в другое русло. Ребёнок успокоится, придёт в себя, и уже не будет так критически воспринимать ситуацию.

Проблемы в учёбе и низкая успеваемость

Под воздействием эмоций холерик быстро принимает решения, которые не всегда оказываются верными. Отсюда проблемы в учёбе и низкая успеваемость. Небрежно пишет, торопливо читает, «проглатывая» и путая слова. Возникают проблемы с пересказом текста, так как ребёнок не всегда понимает смысл прочитанного. С такими детьми нужно разбирать текст, разбивая его на отрывки.

Холерик — способный и трудолюбивый ученик. Он быстро «загорается» в начале работы и так же быстро теряет интерес. Для таких деток скорость выполнения задания не имеет значения. Они готовы справиться с любым объёмом работы, невзирая на сложность и ограниченность во времени.

Родителям следует обратить внимание на эмоциональную сферу личности ребёнка-холерика, которая оказывает важное влияние на его успеваемость в школе и взаимоотношения с окружающими.

 

Зная особенности темперамента ребёнка, можно правильно организовать его учебную деятельность, помочь ему в освоении школьной программы. Заостряя внимание на сильных сторонах личности и корректируя слабые. Учитель или родители могут создавать ситуацию успеха, когда у ребёнка появляется осмысленное отношение к учёбе и формируется положительная установка на получение знаний.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-4348971-12", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-4348971-12", "type": "feed" }) })
Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Растём вместе
Добавить комментарий