Маленький исследователь. Как познаёт жизнь ребенок? Первые два года жизни ребенка — это период интенсивного когнитивного развития. За это время беспомощный новорожденный малыш превратится в решительного двухлетнего малыша, который смело откроет для себя мир. Как это возможно?
Младенцы познают свое окружение, а также свое тело чисто физически. Его первыми и наиболее важными инструментами для исследования мира являются чувства: осязание, слух, вкус, обоняние, зрение и так называемая проприоцепция, которая позволяет воспринимать ощущения, исходящие изнутри тела.
Приобретение новых навыков и опыта заставляет мозг в это время интенсивно расти. Сотни новых синапсов — связи между нейронами формируются всего за одну секунду. Все это означает, что каждая последующая неделя приносит с собой огромные изменения в когнитивном развитии малыша.
0-4 месяца. Я учусь хватать и удерживать
Новорожденный ребенок реагирует на раздражители, исходящие из окружающей среды, но большинство его действий основано на врожденных рефлексах.
Например, если вы коснетесь губ ребенка, он автоматически начнет сосать. И когда вы кладете ему на ладошку какой-то предмет, он инстинктивно сжимает пальцы. Эти врожденные реакции являются основой для развития дальнейших навыков.
Со временем, по мере того как малыш учится и тренирует свои рефлексы, например хватание, его действия будут становиться все более точными и целенаправленными. Благодаря этому он скоро сможет держать предметы и манипулировать ими, исследуя, таким образом, свое ближайшее окружение.
На этом этапе развития малыша больше всего интересуют движения и собственное тело. Младенцы любят играть пальцами и пинать ногами. Особенно интересны игрушки и другие предметы.
4-8 месяцев. Я хочу знать, как это работает
Когнитивное развитие тесно связано с физическим развитием. С 4-го или 5-го месяца жизни младенцы начинают очень интересоваться окружающим миром, чему способствует способность поднимать и удерживать голову, а затем садиться.
Младенцы более уверенно манипулируют игрушками. Их интересует, как работают объекты. Как только они обнаруживают, что погремушка гремит, они попытаются манипулировать ею, чтобы повторить услышанный шум.
Они открыты для социального взаимодействия и любят веселиться. Они уже хорошо умеют предсказывать простые кульминационные моменты в игре, и им нравится их обнаруживать. Это время, когда воспитатели начинают замечать, что ребенок явно злится и расстраивается, когда, например, что-то идет не так.
Как познаёт жизнь ребенок: 8-12 месяцев. Открываю для себя окружающую среду
8 месяцев жизни — еще одна веха в когнитивном развитии малыша, и все благодаря навыкам ползания, которые он только что приобрел или приобретает. Умение передвигаться самостоятельно открывает для ребенка новые возможности.
Наконец, он сам может выбирать предметы, которые его интересуют, и идти к ним. С одной стороны, эта свобода доставляет ему огромную радость, а с другой — вызывает страх и неуверенность.
Ребенок охотно исследует окружающую среду, но ему необходимо присутствие опекуна, чтобы чувствовать себя в безопасности и иметь возможность обратиться к нему за поддержкой. На этом этапе развития маленький ребенок только начинает понимать закон постоянства объекта, согласно которому мама или папа не исчезают, когда их не видно.
От года до полутора лет: постоянно экспериментируем
Годовалые дети уже опытные исследователи этого мира. Как и ученые, они выдвигают гипотезы, а затем проверяют и подтверждают их. Их интересует все: туалетная бумага, столовые приборы, найденные на прогулке палочки. Их лучшее развлечение — это обнаруживать методом проб и ошибок способы использования предмета.
На этом этапе развития ребенок стремится брать и намеренно бросать предметы, чтобы понаблюдать за тем, что происходит, например, если они издают какие-либо звуки. Все лучшая и лучшая координация движений заставляет малыша экспериментировать со своим движением — он любит подниматься и опускаться с высоких предметов.
Ребенок начинает подражать поведению взрослых, например, делает вид, что разговаривает по телефону, мешает ложкой в тарелке и т.д.
Как познаёт жизнь ребенок: от полутора до двух лет
Читайте также: Доверительные отношения с детьми: 4 простых правила
Пришло время для огромного скачка в когнитивном развитии. Ваш малыш понимает все, что вы ему говорите, и может выполнять простые просьбы. Он все лучше и лучше общается и успешно использует новые слова, которые заучивает каждый день.
Ребенка все чаще привлекают к символическим играм. Используя игрушки он играет дома, за едой, в кабинете у врача. Это требует от него не только развитой способности подражать взрослым, но также способности планировать и понимать принципы причинной связи. Именно эти игры станут залогом развития социальных и эмоциональных компетенций ребенка.