Мелкая моторика: 15 идей для занятий с ребенком. Не зря говорят, что правильно развитые в дошкольном возрасте небольшие двигательные навыки облегчают детям начало учебы в школе. Развитие мелкой моторики помогает детям стать самостоятельными. Она необходима для развития независимости, например, самостоятельно одеваться, а также в более успешном освоении письма и рисования. Так что же это такое и как развивать мелкую моторику у детей?
Что такое мелкая моторика?
Говоря о физической подготовленности ребенка, обычно имеются в виду большие двигательные навыки, т.е. движения, которые затрагивают все тело или значительную его часть.
Однако помимо большой моторики, важное значение имеет мелкая моторика, она состоит из мелких двигательных навыков (гибкость и ловкость пальцев). Расстройства первого, могут повлиять на трудности в развитии второго.
Именно поэтому важно дать ребенку свободу движений с первых дней жизни и стимулировать общее физическое развитие, а затем облегчить тренировку рук и пальцев, полезную уже в младенчестве, например, для хватания игрушек.
Малые двигательные навыки – это движения с участием пальцев и рук, которые требуют соответствующей скорости движений и их точности. Конечно, это требует концентрации внимания и сосредоточенности. Задачи, требующие хорошо развитой малой моторики, включают в себя как графомоторные упражнения, так и самообслуживание. Без его эффективности было бы невозможно даже застёгивать пуговицы, завязывать туфли, красить, писать или лепить из пластилина. В развитии мелкой моторики помогут детский развивающий коврик для малышей до года, а также всевозможные бизиборды для детей постарше.
Мелкая моторика: нарушения
В любом аспекте развития можно иметь дело с определенными отклонениями от нормы, а также со значительными нарушениями. Если, например, ребенок недоношен или его общая физическая подготовка находится на более низком уровне, чем у сверстников, то развитие мелкой моторики будет происходить медленнее.
Упражнения и игры в правильной форме позволят развить уровень мастерства в этой области. С другой стороны, если эти отклонения значительны, может потребоваться помощь специалистов.
Малая моторика – расстройства
Они могут иметь различные субстраты:
- аномальный мышечный тонус;
- плохая адаптация осанки, препятствующая точным движениям;
- нарушения поверхностных ощущений;
- ослабленные эквивалентные механизмы;
- проблемы со зрительным восприятием, дефекты зрения;
- нарушения зрительной координации.
В ситуации, когда подозреваются вышеперечисленные отклонения у ребенка, следует обратиться к врачу для определения причин и правильной терапии. Например, в случае дефектов зрения может быть достаточно использовать соответствующие очки, чтобы пройти проблемы с точными движениями рук.
Идеи для развития мелкой моторики у ребенка
Читайте также: Пазлы для самых маленьких
Для того чтобы ребенок был более самостоятельным (застегивал пуговицы, молнии, завязывал шнурки) и справлялся с графомоторными упражнениями, ему необходима адекватная ловкость рук и пальцев. Так как же практиковать мелкую моторику, чтобы облегчить развитие ребенка в этой области?
Мелкая моторика – упражнения:
- Пальчиковые игры, например, сорока, трубочист по лестнице, мистер Большой палец и т.д.
- Рисование пальцами и ладошками, погруженными в краску.
- Игра с различными пластическими массами, погружение в них рук, разминание, создание роликов или шариков, формирование различных форм.
- Нанизывание, например, бусин, пуговиц или макарон на более или менее жестких струнах, нитях или палочках.
- Слезные наклейки – ребенок может разорвать страницы на кусочки любой формы или попытаться порвать определенную форму, а затем наклеить ее на лист бумаги клеевой палочкой или намазать кистью.
- Штамповка готовыми штампами или, например, картофельными штампами. Можно создавать абстрактные композиции или, например, контуры со следами.
- Одевание – надевание носков, застегивание и расстегивание молний, пуговиц (сначала большие, свободно скользящие).
- Игры на кухне – окунание рук в крупы, фасоль, горох или бусы различных размеров, пересыпание их из одного блюда в другое (чашка, миска, миска), ношение их в руках, пальцах или на столовой ложке.
- Конструкторы и пазлы: укладка блоков и головоломок.
- Игра прищепками для развешивания белья – сначала взрослый застегивает прищепки на одежде или на мягких игрушках, а ребенок снимает их, затем пытается прицепить самостоятельно.
- Бумажные шарики – дробление газет или ненужных листов, катание готовых шаров и бросание их.
- Игра с маленькими шариками – катание пальцами, массаж рук, метание и ловля.
- DIY игры – ввинчивание шурупов, использование отверток.
- Работа с ножницами – обучение хватать, открывать и закрывать ножницы, резать полоски бумаги и позже вырезать фигуры.
- Рисование следов палкой на песке или мелом на тротуаре, раскраска, рисование на бумаге.
Мелкая моторика у детей может быть легко развита во время повседневных игр. Однако необходимо позволить ребенку сделать это и предоставить необходимые «инструменты». Руки и пальцы малышей могут отлично практиковать спонтанные игры, например, в песке и грязи, при расстановке композиций из палочек и камней или вытаскивании крошек из пакета печенья. Также стоит организовать несколько игр, чтобы ребенок мог познакомиться с различными фактурами и консистенциями.