Особые способности детей – возможный путь к решению проблем в обучении. В статье рассказывается о ребёнке, которого родители считают «неусидчивым» и «гиперактивным», что может вызвать проблемы при поступлении в первый класс. Психолог расскажет, что решение проблемы можно найти через особые способности ребёнка.
Суть проблемы: родители считают ребёнка «неусидчивым» и «гиперактивным»
Идея этого текста появилась у меня после того, как я провела консультацию в семье, где старшего ребёнка начали готовить к скорому отправлению в первый класс.
Родители были обеспокоены тем, что ребёнку будет трудно соблюдать дисциплину в школе. Жаловались на то, что ребёнок «гиперактивный», «неусидичивый», «невнимательный». Сомневались, знает ли их сын цифры. Сможет ли запомнить буквы, научиться читать, справляться с уроками. То есть испытывали стандартный набор страхов, с которым сталкивается родитель ребёнка дошкольного возраста.
Особые способности детей — могут помочь принципы и методы нарративной терапии
В своей работе с семьями я опираюсь на принципы и методы нарративной терапии. Один из основных приемов нарративного консультанта — экстернализация. То есть отделение проблемы от человека, вынесение ее вовне.
Это дает возможность ребёнку и родителям взглянуть на проблему со стороны. Легче понять ее хитрости и «обезвредить» её. Такой прием позволяет убрать чувство вины и стыда, которые, как правило, испытывает ребёнок из-за своей проблемы.
А также позволяет ребёнку разработать собственный арсенал средств для борьбы с проблемой. Поэтому в начале беседы я старалась рассмотреть проблему отдельно от личности ребёнка.
Потом обсуждала с семьей, где и при каких обстоятельствах чаще всего проявляется:
- «отвлекаемость»;
- «нежелание делать задания дома»;
- «неусидчивость»;
- «гиперактивность»;
- а так же в каких сферах жизни ребёнка эти проблемы не возникают.
В ходе общения и наблюдений за ребёнком выяснилось, что его чрезмерная активность пропадает, когда ребёнок занимается делом, требующим не только внимания и усидчивости, но и творческого подхода: лепит, клеит или что-то сооружает. Эти занятия увлекали его, заставляя подходить к выполнению задач с большим старанием. В итоге я предложила семье использовать именно эти особые способности и увлечения ребёнка в процессе обучения.
План работы с ребёнком
- Мой план выглядел так: для начала я предложила ребёнку выступить в роли учителя и помочь выучить цифры Желторотику. Так зовут игрушку в моем кабинете. Цифры же я предложила слепить из пластилина. Оказалось, что ребёнок (вопреки опасениям родителей) уже знает все цифры. Он с большим удовольствием слепил их для своего «ученика». Никакой «отвлекаемости», «неусидчивости», «гиперактивности» во время лепки ребёнок тоже не демонстрировал.
- В результате ребёнок ощущал гордость за то, что не только занял важное место учителя, но и достойно справился со своей ролью. Родители были удивлены и отметили, что время прошло намного быстрее и веселее, чем обычные занятия по изучению букв и цифр, которые раньше сопровождались слезами и криками.
- На следующую консультацию ребёнок принес уже готовые буквы для Желторотика. Рассказал, что сделал их в гостях у бабушки. У него возникла проблема: у бабушки не было клея. Но ребёнок сам нашел выход: он придумал соединять полоски в буквы при помощи изоленты. И решение смастерить буквы ребёнок принял сам. Родителям не нужно было, как раньше, уговаривать или заставлять его.
Так родители ребёнка поняли, что раньше либо просто не замечали, либо не считали важными эти способности ребёнка к конструированию, его изобретательность и творческие навыки. Они были уверены, что наиболее важные знания – это умение считать и читать, чему и пытались научить сына, не учитывая особенности ребёнка и его предпочтения.
Причина была в том, что родители, усиленно готовя ребёнка к школе, руководствовались требованиями школы к будущим первоклассникам. В этих требованиях, в основном, ценятся знания и способности связанные с учебной деятельностью. А «особые способности» детей считаются второстепенными и незначительными.
А ведь эти «особые способности» могут быть той «дверцей» к успешному обучению и адаптации ребёнка к школе, к чему стремятся и родители и педагоги.
Особые способности детей: Как родителям найти лучший способ помочь своему ребёнку?
Читайте также: Мультфильмы для детей: как подобрать – советы родителям
Учитывая приведенный мною случай, могу предложить родителям понаблюдать за тем, что увлекает и интересует ребёнка. Что он делает хорошо, найти ту «территорию», где ребёнок чувствует себя комфортно, может саморазвиваться. И в конечном итоге почувствовать себя успешным.
Таким образом можно уже в раннем возрасте открыть у своего ребёнка особые способности, а может и полноценные таланты. И использовать их для преодоления проблем в процессе обучения или других областях жизни, где возникают какие-либо трудности.
И если вам трудно самостоятельно определить метод поиска таких способностей у вашего ребёнка – то помните, что взгляд со стороны (особенно взгляд детского психолога) может помочь найти неожиданные и действенные способы.