Особые способности детей – рассказывает психолог

бесплатный 10-ти дневный курс по Яндекс Директ

Особые способности детей – возможный путь к решению проблем в обучении. В статье рассказывается о ребёнке, которого родители считают «неусидчивым» и «гиперактивным», что может вызвать проблемы при поступлении в первый класс. Психолог расскажет, что решение проблемы можно найти через особые способности ребёнка. 

Суть проблемы: родители считают ребёнка «неусидчивым» и «гиперактивным»

гиперактивный ребенок

Идея этого текста появилась у меня после того, как я провела консультацию в семье, где старшего ребёнка начали готовить к скорому отправлению в первый класс.

Родители были обеспокоены тем, что ребёнку будет трудно соблюдать дисциплину в школе. Жаловались на то, что ребёнок «гиперактивный», «неусидичивый», «невнимательный». Сомневались, знает ли их сын цифры, сможет ли запомнить буквы, научиться читать, справляться с уроками. То есть испытывали стандартный набор страхов, с которым сталкивается родитель ребёнка дошкольного возраста.

Особые способности детей — могут помочь принципы и методы нарративной терапии

девочка гладит лошадь

В своей работе с семьями я опираюсь на принципы и методы нарративной терапии. Один из основных приемов нарративного консультанта — экстернализация, то есть отделение проблемы от человека, вынесение ее вовне. Это дает возможность ребёнку и родителям взглянуть на проблему со стороны, легче понять ее хитрости и «обезвредить» её.

Бесплатный 10-ти дневный интенсив по освоению удаленной профессии КОПИРАЙТЕР

Такой прием позволяет убрать чувство вины и стыда, которые, как правило, испытывает ребёнок из-за своей проблемы. А также позволяет ребёнку разработать собственный арсенал средств для борьбы с проблемой. Поэтому в начале беседы я старалась рассмотреть проблему отдельно от личности ребёнка.

Потом обсуждала с семьей, где и при каких обстоятельствах чаще всего проявляется:

  • «отвлекаемость»;
  • «нежелание делать задания дома»;
  • «неусидчивость»;
  • «гиперактивность»;
  • а так же в каких сферах жизни ребёнка эти проблемы не возникают. 

В ходе общения и наблюдений за ребёнком выяснилось, что его чрезмерная активность пропадает, когда ребёнок занимается делом, требующим не только внимания и усидчивости, но и творческого подхода: лепит, клеит или что-то сооружает. Эти занятия увлекали его, заставляя подходить к выполнению задач с большим старанием. В итоге я предложила семье использовать именно эти особые способности и увлечения ребёнка в процессе обучения. 

План работы с ребёнком

мама с ребёнком занимаются

  1. Мой план выглядел так: для начала я предложила ребёнку выступить в роли учителя и помочь выучить цифры Желторотику (так зовут игрушку в моем кабинете). Цифры же я предложила слепить из пластилина. Оказалось, что ребёнок (вопреки опасениям родителей) уже знает все цифры, которые он с удовольствием слепил для своего «ученика». Никакой «отвлекаемости», «неусидчивости», «гиперактивности» во время лепки ребёнок тоже не демонстрировал. В результате ребёнок ощущал гордость за то, что не только занял важное место учителя, но и достойно справился со своей ролью. Родители были удивлены и отметили, что время прошло намного быстрее и веселее, чем обычные занятия по изучению букв и цифр, которые раньше сопровождались слезами и криками. 
  2. На следующую консультацию ребёнок принес уже готовые буквы для Желторотика. Рассказал, что сделал их в гостях у бабушки. У него возникла проблема: у бабушки не было клея. Но ребёнок сам нашел выход: он придумал соединять полоски в буквы при помощи изоленты. И решение смастерить буквы ребёнок принял сам – родителям не нужно было, как раньше, уговаривать или заставлять его. 

Так родители ребёнка поняли, что раньше либо просто не замечали, либо не считали важными эти способности ребёнка к конструированию, его изобретательность и творческие навыки. Они были уверены, что наиболее важные знания – это умение считать и читать, чему и пытались научить сына, не учитывая особенности ребёнка и его предпочтения.

Причина была в том, что родители, усиленно готовя ребёнка к школе, руководствовались требованиями школы к будущим первоклассникам, в которых, в основном, ценятся знания и способности связанные с учебной деятельностью, а «особые способности» детей считаются второстепенными и незначительными. А ведь эти «особые способности» могут быть той «дверцей» к успешному обучению и адаптации ребёнка к школе, к чему стремятся и родители и педагоги. 

Особые способности детей: Как родителям найти лучший способ помочь своему ребёнку?

мама целует дочь

Читайте также: Мультфильмы для детей: как подобрать – советы родителям

Учитывая приведенный мною случай, могу предложить родителям понаблюдать за тем, что увлекает и интересует ребёнка. Что он делает хорошо, найти ту «территорию», где ребёнок чувствует себя комфортно, может саморазвиваться. И в конечном итоге почувствовать себя успешным.

Таким образом можно уже в раннем возрасте открыть у своего ребёнка особые способности (а может и полноценные таланты) и использовать их для преодоления проблем в процессе обучения или других областях жизни, где возникают какие-либо трудности. И если вам трудно самостоятельно определить метод поиска таких способностей у вашего ребёнка – то помните, что взгляд со стороны (особенно взгляд детского психолога) может помочь найти неожиданные и действенные способы.

бесплатный курс по нейрографике
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе
Добавить комментарий