Для многих родителей дисциплина означает наказание. Но на самом деле это сочетание похвалы и наказания. Похвала для детей очень важна! Она укрепляет самооценку ребенка и является отличной мотивацией к хорошему поведению.
Похвала для детей — хвалите чаще своего ребенка
Быть родителями просто? Вам может понравиться наша подборка: Лучшие курсы для родителей!
Если вы постоянно критикуете и жалуетесь на своего ребенка, возникнет следующая ситуация: ребенок хочет вашего внимания и любящей поддержки. Поэтому, если вы постоянно упрекаете его за то, с чем он не может справиться, ребенок решит, что он плохой и будет вести себя соответственно. Он конечно привлечет к себе ваше внимание, но поступки его будут подтверждать ваше мнение о нем. Урок, который выучит ребенок, будет следующим: если я сделаю что-то не так, это привлечет к себе внимание.
Однако, если вы хвалите то, что уже у него хорошо получается, вы, таким образом, сосредотачиваетесь на положительном. Тогда ребенок поймет, что если он что-то сделает правильно, то на него обратят внимание, и будет себя прекрасно чувствовать. Будет радоваться своим достижениям. И в будущем постарается почаще именно таким способом привлекать ваше внимание, а не дурными поступками.
В будущем он будет стараться чаще делать то, что было правильным, чтобы этого положительного внимания было все больше и больше. Многие родители недостаточно хвалят своих детей. Поэтому им нужно научиться хвалить их каждый день.
Похвала для детей важна: она укрепляет самооценку ребенка
В школе всех приучили к тому, что ошибки отмечены красным. Если что-то не работает, то все обращают внимание на это. С другой стороны, если что-то работает нормально, это воспринимается как должное, и никаким образом не отмечается взрослыми. Получается, у ребенка создается впечатление, что только на неприятные, раздражающие ситуации взрослые обращают внимание. Вот и получается, если хочешь внимания — сделай что-нибудь раздражающее и неприятное.
Как правило, дети тоже получают сигнал только тогда, когда что-то идет не так. Если они часто делают что-то неправильно, они слышат критику в свой адрес. Здесь работает принцип, согласно которому каждый должен учиться на своих ошибках. И все же в таких ситуациях дети приобретают уверенность в том, что они многое делают неправильно, то есть многого не могут. В результате самооценка падает, и ребенок испытывает страх перед новыми задачами.
Увидеть и отметить позитивное требует фундаментального сдвига в мышлении, и поначалу это не так просто. Похвала для детей очень важный элемент воспитания! Она укрепляет самооценку ребенка. Они осознают, что уже могут многое сделать, и подходят к новым задачам с большей смелостью и верой в свои способности.
Родители и учителя часто говорят, что не жалеют похвалы для своих детей и учеников. Однако, когда их спрашивают, какую черту они считают особенно положительной, они не знают. С другой стороны, педагоги обычно следуют принципу: сам факт того, что они не наказывают, является похвалой.
Важно говорить о поведении ребенка, а не о его личности, и поэтому не «будь хорошим мальчиком» или «будь вежливым ребенком», потому что всегда быть вежливым и добрым — недостижимая цель для ребенка.
Гораздо важнее назвать поведение, которое уже хорошо работает: «Мне понравилось, как ты повеселился со своей младшей сестрой». Позитивное поведение наиболее эффективно строится на похвале. Эта техника может похвастаться тем, что каждый маленький шаг идет в правильном направлении. Важно дать ребенку понять, что его хорошие поступки важны для вас и поощрить их похвалой.
Дневник хорошего поведения
Если родителям сложно найти что-то положительное в поведении своего ребенка, рекомендуется вести дневник положительного поведения ребенка. И обсуждать это с ним каждый день и объяснять ему, что было хорошим в его поведении сегодня. Так начинается движение с похвалы за каждый маленький шаг до достижения желаемого поведения.
Шестилетний ребенок должен понять, что нельзя брать вещи у других детей просто потому, что он хочет получить их сам. Вы должны объяснить ему, как вежливо спросить (примерное поведение) и похвалить его за это. Если — перед тем, как потянуться за выбранным предметом — он заранее попросит согласия у друга, значит урок усвоен. Затем вы должны сказать: «Ты молодец! Ты правильно сделал, что сказал, что тебе нужен этот красный маркер».
Постепенно требования к деткам возрастают: «Но ты же терпеливо и вежливо ждал фломастера от Лизы. Это замечательно!», «Ты сказал, пожалуйста — это отлично!».
Если желаемое поведение происходит регулярно, его следует должным образом похвалить и вознаградить. Со временем похвалу и награды можно использовать все меньше и меньше, но помните, что в принципе от них никогда не следует отказываться.
Возраст и похвала
Читайте также: Детский развивающий коврик: как выбрать?
Важно адаптировать похвалу к возрасту ребенка: малыши радуются, если родители хвалят их, но и любят физический контакт, то есть объятия и поцелуи. Старшие могут не захотеть, чтобы их обнимали на публике, им просто нужен сигнал — например, большой палец вверх.
Иногда подростки иронично реагируют на положительные комментарии. Если похвала немного надумана, они довольно сдержанно относятся к этому, утверждая, что это их смущает. Стоит помнить, что некоторые слова со временем изнашиваются. Так что вы должны проявлять творческий подход и думать о других подкреплениях. Это может быть листок бумаги в контейнере для завтрака или в книге, на подушке или в двери в комнату и т. д.
Маленьких детей нужно сразу хвалить! В то же время показывать малышам, что они нравятся родителям такими, какие они есть. Кроме того, когда вы воспитываете в малыше хорошее поведение, обнимайте его, слушайте, что он говорит, смотрите на него, уделяйте ему время, уважайте его.
Необходимо помнить:
- Сразу хвалите!
- Скажите именно то, что правильно!
- Хвалите только тогда, когда очень хотите!
- Никогда не смешивайте хвалу и критику!
- Хвалите как можно чаще!