Как принадлежность к группе сверстников может повлиять на психику ребёнка? Как формируются групповые нормы? От чего зависит положение ребёнка в группе? Принадлежность к той или иной группе сверстников играет важную роль в эмоциональном и социальном развитии ребёнка.
Одноклассники, помимо воспитательного влияния родителей и учителей, являются важным элементом процесса социализации. Будь то дошкольная группа, классная комната, спортивная команда или близкие друзья – все они влияют на восприятие мира и себя ребёнком.
Школьный класс и социальное развитие
В позднем детстве ребёнок становится частью формальной аудитории. Установление контактов в группе и нахождение своего места в ней зависит от коммуникативных навыков ребёнка и его ориентации в поведении других людей. Чем выше навыки ребёнка, тем лучшую позицию в группе он займет.
Обычно в каждой группе детей можно встретить популярного ребёнка, любимчика учителей, балагура, аутсайдера и так далее.
Дети также самостоятельно выделяют тех, кто не нравится им больше всего: молчаливых детей или провоцирующих других на споры и драки, избегающих участия в жизни класса. Занимаемые позиции, естественно, не являются постоянными, возможно перемещение внутри группы.
Детская дружба в позднем детстве основана на взаимном доверии и помощи друг другу. Ребёнок может стать чьим-то другом из-за своих особенностей, отношения к окружающим, характера. А сама дружба основывается на общности интересов и сходстве между сторонами.
На положительное признание группы могут рассчитывать те дети, которые достигают успеха в задачах и развитии навыков, отмеченные учителями, сверстниками и другими авторитетными фигурами. Обычно такие дети воспринимаются окружающими, как привлекательные, компетентные, активные, коммуникабельные.
Отсутствие привлекательности или плохая оценка учителя может привести к отсутствию социального успеха в классе. Это негативно влияет на благополучие ребёнка, его самооценку, развивает пассивность и беспомощность, чувство одиночества.
Контакты со сверстниками и эмоциональное развитие ребёнка
Различают следующие этапы развития межличностных контактов между детьми:
- дошкольный возраст — первая дружба, устанавливаются контакты для совместной игры;
- 8-12 лет – развитие партнерства и сотрудничества, чувство принадлежности к конкретной группе сверстников;
- 12 лет – крепкая дружба и усиление взаимопонимания.
После 9 лет наступает период предъявления требований, установления эмоциональных связей с друзьями того же пола. Он готовит ребёнка к романтическим отношениям с людьми противоположного пола в подростковом возрасте.
Только в конце позднего детства дети начинают более серьезно относиться к возможности подружиться с человеком противоположного пола. Это совпадает с периодом, когда играм приходит конец, а вместо них появляются первые заигрывания.
Дружба — это основа для дальнейшей дифференциации детей и улучшения их эмоционального состояния. У них есть возможность тренировать сочувствие, альтруизм и выражать гнев неагрессивным способом. Они учатся лояльности, преданности, солидарности, ответственности за друга и «свою» группу.
Группировка и социализация
Вхождение в группу сверстников не только является успешным результатом развития ребёнка, но и его естественной социальной потребностью. Постепенно ребёнок начинает все больше и больше считаться с мнением своих друзей, вплоть до своего рода рабства с точки зрения подчинения групповым нормам и мнениям друзей, что имеет место в раннем подростковом возрасте.
Сверстники, как индивидуально, так и в группе, становятся для ребёнка образцом мышления, восприятия, оценки и реагирования, а также способов общения. Они влияют на его отношение, предпочтения и выбор (например, в области моды), а также на формирование интересов и желаний. Для многих детей такая социализация начинается уже в детском саду, но основной областью формирования психики в тесной связи с группой является школа.
Принадлежность к группе сверстников в школьном возрасте
Читайте также: Вопросы воспитания — Важно знать каждому родителю
В школе также создаются неформальные группы. Например, субкультуры как альтернатива образовательной среде (родители и учителя). Иногда отношение молодых людей может принимать форму оспаривания существующей реальности и несогласия с руководящими принципами властей, что также связано с максимализмом подростков.
Нахождение в группе обучает ребёнка принятию норм и подчинению явным и скрытым правилам, позволяет тренироваться в распознавании и реализации поведений, которые соответствует различным ситуациям. Благодаря вступлению в многочисленные сети контактов дети развивают навыки межличностного общения. А также внутриличностного, связанного с собственным когнитивным, социальным, эмоциональным и деятельностным функционированием.
Развитие социальных компетенций в группе позволяет:
- лучше понимать социальные ситуации;
- расширять знания о социальных явлениях;
- развивать социальные умозаключения;
- и обучать новым социальным ролям (например, друг, лидер, классный казначей).
Отношения со сверстниками во время обучения или решения проблем выступают стимулятором эмоционального, когнитивного, социального, нравственного и даже духовного развития. Группа сверстников позволяет ребёнку определить свою личность. Друзья, банды, команды созданы для стабилизации личности ребёнка-подростка.
Группа создает условия для принятия моделей и подражания им, обеспечивает чувство безопасности, обусловленное количеством людей. Определяет стандарты поведения, проявляет социальные компетенции, укрепляет самооценку и даже заменяет семью, дает определенный статус.
Принадлежность к группам является естественной фазой развития детей и подростков. А ее отсутствие может стать причиной различных нарушений в жизни подростка.