Принцип активности ученика в усвоении знаний

Как активность ученика влияет на усвоение знаний? Чтобы понять принцип активности, приведём пример. Допустим, что очередной темой урока в третьем классе является: “Ломаная линия и измерение её длины”.

Разная подача материала — разная степень активности ученика

Принцип активности ученика в освоении знаний

Учитель может этот урок провести двояко. Он может ученикам всё показать и рассказать. А именно — начертить ломаную линию, дать её определение; далее он скажет, что требуется измерить ломаную линию, а затем покажет, как это сделать. То есть чертит прямую линию произвольной длины, ограничивает с одного конца, затем циркулем берёт отрезки ломаной линии и откладывает их на произвольной прямой от обозначенной точки. После выполнения всех операций учитель вызывает к доске ученика и заставляет его всё повторить, что тот без затруднения и делает.

Но можно этот урок провести по-другому. Учитель на доске чертит ломаную линию и спрашивает:

Учитель: Как можно назвать такую линию?
Ученик: Это ломаная линия.
Учитель: Почему эта линия называется ломаной?
Ученик: Потому, что её точки не лежат на одной прямой, и она состоит из нескольких отрезков.
Учитель: Какая же линия называется ломаной?
Ученик: Линия, точки которой не лежат на одной прямой и которая состоит из нескольких колен.
Примечание. Ответ может получиться не сразу: ученики ищут ответ с большим трудом.
Учитель заставляет повторить полный ответ-определение нескольких учеников.
Учитель: Измерьте длину этой ломаной линии.
(Ученики думают. Они умеют измерять длину прямой линии.) Ученик: Ломаную линию надо выпрямить.
Учитель: Очень хорошо. Как же это сделать?
Ученик: Если бы это был шнур, — потянуть за концы, он и выпрямился бы. А так, когда на доске начерчено, — не знаю.
Учитель: Подумайте.
(Ученики думают, вносят разные предложения и, наконец, находят решение вопроса.)

Особенности принципа активности в усвоении знаний

Особенности принципа активности

Каждый из этих уроков имеет свои особенности. Первый урок проводится очень быстро, он лёгок для учеников, в своём ходе он целиком зависит от учителя. Ученики только смотрели, слушали и запоминали то, что делал и говорил учитель. Активность ученика в данном случае равна нулю.

Второй урок потребовал больше времени, ученикам пришлось не только смотреть и слушать, но и думать, т. е. делать волевые усилия, проявлять свою умственную активность, затем им пришлось самим делать, т. е. самим чертить линию, самим брать циркулем отрезки ломаной и т. д.

Ход этого урока во многом зависит от учеников. Иногда ответы учеников бывают неверными; это задерживает урок. Так, на вопрос “Как можно назвать такую линию?” ученики иногда отвечают: “Это не прямая, а кривая линия”.

Несмотря на то, что второй тип урока более труден для учеников и для учителя, он всё же имеет решающее преимущество: на нём ученики активно думали. На первом уроке у учеников в голове остались в памяти чужие знания, которые они просто слышали и запомнили.

На втором уроке у учеников знания получились в результате их собственных усилий, эти знания не чужие, это их знания. Такие знания являются сознательными, содержательными, тогда как в первом случае знания будут формальными. Чем выше активность ученика в процессе урока — тем выше качество его знаний.

Принцип активности в усвоении знаний — в чём суть

Принцип активности — в чём суть

Принцип активности и заключается в том, чтобы в учебном процессе у учеников вызывать умственную познавательную активность, вызывать волей умственное напряжение. В конечном счёте настоящими, содержательными знаниями и являются только те, которые приобретаются путём активной познавательной деятельности.

Роль учителя в этом процессе очень велика, она гораздо важнее, сложнее, чем в первом случае, но зато и более эффективна. Иногда оспаривают этот принцип и заявляют, что нет надобности создавать трудности ученикам, надо сделать учебный процесс как можно легче для учеников. Это утверждение очень ошибочно. В лучшем случае такое “лёгкое” обучение даёт только формальные знания, в других случаях оно ничего не даёт.

Принцип активности обязывает и учителя вести обучение так, чтобы всемерно стимулировать познавательную активность учащихся.

Приобретение знаний

Приобретение знаний

В школьной жизни часто говорят: “Учитель учит”, т. е. передаёт ученикам знания. На самом деле знания передать нельзя. Каждым человеком знания приобретаются путём познавательной активности, путём волевого усилия своей умственной деятельности. Поэтому выражение “Учитель учит” имеет более сложное и более серьёзное содержание и значение.

Учитель действительно является носителем знаний. Человек, не имеющий знаний, учителем быть не может. Деятельность учителя, в особенности при обучении малышей, не может сводиться только к изложению своих знаний.

Принцип активности ученика в обучении грамоте

Принцип активности ученика в обучении грамоте

Читайте также: Принцип наглядности — «золотое» правило в обучении

Возьмём процесс обучения грамоте. Здесь дело учителя вовсе не сводится к передаче ученикам своего уменья читать. Роль учителя сводится к организации познавательного процесса у учеников. Учитель учит учеников разлагать слово на слоги, а слоги — на звуки, научает их выделять звуки из слов.

А дальше идёт обратный процесс — слияние звуков в слоги и слогов в слова. Для детей семилетнего возраста процессы анализа и синтеза являются очень сложными, трудными процессами.

Куда проще учителю всё бы сделать самому: и анализ, и синтез, но результат такой “активности” учителя был бы самый печальный. Всё же дело сводится к тому, чтобы ученики сами постигли “секрет” и анализа, и синтеза. Ученик, который сам не научится анализировать и синтезировать слова, не научится грамоте.

Так по всем другим предметам и во всех классах учитель должен в совершенстве знать предмет преподавания. Но преподавание не может свестись только к изложению знаний учителем и слушанию учеников. Изложение, показ наглядных пособий, демонстрирование и т. д. должны производиться так, чтобы пробуждать познавательную активность учащихся.

От учителя в этом случае требуются не только глубокие знания своего предмета, но глубокое знание психологии ученика, закономерностей его познавательной деятельности и “психологии преподавания” своего предмета.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе
Добавить комментарий