Ранний детский аутизм — нарушение развития, при котором страдает психоэмоциональная составляющая личности. Детей с этим диагнозом становится все больше. На что обратить внимание родителям в поведении ребёнка?
Если ваш ребёнок не любит общаться. Предпочитает проводить время в одиночестве среди неодушевленных предметов, не склонен проявлять эмпатию — стоит обратиться к специалистам. Возможно, он относится к особенным детям — аутистам. Какие причины данного нарушения и как к этому относиться. Ведь по статистике только 30% людей с выявленным ранним детским аутизмом к взрослой жизни подходят под категорию «норма».
- Ранний детский аутизм (РДА) — причины
- Как проявляется ранний детский аутизм
- Речевые нарушения и расстройства эмоциональной сферы
- Неравномерность развития интеллекта
- Особое поведение
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- Особенности игры
- Диагностика при помощи тестов
- Ранний детский аутизм: какой врач ставит диагноз
- Помощь ребёнку с ранним детским аутизмом
- Как относятся родители к детям с ранним детским аутизмом
- Поборемся!
- За что это нам?
- И так сойдет!
- Мой ребёнок гений!
Ранний детский аутизм (РДА) — причины
Быть родителями просто? Вам может понравиться наша подборка: Лучшие курсы для родителей!
Существует несколько теорий возникновения РДА:
- Генетическая мутация. После неоднократного проведения исследований, подтвердилось, что у 20% детей с РДА ломкая хромосома Х. Это влияет на появление расстройств аутистического спектра.
- Биологические причины. Аутизм является следствием нарушения головного мозга. В действительности исследования ПЭТ, ЭЭГ и МРТ показали, что у детей с РДА есть структурные и функциональные особенности строения мозга.
- Влияние вакцинации. Некоторые родители настаивают, что признаки аутизма стали проявляться после введения вакцины в определенном возрасте. Специалисты провели исследования, в которых нет подтверждения этому факту. Возможно здесь играет роль проявление симптомов после 1,5 летнего возраста, что совпадает с введением прививок.
- Нарушение обменных процессов ведут к аутизму.
- Нейрохимические процессы, а именно гиперактивация серотонинергической и дофаминергической систем мозга, вследствие которых развивается аутизм.
В настоящее время не ясно, какая причина может являться первичной или ведущей. Возможно, дело в генетической мутации, которая ведет за собой структурные изменения головного мозга, нарушения обмена веществ и нейрохимических процессов.
Как проявляется ранний детский аутизм
Синдром считается ранним, если его признаки проявились до 3 лет. После 5 лет специалисты говорят о психических нарушениях. На что обратить внимание в развитии ребёнка?
Речевые нарушения и расстройства эмоциональной сферы
Если в норме к 1-1,5 годам появляются первые слова, а к 2,5 фразовая речь. То у детей с аутизмом речь может не появиться вообще или задержаться на неопределенный срок.
Специфические нарушения проявляются следующим образом:
- эхолалий (повторение сказанного собеседником);
- слишком громкой речи или шепота;
- дислалии (нарушение произношения при нормальном слухе);
- дислексии (трудности распознавания отдельных букв и слогов, что приводит к проблемам в обучении);
- полное отсутствие реакции на речь собеседников.
Расстройство эмоциональной сферы проявляется в том, что эти дети не понимают чужих и своих эмоций, не способны к эмпатии.
Неравномерность развития интеллекта
Преобладание мышечной памяти и фотографичности мышления. У 5% детей наблюдаются особые навыки, например тяга к точным наукам, музыке. Статистика говорит о 0,2% детей с умственной отсталостью при основном диагнозе ранний детский аутизм.
Особое поведение
Синдром проявляется в поведенческих особенностях: изолированность, избегание общества. Возможна аутоагрессия (направлена на себя) или гетероагрессия (направлена на окружение). Любое нарушение привычного уклада жизни рождает поведенческие реакции: ребёнок начинает визжать, драться, биться о пол. Поэтому жизнь такого малыша основана на полном подчинении режиму, ритуалам и стереотипам.
Наличие большого количества страхов, не связанных с прошлым опытом.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Детям с РДА сложно концентрироваться, из-за повышенной активности. Попытки остановить ребёнка порождают поведенческие реакции.
Особенности игры
Часто дети с РДА могут не обращать внимания на игрушки, играть тем, что не относится к игрушкам, не выстраивать сюжетных игр. Может быть, стереотипное перекладывание, системное выстраивание игрушек или предметов.
Диагностика при помощи тестов
Диагностика заболевания проводится при помощи различных тестов, как генетических, так и психологических. В настоящее время разработано несколько десятков диагностических тестов, позволяющих выявить заболевание как можно раньше.
- Прорыв в ранней диагностике аутизма при помощи генетического теста. Из двухсот тридцати семи маркеров выделяют те, которые отвечают за наличие заболевания. Достоверность теста составляет семьдесят процентов.
- Тесты-опросники, предназначенные для родителей младенцев. Они ориентированны на выявление признаков, характерных для аутизма.
- Тесты-мультфильмы, рассчитанные на индивидуальную реакцию ребёнка дошкольного возраста. Помогают психиатру точнее идентифицировать заболевание.
Ранний детский аутизм: какой врач ставит диагноз
Диагноз РДА входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения». Поэтому ведущая роль в диагностике и составлении лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру.
Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребёнком могут участвовать и другие специалисты:
- неврологи;
- генетики;
- психологи;
- логопеды;
- дефектологи.
Помощь ребёнку с ранним детским аутизмом
Читайте также: Что делать, если ребёнок проявляет агрессию
- Родители могут организовать для ребёнка, страдающего аутизмом, особый режим дня, учитывая пожелания самого ребёнка. Конечно, в разумных пределах. Например, прогулки, сон и приемы пищи желательно подстраивать под желания малыша.
- Не нужно отдавать ребенка в обычный детский сад или школу. Там ему будет некомфортно, поскольку общение со сверстниками вовсе не его «конёк». К тому же может вызвать дополнительные эмоциональные травмы. А вот посещение специальных коррекционных групп и занятий, помогут ему гораздо больше. Ведь там занимаются такие же детки как он сам.
- Такие дети очень слишком быстро устают от общения в группе. Поэтому не нужно устраивать шумные компании, ребёнок будет эмоционально истощаться. Поэтому лучше свести общение с другими людьми к минимуму, особенно, если малыш проявляет признаки депрессии или беспричинно плачет.
- Позволяйте малышу несколько часов в день проводить в одиночестве в спокойной обстановке, без каких-либо раздражителей.
- Введите повседневные ритуалы, например, умываться и одеваться малыш будет с точным соблюдением последовательных движений — это поможет ребёнку освоить самообслуживание в привычным для него способом.
- Приобретите малышу кресло-качалку, в котором он будет успокаиваться. Монотонные движения этого кресла способны успокоить ребёнка даже в момент сильного эмоционального перевозбуждения.
Как относятся родители к детям с ранним детским аутизмом
Читайте также: Что делать, если ребёнок проявляет агрессию
Воспитатели говорят о том, что родители детей с ранним детским аутизмом делятся на четыре группы:
Поборемся!
Родители готовы к любым действиям, которые помогут ребёнку либо выйти из аутичного состояния, либо работать над приближением к норме. Дети таких родителей спокойнее, позитивно настроены, поддаются обучению легче. Многое зависит от степени расстройства, но родительская забота помогает в работе специалистов.
За что это нам?
Родители сложили руки и приуныли. Они недовольны ребёнком, собой, всем чем можно. Не верят в своё будущее и в возможности детей. Ставят крест на обучении. Учителя сначала работают с родительским негативизмом, и только потом пытаются помочь детям. Но если дома пессимизм, то прогресс крайне медленный.
И так сойдет!
Родители с такой позицией просто машут рукой на все симптомы и диагнозы. Перерастет, всему свое время, слишком избалованный. Такие рассуждения прослеживаются в разговоре с учителями. Детей не водят на занятия, не занимаются их развитием и социализацией. Что в конечном счете приводит лишь к ухудшению состояния ребёнка.
Мой ребёнок гений!
В целом излишний позитив не вредит. Главное, чтобы не пришло разочарование в возможностях ребёнка и оптимизм не перешел в негатив. Но существует мнение, что у детей с аутизмом IQ выше среднестатистического. А также эмоциональная скупость позволяет сконцентрироваться на том, что больше всего нравится и получается.
Сложно судить о том, какое поведение родителей помогает, а какое вредит. Но вера в своего ребёнка. Выполнение всех назначений врача. Постоянные всесторонние занятия со специалистами однозначно всё это даст положительные результаты.
Помните, что ваш ребёнок не больной человек, а просто особенный малыш, который очень нуждается в любви и заботе!