Ранний детский аутизм у ребёнка: приговор или новый виток эволюции?

Ранний детский аутизм у ребёнка Особенности развития
бесплатный 10-ти дневный курс по Яндекс Директ

Ранний детский аутизм — нарушение развития, при котором страдает психоэмоциональная составляющая личности. Детей с этим диагнозом становится все больше. На что обратить внимание родителям в поведении ребёнка?

Если ваш ребёнок не любит общаться. Предпочитает проводить время в одиночестве среди неодушевленных предметов, не склонен проявлять эмпатию — стоит обратиться к специалистам. Возможно, он относится к особенным детям — аутистам. Какие причины данного нарушения и как к этому относиться. Ведь по статистике только 30% людей с выявленным ранним детским аутизмом к взрослой жизни подходят под категорию «норма». 

Ранний детский аутизм (РДА) — причины

Ранний детский аутизм: причины

Существует несколько теорий возникновения РДА: 

  1. Генетическая мутация. После неоднократного проведения исследований, подтвердилось, что у 20% детей с РДА ломкая хромосома Х. Это влияет на появление расстройств аутистического спектра. 
  2. Биологические причины. Аутизм является следствием нарушения головного мозга. В действительности исследования ПЭТ, ЭЭГ и МРТ показали, что у детей с РДА есть структурные и функциональные особенности строения мозга. 
  3. Влияние вакцинации. Некоторые родители настаивают, что признаки аутизма стали проявляться после введения вакцины в определенном возрасте. Специалисты провели исследования, в которых нет подтверждения этому факту. Возможно здесь играет роль проявление симптомов после 1,5 летнего возраста, что совпадает с введением прививок. 
  4. Нарушение обменных процессов ведут к аутизму. 
  5. Нейрохимические процессы, а именно гиперактивация серотонинергической и дофаминергической систем мозга, вследствие которых развивается аутизм. 

В настоящее время не ясно, какая причина может являться первичной или ведущей. Возможно, дело в генетической мутации, которая ведет за собой структурные изменения головного мозга, нарушения обмена веществ и нейрохимических процессов. 

Как проявляется ранний детский аутизм

как проявляется ранний детский аутизм

Бесплатный 10-ти дневный интенсив по освоению удаленной профессии КОПИРАЙТЕР

Синдром считается ранним, если его признаки проявились до 3 лет. После 5 лет специалисты говорят о психических нарушениях. На что обратить внимание в развитии ребёнка?

Речевые нарушения и расстройства эмоциональной сферы

Если в норме к 1-1,5 годам появляются первые слова, а к 2,5 фразовая речь. То у детей с аутизмом речь может не появиться вообще или задержаться на неопределенный срок.

Специфические нарушения проявляются следующим образом:

  • эхолалий (повторение сказанного собеседником);
  • слишком громкой речи или шепота;
  • дислалии (нарушение произношения при нормальном слухе);
  • дислексии (трудности распознавания отдельных букв и слогов, что приводит к проблемам в обучении);
  • полное отсутствие реакции на речь собеседников. 

Расстройство эмоциональной сферы проявляется в том, что эти дети не понимают чужих и своих эмоций, не способны к эмпатии.

Неравномерность развития интеллекта

Преобладание мышечной памяти и фотографичности мышления. У 5% детей наблюдаются особые навыки, например тяга к точным наукам, музыке. Статистика говорит о 0,2% детей с умственной отсталостью при основном диагнозе ранний детский аутизм.

Особое поведение

Синдром проявляется в поведенческих особенностях: изолированность, избегание общества. Возможна аутоагрессия (направлена на себя) или гетероагрессия (направлена на окружение). Любое нарушение привычного уклада жизни рождает поведенческие реакции: ребёнок начинает визжать, драться, биться о пол. Поэтому жизнь такого малыша основана на полном подчинении режиму, ритуалам и стереотипам. 

Наличие большого количества страхов, не связанных с прошлым опытом. 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Детям с РДА сложно концентрироваться, из-за повышенной активности. Попытки остановить ребёнка порождают поведенческие реакции. 

Особенности игры

Часто дети с РДА могут не обращать внимания на игрушки, играть тем, что не относится к игрушкам, не выстраивать сюжетных игр. Может быть стереотипное перекладывание, системное выстраивание игрушек или предметов. 

Диагностика при помощи тестов

малыш комната лошадка

Диагностика заболевания проводится при помощи различных тестов, как генетических, так и психологических. В настоящее время разработано несколько десятков диагностических тестов, позволяющих выявить заболевание как можно раньше.

  1. Прорыв в ранней диагностике аутизма при помощи генетического теста. Из двухсот тридцати семи маркеров выделяют те, которые отвечают за наличие заболевания. Достоверность теста составляет семьдесят процентов.
  2. Тесты-опросники, предназначенные для родителей младенцев. Они ориентированны на выявление признаков, характерных для аутизма.
  3. Тесты-мультфильмы, рассчитанные на индивидуальную реакцию ребёнка дошкольного возраста. Помогают психиатру точнее идентифицировать заболевание.

Ранний детский аутизм: какой врач ставит диагноз

Ранний детский аутизм

Диагноз РДА входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения». Поэтому ведущая роль в диагностике и составлении лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. 

Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребёнком могут участвовать и другие специалисты:

  • неврологи;
  • генетики;
  • психологи;
  • логопеды;
  • дефектологи.

Помощь ребёнку с ранним детским аутизмом

девочка на берегу одна

Читайте также: Трудности с обучаемостью у ребёнка. Как помочь?

  1. Родители могут организовать для ребёнка, страдающего аутизмом, особый режим дня, учитывая пожелания самого ребёнка. Конечно в разумных пределах. Например, прогулки, сон и приемы пищи желательно подстраивать под желания малыша.
  2. Не нужно отдавать ребенка в обычный детский сад или школу. Там ему будет некомфортно, поскольку общение со сверстниками вовсе не его «конёк». К тому же может вызвать дополнительные эмоциональные травмы. А вот посещение специальных коррекционных групп и занятий, помогут ему гораздо больше. Ведь там занимаются такие же детки как он сам. 
  3. Такие дети очень слишком быстро устают от общения в группе. Поэтому не нужно устраивать шумные компании, ребёнок будет эмоционально истощаться. Поэтому лучше свести общение с другими людьми к минимуму, особенно, если малыш проявляет признаки депрессии или беспричинно плачет.
  4. Позволяйте малышу несколько часов в день проводить в одиночестве в спокойной обстановке, без каких-либо раздражителей.
  5. Введите повседневные ритуалы, например, умываться и одеваться малыш будет с точным соблюдением последовательных движений — это поможет ребёнку освоить самообслуживание в привычным для него способом.
  6. Приобретите малышу кресло-качалку, в котором он будет успокаиваться. Монотонные движения этого кресла способны успокоить ребёнка даже в момент сильного эмоционального перевозбуждения.

Как относятся родители к детям с ранним детским аутизмом

ранний детский аутизм2

Читайте также: Что делать, если ребёнок проявляет агрессию

Воспитатели говорят о том, что родители детей с ранним детским аутизмом делятся на четыре группы: 

Поборемся!

Родители готовы к любым действиям, которые помогут ребёнку либо выйти из аутичного состояния, либо работать над приближением к норме. Дети таких родителей спокойнее, позитивно настроены, поддаются обучению легче. Многое зависит от степени расстройства, но родительская забота помогает в работе специалистов. 

За что это нам?

Родители сложили руки и приуныли. Они недовольны ребёнком, собой, всем чем можно. Не верят в своё будущее и в возможности детей. Ставят крест на обучении. Учителя сначала работают с родительским негативизмом, и только потом пытаются помочь детям. Но если дома пессимизм, то прогресс крайне медленный. 

И так сойдет!

Родители с такой позицией просто машут рукой на все симптомы и диагнозы. Перерастет, всему свое время, слишком избалованный. Такие рассуждения прослеживаются в разговоре с учителями. Детей не водят на занятия, не занимаются их развитием и социализацией. Что в конечном счете приводит лишь к ухудшению состояния ребёнка.

Мой ребёнок гений!

В целом излишний позитив не вредит. Главное, чтобы не пришло разочарование в возможностях ребёнка и оптимизм не перешел в негатив. Но существует мнение, что у детей с аутизмом IQ выше среднестатистического. А также эмоциональная скупость позволяет сконцентрироваться на том, что больше всего нравится и получается. 

Сложно судить о том, какое поведение родителей помогает, а какое вредит. Но вера в своего ребёнка. Выполнение всех назначений врача. Постоянные всесторонние занятия со специалистами однозначно всё это даст положительные результаты. 

Помните, что ваш ребёнок не больной человек, а просто особенный малыш, который очень нуждается в любви и заботе!

бесплатный курс по нейрографике
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе
Добавить комментарий