Как разговаривать с ребенком о смерти близкого человека? Часто взрослые слишком поглощены болью утраты и забывают о чувствах ребенка.
Смерть — неотъемлемая часть жизни
Боль от потери любимого человека невообразимо тяжела. В такие моменты взрослые сосредоточены на собственном горе, желая защитить своих детей по-своему, часто избегают темы смерти в разговоре с ними.
Почему? Они боятся, не знают, что сказать, страдают сами или отрицают потерю, а ребенок не получает эмоциональной поддержки и информации о том, что произошло.
Таким образом, ребенок думает, что любимая морская свинка только уснула, а дедушка «на небесах». Но почему морская свинка больше не просыпается? Где это «рай» и когда дедушка вернется? Как видите, подобные высказывания и уход от темы смерти не позволяют детям лучше с ней справиться.
Напротив, несмотря на ваши искренние намерения, это может привести к неправильному пониманию ситуации, поиску собственных объяснений и чрезмерному беспокойству, что может вызвать серьезные проблемы.
Как дети понимают смерть?
Большинство детей переживают смерть так же сильно, как и взрослые. Однако их реакции адаптированы к стадии развития, и знание их взрослыми необходимо для оказания адекватной помощи детям в тяжелой утрате.
Отношение дошкольника к смерти близкого человека
До двухлетнего возраста ребенок еще не понимает смерти, он сопереживает эмоциональному состоянию взрослого, особенно матери. В это время важна постоянная забота о ребенке и удовлетворение его потребностей.
С двух до пяти лет в сознании ребенка начинает развиваться концепция смерти. В пятилетнем возрасте он осознает разницу между мертвыми и живыми. Часто такие дети ищут причинно-следственную связь между своим поведением, мыслями и словами и смертью любимого человека (умерла ли бабушка из-за того, что он был груб?) и чувствуют печаль, гнев и беспокойство, часто вызванные страхом смерти или потери близких. Также могут быть кошмары, потеря аппетита, ночное недержание мочи и различные болезни как форма выражения ребенком эмоций, которые он не может назвать.
В этот период ребенок тоже может начать играть в похороны или «умирать» — это неплохо — таким образом, с помощью игры ребенок справляется со своими тяжелыми эмоциями, связанными со смертью любимого человека.
Адекватной помощью в этом возрасте будет готовность уделять ему столько внимания, сколько ему нужно, и объяснять и отвечать на все вопросы и сомнения в соответствии с истиной и языком, адаптированным к возрасту ребенка. Ему также следует разрешать веселиться и играть со своими сверстниками.
Как понимают смерть дети младшего школьного возраста
В 6-8 лет ребенок осознает необратимость и причинность смерти. В возрасте семи лет он понимает, что смерть универсальна, то есть все живые существа должны однажды умереть. Спектр эмоций в этот период траура намного шире. Ребенок может чувствовать грусть, сожаление, одиночество, страх, вину и гнев.
Опыт переживаний становится все более похожим на переживание эмоций взрослыми. В этот период дети могут прятать свои эмоции, то есть плакать в одиночестве, или наоборот — искать повышенного внимания со стороны взрослых.
У некоторых детей может развиваться агрессивное поведение, часто возникающее из-за тяжелых эмоций. В этот период дети также гораздо больше интересуются всеми обрядами, похоронными церемониями и деталями биологического царства смерти, и могут задавать много вопросов по этим темам. Чтобы помочь им пережить это трудное время, родители должны терпеливо, четко и честно отвечать на их вопросы.
Реакция на смерть близких
Конечно, найдутся и дети, которые по-разному отреагируют на смерть своих близких. Иногда ребенок, несмотря на то, что он уже должен понимать смерть, не осознает ее, или осознание проявляется в нем раньше. Также случается, что малыш еще может винить себя в смерти своих близких. Причина этого — детский эгоцентризм, который заставляет ребенка, помещая себя в центр мира, верить, что он является причиной многих явлений, включая смерть его родителя, опекуна или родственника.
У детей дошкольного возраста могут быть мысли, фантазии о собственной смерти, чтобы воссоединиться с любимым человеком, и опасения, что родитель или другой член семьи также умрет.
Дети постарше беспокоятся о том, кто за ними будет ухаживать, и опасаются, что их могут одних. С другой стороны, может показаться, что дети не переживают траур так, как его представляют взрослые. Они могут плакать во время игры или грустить, а затем смеяться и играть с друзьями. Это связано с тем, что дети, особенно маленькие, не до конца осознают последствия ухода любимого человека.
К тому же их игровой мир, необходимость исследовать окружающую среду настолько необходимы и важны для них, что отвлекают их от окружающего мира, тяжелой ситуации расставания. Это не свидетельство их безразличия.
Как поговорить с ребенком о смерти близкого человека?
Прежде чем говорить с ребенком о смерти близкого человека, стоит понаблюдать за ним, не предполагая, что его чувства и мысли такие же, как ваши собственные. Следует принимать любую реакцию ребенка — часто бывает, что ребенок поздно реагирует на известие о смерти любимого человека.
Начиная разговор, вы можете объяснить суть смерти простыми словами, детям младшего возраста будет легче понять и вступить в разговор, когда он представлен на примере мира животных. Вы также должны предоставить информацию о причинах смерти в сообщении, соответствующем возрасту ребенка, объяснить необратимость этого процесса и отсутствие вины и ответственности ребенка за уход любимого человека.
Также следует принять все чувства ребенка, позаботиться о безопасности и постараться открыто поговорить с ним о смерти, чтобы они знали, что это возможно. Разговаривать с ребенком также означает показывать ему свои эмоции.
Не стоит скрывать от ребенка свое горе, печаль или плач. Стоит рассказать о своих ощущениях. Также нет ничего плохого в том, чтобы плакать с ребенком или сопровождать его в горе или радости, вспоминая умершего. Такой общий опыт может сблизить друг друга и показать, что родителю сложно, и это естественно.
Способы выражения эмоций
Читайте также: Конфликты родителей в жизни детей
Стоит побудить вашего ребенка выражать свои эмоции, даже если он чувствует ненависть или облегчение из-за смерти любимого человека. Конечно, они будут выражать свои чувства с большей охотой, если вы убедите их, что они совершенно естественны.
Если у ребенка проблемы с выражением своих эмоций, хороший способ помочь ему — совместные игры, рисование или сказочная терапия Дети могут попытаться нарисовать то, что они чувствуют, или портрет того, по кому они скучают.
Можно играть с мягкими игрушками и отвечать на вопросы, которые он задает о тяжелых эмоциях, и даже написать письмо умершему вместе с ним, содержащее эмоции и мысли ребенка, который скучает по нему. Конечно, когда ребенок решает написать письмо, ему следует объяснить, что оно не будет отправлено, не дойдет до умершего, но может быть символическим прощанием с ним.
Возможно, совместное чтение письма, а его уничтожение будет символической «посылкой». Кроме того, стоит почаще вспоминать умершего человека, заводя с ребенком разговоры, полные теплых чувств и воспоминаний о повседневных событиях.
Сначала ему будет трудно, но это поможет ему вспомнить умершего. Однако следует помнить, что нельзя идеализировать умершего. Горе ребенка может никогда не пройти и вернуться с удвоенной силой в праздники или дни рождения, также оно будет более живым, когда у ребенка не будет возможности оплакивать сразу после потери. Самое важное — принять эмоции вашего ребенка и его стремление к человеку, который никогда не вернется, следовать за своим ребенком и быть готовым к разговору.
Если родителю сложно ухаживать за ребенком или говорить о смерти, потому что он глубоко печалит себя и ему нужно время для собственных сильных эмоций, очень важно попросить помощи у другого человека, близкого к ребенку. Самое главное — не оставлять малыша без посторонней помощи в этот непростой период. Присутствие, беседа и заверение в том, что его любят и не бросят родители, возвращают его в безопасное место в его мире, который в настоящее время нестабилен.