Статья о причинах длительной адаптации ребенка в детском саду. Что делать, если вашему ребенку плохо в детском саду. Когда малыш начинает ходить в садик, он открывает для себя новый мир, существующий по особым правилам.
К этим переменам необходимо привыкнуть и у каждого ребенка этот период проходит по-разному. Если адаптация затягивается, ребенку плохо в детском саду, то родителям необходимо выяснить, почему это происходит.
Почему ребенок плохо адаптируется в детском саду
Многие мамы, отдавая ребенка в садик, интересуются условиями пребывания и методом воспитания, который практикует педагог, лишь в общих чертах. Но не стоит забывать, что малыш проводит здесь большую часть своего времени и то, каким будет это время, во многом определяет длительность привыкания.
Длительную адаптацию объясняют несколько факторов:
- Затянувшийся период кратковременного пребывания. Во многих садиках практикуют постепенное увеличение времени пребывания. То есть, сначала ребенок приходит только познакомиться на 1–2 часа. Затем это время немного увеличивается, малыш играет с ребятами и через 3 часа уходит домой. Некоторые мамы полагают, что ребенок ещё не совсем готов остаться в группе на полный день и затягивают адаптационный период. Ребенок быстро привыкает к этому и у него складывается установка, что садик — это что-то вроде площадки, поиграл и ушёл. Когда мама всё же оставляет малыша, он не понимает, что происходит и протестует, отказываясь есть и спать.
- Резкая смена режима дня. Чтобы подготовить ребенка к садику, необходимо постепенно приближаться к будущему режиму. Хорошо, если к моменту поступления в сад вы привьёте привычку ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Привычка кушать по расписанию также упростит адаптацию. Если смена привычек будет резкой, ребенок может воспринять это достаточно болезненно.
- Домашний рацион сильно отличается от рациона детского сада. Мамина забота не всегда является благом. Пытаясь накормить малыша, мы стараемся изо всех сил и если ребенок не хочет есть суп, мы сдаёмся и предлагаем бутерброд или сухие завтраки. В садике, конечно, такого нет и ребенок не желающий есть «пресную» пищу остаётся голодным.
- Усталость. Несмотря на то, что у ребенка гораздо больше энергии, чем у взрослого, он всё же устаёт. В садике постоянно что-то происходит: дети играют, занимаются, общаются с друг другом. При этом ребенку приходится подстраиваться под коллектив психологически. Слишком медлительный мальчик старается подгонять себя, а активный, напротив, сдерживает свою энергию из-за запретов воспитателя. Всё это сильно утомляет, и малыш не хочет ходить в садик, а желает остаться дома — там, где он чувствует себя свободным.
- Малыш думает, что мама ушла навсегда. Особенностью некоторых детей младшего возраста является то, что они не хотят расставаться с мамой ни на минуту. Когда приходит время посещать сад, они устраивают истерики и ни в какую не отпускают родителей из группы, боясь, что те не вернутся за ними. Никакие разговоры здесь не действуют и вследствие расстройства ребенок не спит и не ест в детском саду.
Ребенку плохо в детском саду: кто виноват?
Очень часто мамы винят в проблемах адаптации воспитателей, считая, что они не любят детей или, напротив, слишком их любят. При этом часто возникает вопрос, водить ли вообще ребенка в садик. Конечно, все мы переживаем за ребенка, ведь он остаётся один на один с незнакомым ещё нам человеком. К этому добавляются разные истории о невнимательности педагогов, приведшие к печальным последствиям.
Такие переживания не беспочвенны. От профессионализма воспитателя зависит то, как наш малыш воспримет важные жизненные изменения. Если ребенку очень плохо в детском саду, поговорите с ним о том, как прошёл его день, что нового случилось. Дети не всегда рассказывают о том, что воспитатель кричит на них, или наказывает. Родители должны защищать ребенка всегда и быть уверенными в том, что отдают его в надёжные руки.
Чтобы оценить педагога, нужно протестировать его по следующим признакам:
- любовь к детям;
- способность и желание заботиться о каждом воспитаннике;
- внимание к личности каждого ребенка и способствование её развитию;
- знание особенностей характера детей и понимание их душевной организации;
- желание воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства и оберегать его;
- способность дружить с детьми.
Ребенку плохо в детском саду: что делать?
Выше мы выяснили факторы, влияющие на длительность периода адаптации ребенка в садике. Хорошо если родители начнут думать об этом заранее и основательно подготовят ребенка к новой жизни.
Существует несколько условий, при соблюдении которых привыкание к садику пройдёт быстро и безболезненно. Они состоят в следующем:
- Отдавайте ребенка в садик вовремя. Лучшим возрастом для поступления в сад считается возраст 3 лет, когда малыш уже достаточно окреп и не требует постоянного внимания мамы. Как правило, в это время ребенок проявляет большой интерес к общению с другими детьми.
- Выбирайте сад основательно. Многие родители вообще не выбирают детское учреждение, а радуются лишь тому, что ребенку выделено место в садике возле дома. Когда же начинаются проблемы с адаптацией, родители переводят ребенка в другой садик и ему приходится проходить все стадии привыкания вновь. Именно поэтому к выбору садика стоит относиться серьёзно.
- Не спешите отдавать ребенка в садик по причине рождения второго ребенка. О детской ревности написано очень много. Страдания ребенка из-за появления нового члена семьи — очень серьёзная проблема и она усугубляется, если вы изгоняете малыша на целый день из дома. Детский сад становиться ненавистным местом ссылки и ребенок плохо ест и спит. Если продумать это заранее, то лучше отдать первенца в детское учреждение до рождения второго ребенка или спустя некоторое время.
- Подготовьте ребенка к новой жизни. Задача мамы — научить ребенка кушать и одеваться самостоятельно. Такие навыки помогут ребенку быстро освоиться в детском саду. Кроме этого, необходимо заблаговременно переходить на правильный режим дня.
Советы родителям
Читайте также: Чужой ребенок обидел твоего. Как ты должна вести себя как мама?
Если ребенку плохо в детском саду, то родителям необходимо решать эту проблему. Вот некоторые действия, которые могут помочь:
- Смените воспитателя. Если ребенок постоянно жалуется на педагога, то это нельзя оставлять без внимания. Воспитатели по призванию существуют и родителям стоит найти одного из таких для своего ребенка.
- Не бросайте ребенка. Садик — это место, где ребенок развивается благодаря общению со сверстниками и различным занятиям. Родителям необходимо понимать, что воспитатель или другие дети никогда не заменят семью. Малыш нуждается в родительском внимании и заботе несмотря на насыщенность своего дня. Уделяйте ему время, говорите с ним и играйте — делайте всё, чтобы он чувствовал вашу поддержку и любовь.
- «Долгие проводы — лишние слёзы». Оставляя ребенка в садике, не затягивайте прощанье и не тащите его силком в группу. Постарайтесь спокойно сказать, что вы уходите, поцеловать и оставить воспитателю. Как правило, малыш плачет минут пять, а потом начинает играть и забывает об обиде.
- Давайте ребенку любимую игрушку с собой. Для многих малышей это является большой поддержкой.
- Забирайте ребенка пораньше. Чувство брошенности возникает у детей, когда они остаются в садике, в то время как остальных ребят забрали. По возможности забирайте ребенка пораньше и постоянно говорите, как вы скучали без него.
Если ребенок плохо ест и спит в детском саду — это говорит о стрессе и нежелании следовать общим правилам. Выяснив причину затянувшейся адаптации, мы можем помочь ребенку.