Школьная зрелость ребёнка — что должен уметь ребёнок при поступлении в первый класс

Школьная зрелость ребёнка — это то, что должен уметь ребёнок, какими навыками обладать. И то, как должен быть развит для того, чтобы комфортно пойти в первый класс школы.

Школа творчества Kreativity

Школа — первое рабочее место каждого ребёнка. Хорошее начало в ней позволит ребёнку справиться с последующими трудностями. Это чрезвычайно важно для будущей взрослой жизни и карьеры ребёнка. А также влияет на формирование положительного отношения к школе, науке и учителям.

Готов ли каждый семилетний ребёнок к первому классу? Не всегда. Бывает, что дети с очень высоким уровнем интеллектуального развития не справляются с учебой. 

Школьная зрелость ребёнка — как уровень развития ребёнка

Школьная зрелость ребёнка — как уровень развития ребёнка

Посещение школы часто означает изменение привычного образа жизни. Степень школьной зрелости, достигнутая ребёнком, определяет, соответствует ли ребёнок требованиям, установленным школой.

чек-лист скачать бесплатно

Школьная зрелость определяется как уровень развития ребёнка, необходимый для выполнения различных обязанностей, связанных со школьной жизнью. Именно достижение ребёнком такого уровня физического, социального и умственного развития позволяет ему легче адаптироваться к обучению и воспитанию в первом классе начальной школы.

В противном случае это балансировка между требованиями школы и способностями ребёнка к развитию. 

Полная подготовка 7-летнего ребёнка к школе включает в себя следующие аспекты: 

  1.  Физическая зрелость.
  2.  Умственная зрелость.
  3.  Эмоциональная и социальная зрелость.
  4.  Зрелость чтения и письма.
  5.  Зрелость по математике.

Физическая зрелость

Физическая зрелость

как мотивировать ребёнка к учебе

Из чего состоит физическая зрелость ребёнка? Вот примерный перечень того, на что стоит обратить внимание родителям перед поступлением ребёнка в первый класс:

  • ребёнок в целом физически здоров, силен;
  • имеет хорошие мануальные и графомоторные навыки, а также координацию глаз и рук;
  • для него характерно правильное функционирование органов чувств;
  • он вынослив, способен к большим школьным нагрузкам;
  • ребёнок хорошо питается, устойчив к болезням и усталости;
  • достаточный сон помогает ребёнку меньше уставать от школьных занятий, связанных с письмом, рисованием или вырезанием.

Умственная зрелость

Критерии умственной зрелости ребёнка:

  • ребёнок обладает определенным объемом знаний о мире, о жизни природы и людей;
  • хорошо разбирается в ближайшем окружении;
  • он может вкратце рассказать о своей семье; о собаке или кошке, о своих любимых игрушках или о просмотренном фильме;
  • у него есть определенный опыт и идеи, которые являются основной базой для последующего обучения;
  • ребёнок познавательно активен, хочет учиться, получать знания, открывать новые явления;
  • ему интересно читать и писать;
  • он умеет внимательно и с пониманием слушать то, что говорит учитель. А также понимает его просьбы и приказы и выполняет их. 

Умственно зрелый ученик обладает способностью свободно и понятно выражать свои желания, суждения, вопросы, выводы и оценки. Ребёнок знает свое имя, сколько ему лет, где он живет, чем отличается лето от зимы. Ему не терпится рассказать о том, что он видит на картинке. Чтобы развивать мыслительные процессы ребёнка (например, визуальный анализ и синтез), необходимо предоставить ему соответствующий обучающий материал. 

У шестилетних детей также преобладает мышление с конкретными образами. Для выполнения мысленных операций ребёнок должен иметь контакт с вещами, моделями и картинками.

Умственная зрелость — это еще и умение сосредоточить внимание на задачах. Наблюдая за детьми, когда они играют, мы видим, что некоторые из них могут сосредоточиться на выполняемых действиях, например, на тематической игре. И их трудно оторвать от занятий. Другие часто бросают свои игрушки без видимых причин, не в силах долго что-либо делать.

Зрелые дети доводят свою работу до конца, потому что заинтересованы в конечном результате.

Эмоциональная и социальная зрелость

Очень важным критерием готовности ребёнка к школе является эмоциональная зрелость ребёнка.

как научить детей учиться
  1. Ребёнок во многом независим.
  2. Легко и охотно налаживает контакты как с учителями, так и со сверстниками.
  3. Умеет сотрудничать в группе, умеет подчиняться необходимым требованиям дисциплины.
  4. Он обязателен, настойчив и учитывает мнение учителя.
  5. Ему нравятся достижения всей группы.
  6. Отвечает за выполняемые задачи, например, роль дежурного.
  7. Несмотря на усталость, он пытается завершить начатую работу.

Об эмоциональной зрелости можно говорить, когда ребёнку присуще определенное душевное равновесие, когда сила его реакции адекватна действующему на него раздражителю.

Эмоционально неуравновешенный ребёнок взрывается, злится, плачет, часто бывает агрессивным, раздражительным, напуганным и напряженным.

Достижение эмоциональной зрелости позволяет ему испытывать положительные эмоции солидарности, доброты и дружбы и реагировать адекватно ситуации.

Зрелость чтения и письма

Зрелость чтения и письма

Школьная зрелость ребёнка не может быть полной без умения читать и писать. Как определить готов ли ребёнок к школе по этому показателю. Вам помогут в этом следующие критерии оценки.

  1. Ребёнок может выполнять визуальный и слуховой анализ и синтез. Поскольку они необходимы в процессе различения форм и звуков. А также распознавания их, сравнения и воспроизведения.
  2. Он имеет пространственную ориентацию. Понимает направления, положение и пропорции предмета, а также размеры нанесенных на карту графических форм.
  3. У ребёнка есть двигательная память, то есть способность преобразовывать графический образ в образ движения.
  4. Способность контролировать свои движения глазами позволяет ему сознательно направлять их.
  5. В детском саду ребёнок начинает базовые уроки чтения. Это не означает, что он должен научиться читать полностью, поскольку он продолжит совершенствовать этот навык в течение следующих лет. Ребёнок постигает суть чтения. Учится понимать символику букв и письма, а также выполняет анализ и синтез слов.

Прежде чем начать учиться правильно читать, дети в детском саду проходят целую систему дидактических игр и занятий. Эти игры  развивают когнитивные и перцептивно-моторные процессы, лежащие в основе чтения и письма. Программа детского сада не предусматривает обучение письму, но большое значение придается упражнениям, развивающим мануальную и графомоторную деятельность. 

Школьная зрелость ребёнка по математике

Ребёнок понимает и умеет определять пространственные, временные и количественные отношения в практических действиях. То есть он знает времена года, дни недели, понимает календарь, время суток, понемногу разбирается во времени. Он может классифицировать предметы по их назначению, размеру, форме и цвету. Он может складывать и вычитать детали в диапазоне от 10. 

Чему должен научиться ребёнок перед тем, как пойти в школу?

девочка садовник

Читайте также: Видеоигры для детей. Что делать родителям, если ребёнок отказывается от них оторваться?

В последний год перед началом обучения в школе образовательное воздействие должно быть сосредоточено на различных областях, в зависимости от индивидуальных потребностей ребёнка. В помощь родителям приводим основные параметры, на которые следует обращать внимание. 

Формирование независимости у ребёнка

Формирование независимости — это не только формирование навыков самообслуживания (одевание, стирка, чистка зубов, уход за эстетическим внешним видом). Но и навыков самостоятельного выполнения поставленных задач. Дети, которым родители систематически помогают и не дают свободы самовыражения, постоянно что-то теряют и не могут организоваться. Самостоятельный ребёнок обычно заботится о своих вещах, не теряет их и не ломает. Он помогает родителям по дому, имеет круг своих собственных домашних дел.

Формоустойчивость и регулярность

Формоустойчивость и регулярность — стоит обратить внимание на то, что начатое строительство блоков или рисунка завершено. Регулярность ребёнка можно формировать, поручив ему небольшие обязанности, которые необходимо выполнять постоянно. Например, мыть игрушки, поливать растения, выносить мусор, накрывать на стол и т.д.

Обогащение знаний об окружающем мире, жизненный опыт ребёнка, стимулирование к действию, развитие восприимчивости и мышления. Всё это не формируется одномоментно, задача родителей постепенно обучать ребёнка всем необходимым навыкам. И здесь самое важное, не считать ребёнка маленьким, а давать ему посильные для него задания.

Обогатить словарный запас дошкольника при помощи книг и постоянного общения. Дать ответы на все заданные вопросы, в которых проявляется мышление и познавательное любопытство ребёнка. Не отмахиваться от него, не ждать когда он пойдет в школу и всё узнает. Больше общайтесь с ребёнком, по возможности приобщайте его к любым делам, которыми сами занимаетесь. Обучение правильному произношению. Для этого нужно самим родителям правильно произносить все слова, не сюсюкать с малышом. Тогда и его речь будет правильной без дефектов. 

Развития зрительной восприимчивости

Когда мы смотрим на картинки с буквами, ребёнок зрительно запоминает форму букв. Также нужно обращать внимание малыша на формы предметов. Например, мяч — круглый, хлеб — прямоугольный, пирамидка — это треугольник и т.д. Ребёнок должен понимать расположение отдельных предметов (выше, ниже, справа, слева). Организуем игры, состоящие в построении целого из нескольких элементов. Развиваем слуховую восприимчивость — учим ребёнка разделять слова на звуки и слоги, читаем сказки.  

Развитие интереса к книге позволяет отличить добро от зла, влияет на формирование системы ценностей. Повторное чтение позволяет усвоить содержание наизусть, вместе испытать радость и горе и развить концентрацию внимания.  

Учимся считать

Учимся считать — ребёнок, хорошо подготовленный к школьному образованию, считает до 20. Складывает и вычитает в пределах 10. Для развития этих навыков мы даем ребёнку различные предметы для преобразования.  

Школьная зрелость ребёнка: совершенствование руки ребёнка

совершенствование руки ребёнка

Читайте также: Видеоигры для детей. Что делать родителям, если ребёнок отказывается от них оторваться?

Совершенствование руки ребёнка — ребёнок должен много рисовать, раскрашивать, склеивать, резать, наклеивать, лепить пластилином, рвать и т.д. Так формируется мелкая моторика.

Приучить ребёнка к регулярному распорядку дня (графику сна, еды и игр).  

Формирование у ребёнка положительной мотивации к обучению. Посещение школы следует воспринимать как должное. Помните об индивидуальных особенностях вашего ребёнка. Особенностях его развития, потребностях и предрасположенностях ребёнка. Не пугайте, а расскажите о приятных воспоминаниях из школы.

Самое важное для родителей понять, что основное воспитание происходит дома, в семье. Школа может дать хорошее образование, но всему остальному именно родители должны научить ребёнка.

развивающие игрушки для детей
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе
Добавить комментарий