Слова имеют силу. Как разговаривать с детьми? С маленьким ребенком можно и нужно говорить. Важно делать это осторожно и уважительно. Потому что слова помогают как строить, так и разрушать.
Родители — высший авторитет для ребенка. Поэтому, разговаривая с малышом, нужно внимательно подбирать слова. Как утверждает психолог, родители не могут защитить ребенка от всех вызовов взрослой жизни, от неудач и потерь, но они могут дать ему чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
То, что и как взрослые ему говорят, очень важно, это может усилить его чувство того, что его принимают и любят, или разрушить его, потому что ребенок принимает слова родителей некритически и признает их единственными и верными.
О ребенке, а не с ребенком
Родители часто думают, что малыш, который еще не говорит, не понимает их слов. Но это неправда. У годовалого или двухлетнего ребенка, даже если он не разговаривает, хорошо развита пассивная речь. А это значит, что он уже многое понимает, в том числе то, что говорят о нем его родители.
Психологи подчеркивают, что говорить о ребенке в его присутствии — большая ошибка, как будто он не слышал разговора, например, «Юлька — плачет. Она все еще плачет без причины» или «Саша все еще не разговаривает. Может, пойти с ним к врачу?».
Иногда такое поведение родителей возникает из-за ошибочного убеждения, что ребенок чем-то занят и не обращает внимания на разговор взрослых. Между тем, если малыш слышит свое имя, он сразу заостряет внимание и записывает каждое слово. Если он слышит, что он не оправдал ожиданий своих родителей, что он делает что-то не так хорошо, как другие, он огорчается.
Как разговаривать с детьми? Сила жестов
Разговор с ребенком — это не только слова, но и жесты, и отношение. Теплый взгляд, объятия или прикосновения к родителям успокаивают ребенка. Даже младенцы реагируют на такие невербальные сообщения. Когда вы спокойно разговариваете с малышом, обнимаете его, в его теле выделяется окситоцин, который оказывает успокаивающее действие. Когда вы нервничаете — это настроение влияет и на ребенка.
Примерно с четырехмесячного возраста ребенок реагирует на мимику и жесты взрослых. Он может ответить улыбкой на улыбку родителя. Но также может заплакать, нахмурить лоб, поджать губы на повышенный голос. Жестами вы можете показать ребенку принятие, гордость, нежность и любовь.
Достаточно обнять рассердившегося малыша, дать пять двухлетнему, сумевшему залезть на паука на детской площадке, или улыбнуться трехлетнему ребенку, дебютировавшему на тренировке. Такие маленькие жесты дают уверенность малышу.
Но есть и те, которые могут лишить его воли к действию, его уверенности в себе. Когда вы избегаете зрительного контакта с ребенком во время разговора с ним, вы делаете что-то еще: убираетесь, смотрите в телефон, вы даете ему сигнал, что его дела для вас не важны.
Когда вы отвечаете гримасами неудовлетворенности на проявления эмоций ребенка (гнев, нерешительность, дикая радость), вы учите его, что определенные эмоции плохи и их лучше не показывать. И это неправда, нужны все эмоции.
Важна внимательность
Каждый ребенок хочет чувствовать себя важным для своих родителей, а родители хотят быть важными для своего ребенка. Как этого добиться? Вам просто нужно быть вместе, замечать потребности малыша, реагировать на них и быть честным. Потому что дети — прекрасные наблюдатели и сразу улавливают любую ложь.
Как разговаривать с детьми? Как слушать и слышать слова малыша? Вот несколько советов психологов:
- Когда ваш ребенок хочет вам что-то сказать, отложите все, что вы делаете, и слушайте его. Если вы не можете прекратить занятия, объясните, почему. Назначьте встречу с вашим ребенком, и вернитесь к нему через 10 минут. И держи слово.
- Внимательно слушайте все, что хочет вам сказать ребенок.
- Задавайте вопросы, интересуйтесь рассказом.
- Взгляните на ребенка — будьте в восторге от своего 3-летнего малыша, когда он впервые увидел улитку.
- Когда ребенок, который еще не говорит, показывает что-то в игре жестом или выражением лица, реагируйте, называйте это словами.
Как разговаривать с детьми? Уважение и факты
Когда к вам приходит ребенок плачущий, грустный, напуганный, внимательно его послушайте, постарайтесь объяснить ему, что происходит, и успокоить.
Не занижайте его проблемы, говоря: «Все в порядке …», «Это не так уж и страшно», «Не переусердствуй!»
Потому что таким образом вы проявляете к нему неуважение. В разговоре с ребенком также следует избегать таких выражений, как: «Ты никогда …», «Ты всегда …». Вместо того чтобы делать обобщения, лучше сосредоточиться на деталях, которые относятся к конкретным ситуациям. И помните, что маленький человечек имеет право на ошибки и неудачи.
В конце концов, он просто познает себя и мир, и роль родителей — сопровождать его в этом обучении. Психологи также предостерегают от сравнения ребенка со сверстниками, братьями и сестрами.
Когда годовалый ребенок слышит от своей мамы или папы: «Миша так аккуратен, а ты снова пролил сок», «Посмотри, как Аня красиво разложила игрушки, а в твоей комнате всегда беспорядок», он решает, что он бесполезен, потому что не оправдывает ожиданий родителей.
Вы добьетесь лучших результатов, сосредоточив внимание на том, что делает ребенок, всякий раз, когда есть возможность, подчеркивая его сильные стороны.
Честная похвала
Детям нужно говорить, что они классные. Это повышает их уверенность в себе и побуждает к действию. Но не делайте это автоматически, на постоянной основе.
Не забывайте хвалить их честно, потому что дети чувствуют ложь. Всегда лучше хвалить за приложенные усилия, чем за то, что далось легко, без усилий, потому что ребенок просто способен это сделать.
Так что лучше сказать: «Я видела, как ты пытался нарисовать эту ракету. Ты правильно выбрали цвета: синий, зеленый и желтый», чем «Эта твоя картинка хороша» — говорит психолог. Также стоит похвалить тривиальные, с вашей точки зрения, вещи: «Ножом и вилкой красиво ешь», «Спасибо, что помогли выбрать фрукты к чаю».
Безусловная любовь
Самое главное, чтобы ребенок знал: что бы ни случилось, он всегда может рассчитывать на своих родителей, у него всегда будет поддержка от них, потому что они любят его безоговорочно. Поэтому не бойтесь проявить свою любовь к малышу.
Стоит сказать ребенку, что вы его любите, что для вас он важен, что вам нравится его общество, что вам нравится что-то делать вместе с ним, советуют психологи. И они подчеркивают, что малышу хорошо часто повторять: «Знаешь, дорогой (дорогая), мама и папа очень тебя любят. Ты грустный (грустная) или веселый (веселая), будь у тебя зеленая или синяя блузка, будь то светит солнце или идет дождь, сердишься ты или смеешься — мы всегда с тобой».
Лицом к лицу
При разговоре с малышом сядьте на пол, присядьте перед ним. Смотрите друг другу в глаза. Таким образом вы проявите к нему уважение и покажете, что он важен для вас.
Не говорите: «Не сейчас»
Когда маленький человек хочет рассказать маме или папе, что его радует или огорчает, и слышит: «Не сейчас, потому что я смотрю сериал», как он себя чувствует? Он разочарован, зол, потерян и ему одиноко. Он замыкается в себе или идет поговорить с кем-нибудь еще. Об этом стоит помнить.
Ребенок не рождается с готовым набором знаний об окружающем мире. Он просто изучает этот мир — сначала только наблюдает за взрослыми, а потом задает им много вопросов. Когда родители на следующий «Почему?» реагируют с негативом, ребенок может перестать спрашивать.
Он узнал, что его любопытство и его потребность в понимании мира не важны для его близких. Поэтому, даже если вы не знаете, как ответить на вопрос малыша, просто признайте это и попробуйте поискать с ним ответы: «Давайте поищем в энциклопедии или в Интернете. Узнаем».
Когда ребенок спрашивает о сложных вещах: о смерти, сексе, войне, не стоит говорить, что он узнает, когда станет старше, но нужно постараться ответить честно, так, чтобы он понял, избегая ненужного страха.
Как нужно разговаривать с детьми и как не стоит?
Читайте также: Ребенок хочет лазать по деревьям. Позволять или нет?
Как разговаривать с детьми, если вам не нравится поведение ребенка, и вы хотите привлечь к этому внимание, поговорите с ним так, чтобы не обидеть его.
- Не говорите: «Ты лжец» «Какой ты строптивый!» Ребенок поверит, что это так. Скажите: «Я полагаю, ты сказал не всю правду», «Я вижу, ты многому научился». Вот как вы относитесь к конкретным ситуациям.
- Не говорите: «Какая плохая девочка, непослушный мальчик!» Это общие слова и ярлыки. Скажите: «Я вижу, ты злишься, потому что хотел остаться на детской площадке», «Ты нервничаешь, потому что ничего не вышло, но, если ты тренируешься, ты обязательно справишься».
- Не говорите: «Успокойся, что ты делаешь». Эти слова слишком расплывчаты, ребенок их не поймет. Скажите: «Я не хочу, чтобы ты меня ударил. Если ты злишься на меня, скажи мне». Вы сигнализируете своему ребенку, что не принимаете такое поведение, и поощряете его назвать свои эмоции.
- Не говорите: «Ты слишком маленький», «Ты не можешь». Это подрывает уверенность ребенка в себе. Скажите: «Я думаю, ты сможешь сделать это сам…». Так вы показываете, что верите в его способности.
- Не говорите: «Остерегайся, иначе ты упадешь». Вы вызываете страх попробовать свои силы. Скажите: «Давай! Я буду рядом!» Такие слова придают ему крылья и побуждают к действию. Ребенок знает, что вы рядом, и может на вас рассчитывать.
- Не говорите: «Хорошая девочка», «Ты отличный брат». Детям нужны конкретные вещи. Скажите: «Я вижу, вы положили все блоки в коробку». «Как хорошо ты играешь с машинами Вани». Всегда обращайтесь к конкретным способностям или ситуации ребенка.