Социальное развитие ребёнка начинается со дня его рождения. Вся его жизнь может зависеть от того, сколько внимания и любви он получит от своей матери.
На более поздних этапах детский сад, школа и общество сверстников берут на себя часть ответственности. Но каким образом ребёнок становится частью большой группы? Как поддержать социальное развитие ребёнка в младенчестве, дошкольном и раннем школьном возрасте?
Социальное развитие ребёнка с раннего возраста
Быть родителями просто? Вам может понравиться наша подборка: Лучшие курсы для родителей!
Социальное развитие ребёнка – это процесс, который начинается в первые дни после рождения. В период новорожденности и младенчества под этим термином понимается прежде всего совокупность эмоциональных факторов и первых связей, которые складываются между ребёнком и наиболее близкими ему людьми. Хотя в этом возрасте ребёнок еще не говорит и многого не понимает, механизмы, разработанные в это время, создают основу для последующих связей и социальных взаимодействий.
Факторы социального развития, как правило, описываются областью науки, которую называют психологией развития.
Конечно, не следует ограничиваться только младенчеством. Факторы будут актуальны на протяжении всего детства и даже за его пределами. Однако, в последующие годы жизни социальное развитие ребёнка будет все больше отождествляться с социализацией – это одно из основных понятий, которое использует социология.
Социализация означает процесс усвоения норм, ценностей и моделей поведения в данном сообществе: семье, группе сверстников, школе и даже в более широком смысле – в национальном и человеческом измерении. Другими словами, в процессе социализации ребёнок учится функционировать в обществе.
Поддержка социального развития ребёнка в младенчестве
Психология развития подчеркивает концепцию привязанности. Существует хорошо известная теория, согласно которой механизмы будущих реакций человека на так называемые стрессоры, то есть ситуации, с которыми приходится сталкиваться в жизни, формируются на ранней стадии развития.
Огромную роль в этом играет характер взаимоотношений маленького ребёнка с матерью, отцом и другими близкими людьми. Чем ближе и позитивнее такие взаимодействия, тем больше вероятность правильного социального функционирования в будущем.
Другими словами, теплые, крепкие и доверительные отношения с матерью должны привести к большей эмоциональной стабильности во взрослой жизни. Это способствует качественным межличностным отношениям – личным, интимным, профессиональным и социальным.
Формирование привязанности
Ученые считают, что привязанность формируется в первые три года жизни, проходя за это время несколько этапов:
- Первая фаза (до 2–3 месяцев): ребёнок неосознанно просит о помощи (сигнализируя о необходимости плачем), а родитель ее обеспечивает.
- Вторая фаза (до 6 месяцев): ребёнок начинает различать различные факторы, влияющие на привязанность, более осознанно выстраивая причинно-следственные цепочки (например, начинает понимать, что его слезы вызывают реакцию матери). В этот период у младенца формируются определенные предпочтения – одни вещи ему нравятся, а другие нет. Сам малыш начинает налаживать контакты с матерью.
- Третья фаза: ребёнок привязывается к матери. Он рад ее видеть. Он может сознательно привлечь ее внимание. Примерно в 9 месяцев привязанность к матери начинает сопровождать сильный страх перед незнакомцами.
- Четвертая фаза, которая начинается в возрасте от двух до трех лет, – это установление «партнерских отношений» между ребёнком и матерью. Малыш воспринимает свою мать как самостоятельную личность, начинает замечать мотивацию ее действий, учится завоевывать ее расположение. Таким образом, ребёнок начинает сознательно функционировать в окружении других людей.
Весь описанный процесс очень сложен. Однако легко заметить, что теплые и уравновешенные отношения между ребёнком и его матерью могут определять успех дальнейших процессов социализации и, говоря другим языком, успешную будущую жизнь.
Социальное развитие ребёнка формируется в детском саду
В возрасте около 3 лет ребёнок должен пойти в детский сад. Отнюдь не потому, что его мать хочет вернуться к работе.
Детский сад – это своего рода социальный полигон. Место, где создаются первые постоянные социальные механизмы, позволяющие принимать определенные роли в группе, формируя модели поведения и реакции на поведение других. Поэтому, при отсутствии противопоказаний (например, медицинских), момент отправки ребёнка в детский сад нельзя откладывать.
Если родитель решает, что ребёнок не будет ходить в детский сад, во многих случаях, это решение может нанести ребёнку вред с долгосрочными последствиями.
Не стоит бояться, что ребёнок не справится в детском саду. Необходимо понимать, что это всего лишь откладывание проблемы. Она может вернуться с удвоенной силой в будущем, в виде проблем адаптации в школе, тревожности, асоциальности или в виде любых других проявлений деструктивного поведения во взрослом возрасте.
Элементы социального развития в детском саду
Таким образом, социальное развитие в детском саду учитывает такие элементы, как:
- Постепенное разлучение ребёнка с матерью (что в любом случае неизбежно, а делать это лучше, когда ребёнку 3 года, чем 6-7 лет);
- Обучение первому независимому поведению и социальным эмоциям в гораздо большем масштабе, чем это возможно, например, на игровой площадке (любопытство, ревность, адаптация, конкуренция, сотрудничество, симпатия, сопротивление, тоска, постоянство, повторяемость и т. д.). Некоторые из этих эмоций положительные, некоторые отрицательные, но все они важны;
- Формирование первых нравственных установок (хорошее – плохое, справедливое – несправедливое, правильное – неправильное);
- Освоение первых социальных ролей (воспитатель – воспитанник, мальчик – девочка, коллеги, друзья);
- Образование: приобретение навыков и знаний (рисование, живопись, ассоциации, музыка, танцы, первые иностранные языки и многое другое).
Все исследования подтверждают, что дети, ходившие в детский сад, лучше социализированы – им легче найти себя в социальных ролях и ситуациях, которые ставит перед ними жизнь.
Что важно, детский сад – это еще и то место, где ребёнок впервые подвергается внешней оценке. Критический, холодный и не свойственный родительским чувствам взгляд педагогического коллектива может, например, позволить выявить пороки развития или эмоциональные и социальные расстройства.
Школа как способ социального развития ребёнка
Школа, преимущественно в первые годы, играет двоякую роль – чисто образовательную, но еще и общительную.
В школу приходят дети из разных социальных слоев, с разными темпераментами, личностями и интеллектуальными способностями. На этом этапе социально-психологического развития детей различия становятся очевидными. Некоторые дети уже научились писать, читать и считать, другие только на стадии рисования линий. Поэтому одной из первых задач школы является обеспечение равных возможностей для всех учеников.
Этот процесс осложнен тем, что в то время как одни дети осваивают новые знания, другие могут только оттачивать свои давние навыки. Что, особенно в возрасте 7-8 лет, может быть довольно скучным занятием.
Опыт и навыки учителя определяют, как он или она может справиться с разнообразными потребностями учеников.
Уже в раннем школьном возрасте эмоциональность детей сильно выражена и определяет динамику социальных процессов. На первый план выходят атавистические потребности в доминировании, а также в принятии, превосходстве или равенстве. Таким образом, первые установившиеся социальные иерархии в группе сверстников начинают формироваться с первого класса начальной школы.
В определенных случаях это явление может быть патологическим. Именно тогда сознательное насилие впервые появляется среди детей. Для жертв это может иметь сильное стигматизирующее и деструктивное значение, оказывающее влияние на развитие не только личностных, но и социальных качеств.
Итак, основная задача школы – выявлять и предотвращать подобные ситуации.
Факторы социального развития
Читайте также: Как подобрать книгу для ребёнка?
Процесс социального развития зависит от многих факторов, не только от окружающей среды. Один из факторов – здоровье ребёнка.
Точно можно выделить ряд врожденных и приобретенных пороков и нарушений развития, а также заболеваний, задерживающих социальное развитие ребёнка.
Один из таких типов проблем – аутизм. Это группа расстройств, приводящих к отрыву ребёнка от межличностных отношений, отчуждению от мира собственных переживаний и чувств.
Дети с аутизмом, как правило, пассивны в контакте с другими людьми – они позволяют многое, но сами не проявляют инициативы. Есть и относительно активные, но их поведение окружение считает странным, необычным.
У аутичных детей часто возникают проблемы с чтением эмоций и знаков, посылаемых окружающей средой, поэтому они воспринимаются как не очень чуткие или даже интеллектуально нарушенные.
Все это в совокупности не способствует социальной интеграции.
Независимо от образа аутичного расстройства у ребёнка, его социальное развитие должно стимулироваться, главным образом, с помощью интеграционных мероприятий, вовлекающих ребёнка в жизнь и общие задачи определенной группы, например, сверстников.
Важно, чтобы этот вид терапии реализовывался не только в классе, но и в широком смысле – дома, в школе и даже во дворе.