Социальное развитие ребёнка: от чего зависит

бесплатный 10-ти дневный курс по Яндекс Директ

Социальное развитие ребёнка начинается со дня его рождения. Вся его жизнь может зависеть от того, сколько внимания и любви он получит от своей матери. 

На более поздних этапах детский сад, школа и общество сверстников берут на себя часть ответственности. Но каким образом ребёнок становится частью большой группы и как поддержать социальное развитие ребёнка в младенчестве, дошкольном и раннем школьном возрасте? 

Социальное развитие ребёнка с раннего возраста

Социальное развитие ребёнка с раннего возраста

Социальное развитие ребёнка – это процесс, который начинается в первые дни после рождения. 

В период новорожденности и младенчества под этим термином понимается прежде всего совокупность эмоциональных факторов и первых связей, которые складываются между ребёнком и наиболее близкими ему людьми. Хотя в этом возрасте ребёнок еще не говорит и многого не понимает, механизмы, разработанные в это время, создают основу для последующих связей и социальных взаимодействий. 

Бесплатный 10-ти дневный интенсив по освоению удаленной профессии КОПИРАЙТЕР

Факторы социального развития, как правило, описываются областью науки, которую называют психологией развития. 

Конечно, не следует ограничиваться только младенчеством. Факторы будут актуальны на протяжении всего детства и даже за его пределами. 

Однако, в последующие годы жизни социальное развитие ребёнка будет все больше отождествляться с социализацией – это одно из основных понятий, которое использует социология. 

Социализация означает процесс усвоения норм, ценностей и моделей поведения в данном сообществе: семье, группе сверстников, школе и даже в более широком смысле –в национальном и человеческом измерении. Другими словами, в процессе социализации ребёнок учится функционировать в обществе. 

Поддержка социального развития ребёнка в младенчестве

папа с детьми читают

Психология развития подчеркивает концепцию привязанности. Существует хорошо известная теория, согласно которой механизмы будущих реакций человека на так называемые стрессоры, то есть ситуации, с которыми приходится сталкиваться в жизни, формируются на ранней стадии развития. 

Огромную роль в этом играет характер взаимоотношений маленького ребёнка с матерью, отцом и другими близкими людьми. Чем ближе и позитивнее такие взаимодействия, тем больше вероятность правильного социального функционирования в будущем. 

Другими словами, теплые, крепкие и доверительные отношения с матерью должны привести к большей эмоциональной стабильности во взрослой жизни, что способствует качественным межличностным отношениям – личным, интимным, профессиональным и социальным. Ученые считают, что привязанность формируется в первые три года жизни, проходя за это время несколько этапов: 

  1. Первая фаза (до 2–3 месяцев): ребёнок неосознанно просит о помощи (сигнализируя о необходимости плачем), а родитель ее обеспечивает. 
  2. Вторая фаза (до 6 месяцев): ребёнок начинает различать различные факторы, влияющие на привязанность, более осознанно выстраивая причинно-следственные цепочки (например, начинает понимать, что его слезы вызывают реакцию матери). 

В этот период у младенца формируются определенные предпочтения – одни вещи ему нравятся, а другие нет. Сам малыш начинает налаживать контакты с матерью. 

  1. Третья фаза: ребёнок привязывается к матери. Он рад ее видеть. Он может сознательно привлечь ее внимание. Примерно в 9 месяцев привязанность к матери начинает сопровождать сильный страх перед незнакомцами. 
  2. Четвертая фаза, которая начинается в возрасте от двух до трех лет, – это установление «партнерских отношений» между ребёнком и матерью. Малыш воспринимает свою мать как самостоятельную личность, начинает замечать мотивацию ее действий, учится завоевывать ее расположение. Таким образом, ребёнок начинает сознательно функционировать в окружении других людей. 

Весь описанный процесс очень сложен. Однако, легко заметить, что теплые и уравновешенные отношения между ребёнком и его матерью могут определять успех дальнейших процессов социализации и, говоря другим языком, успешную будущую жизнь. 

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста

В возрасте около 3 лет ребёнок должен пойти в детский сад. Отнюдь не потому, что его мать хочет вернуться к работе. 

Детский сад – это своего рода социальный полигон. Место, где создаются первые постоянные социальные механизмы, позволяющие принимать определенные роли в группе, формируя модели поведения и реакции на поведение других. Поэтому, при отсутствии противопоказаний (например, медицинских), момент отправки ребёнка в детский сад нельзя откладывать. 

Если родитель решает, что ребёнок не будет в обязательный детский сад, во многих случаях, это решение может нанести ребёнку вред с долгосрочными последствиями. 

Не стоит бояться, что ребёнок не справится в детском саду: необходимо понимать, что это всего лишь откладывание проблемы, которая может вернуться с удвоенной силой в будущем, в виде проблем адаптации в школе, тревожности, асоциальности или в виде любых других проявлений деструктивного поведения во взрослом возрасте. 

Таким образом, социальное развитие в детском саду учитывает такие элементы, как: 

  1. Постепенное разлучение ребёнка с матерью (что в любом случае неизбежно, а делать это лучше, когда ребёнку 3 года, чем 6-7 лет); 
  2. Обучение первому независимому поведению и социальным эмоциям в гораздо большем масштабе, чем это возможно, например, на игровой площадке (любопытство, ревность, адаптация, конкуренция, сотрудничество, симпатия, сопротивление, тоска, постоянство, повторяемость и т. д.). Некоторые из этих эмоций положительные, некоторые отрицательные, но все они важны; 
  3. Формирование первых нравственных установок (хорошее – плохое, справедливое – несправедливое, правильное – неправильное); 
  4. Освоение первых социальных ролей (воспитатель – воспитанник, мальчик – девочка, коллеги, друзья); 
  5. Образование: приобретение навыков и знаний (рисование, живопись, ассоциации, музыка, танцы, первые иностранные языки и многое другое). 

Все исследования подтверждают, что дети, ходившие в детский сад, лучше социализированы – им легче найти себя в социальных ролях и ситуациях, которые ставит перед ними жизнь. 

Что важно, детский сад – это еще и то место, где ребёнок впервые подвергается внешней оценке. Критический, холодный и не свойственный родительским чувствам взгляд педагогического коллектива может, например, позволить выявить пороки развития или эмоциональные и социальные расстройства. 

Социальное развитие ребёнка в раннем школьном возрасте

Школа, преимущественно в первые годы, играет двоякую роль – чисто образовательную, но еще и общительную. 

В школу приходят дети из разных социальных слоев, с разными темпераментами, личностями и интеллектуальными способностями. На этом этапе социально-психологического развития детей различия становятся очевидными. Некоторые дети уже научились писать, читать и считать, другие только на стадии рисования линий. Поэтому одной из первых задач школы является обеспечение равных возможностей для всех учеников. 

Этот процесс осложнен тем, что в то время как одни дети осваивают новые знания, другие могут только оттачивать свои давние навыки. Что, особенно в возрасте 7-8 лет, может быть довольно скучным занятием. 

Опыт и навыки учителя определяют, как он или она может справиться с разнообразными потребностями учеников. 

Уже в раннем школьном возрасте эмоциональность детей сильно выражена и определяет динамику социальных процессов. На первый план выходят атавистические потребности в доминировании, а также в принятии, превосходстве или равенстве. Таким образом, первые установившиеся социальные иерархии в группе сверстников начинают формироваться с первого класса начальной школы. 

В определенных случаях это явление может быть патологическим. Именно тогда сознательное насилие впервые появляется среди детей. Для жертв это может иметь сильное стигматизирующее и деструктивное значение, оказывающее влияние на развитие не только личностных, но и социальных качеств. 

Итак, основная задача школы – выявлять и предотвращать подобные ситуации.

Особенности развития ребёнка с аутизмом

Читайте также: Как подобрать книгу для ребёнка?

Процесс социального развития зависит от многих факторов, не только от окружающей среды. 

Один из факторов – здоровье ребёнка. 

Точно можно выделить ряд врожденных и приобретенных пороков и нарушений развития, а также заболеваний, задерживающих социальное развитие ребёнка. 

Один из таких типов проблем – аутизм. Это группа расстройств, приводящих к отрыву ребёнка от межличностных отношений, отчуждению от мира собственных переживаний и чувств. 

Дети с аутизмом, как правило, пассивны в контакте с другими людьми – они позволяют многое, но сами не проявляют инициативы. Есть и относительно активные, но их поведение окружение считает странным, необычным. 

У аутичных детей часто возникают проблемы с чтением эмоций и знаков, посылаемых окружающей средой, поэтому они воспринимаются как не очень чуткие или даже интеллектуально нарушенные. 

Все это в совокупности не способствует социальной интеграции. 

Независимо от образа аутичного расстройства у ребёнка, его социальное развитие должно стимулироваться, главным образом, с помощью интеграционных мероприятий, вовлекающих ребёнка в жизнь и общие задачи определенной группы, например, сверстников. 

Важно, чтобы этот вид терапии реализовывался не только в классе, но и в широком смысле – дома, в школе и даже во дворе. 

бесплатный курс по нейрографике
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Растём вместе
Добавить комментарий