В статье описаны такие понятия как стыд, вина и ответственность. Также рассказывается как правильно воспитать в ребенке эти чувства и при этом не навредить его психике. А также даны советы родителям, которые хотят научить своего ребенка ответственности.
Стыд и вина очень важные эмоции для социализации ребенка. Именно эти чувства заставляют переживать и чувствовать ответственность за свои поступки. Они могут способствовать как сближению людей, так и отдалению, доводя до полного отказа от общения.
Понятия стыда и вины
И стыд, и вина понятия очень схожие по своей сути, но все же имеют различия.
Стыд человек испытывает, если совершает поступок, выходящий за рамки принятых норм и правил. А в случае вины, человек нарушает свои личные нормы и понятия.
Вина – это когда ты чувствуешь неприятие к своему поступку, а стыд, когда неприятие ощущаешь к самому себе.
Эти чувства начинают проявлять с раннего детства и сопровождают человека всю его жизнь.
Психологи полагают, что чувство вины начинает формироваться после 3 лет, тогда как стыд появляется гораздо раньше. Формирование этих чувств напрямую зависит от среды, в которой рос и воспитывался ребенок.
В отличие от стыда, вина считается более осознанным и продуманным чувством. Виной можно считать такое понятие, как совесть. Но бывает и такое, что вина переходит в постоянную, невротическую стадию. Это случается, если родители очень сильно «давят на совесть», постоянно одергивают, читают нравоучения и критикуют по причине и без нее.
В таких случаях чувство вины возникает постоянно. Оно преследует ребенка и начинает распространяться не только на поступки, но даже на мысли о таких поступках. Ребенок начинает чувствовать себя всегда и во всем виноватым. У него появляется множество комплексов, он перестает адекватно оценивать свои поступки, как отрицательные, так и положительные.
Родители должны быть аккуратны в высказывании своих претензий и недовольства, чтобы не нанести ребенку психологических травм. Для воспитания необходимо все использовать в меру и замечания и похвалы.
Понятие и принятие ответственности
Вина и стыд очень сильно переплетаются с таким понятием, как уровень ответственности. Действительно ответственным человек становится в более зрелом возрасте, но формируется она уже в детстве. И ответственность не надо путать с послушанием.
Ответственный ребенок сам решает, как ему поступить и сам несет ответственность за свои действия. И каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был рассудительным и ответственным человеком.
Как же воспитать правильную ответственность в ребенке? Какие приемы следует использовать?
Начинать воспитывать в ребенке ответственность необходимо с 3-5 лет. Уже в этом возрасте ребенок может выполнять простые поручения, не требующие больших затрат энергии. Он может помочь убрать со стола, расставить по местам свои игрушки, что-то принести или отнести.
Со временем поручения могут быть грамотно усложнены. И главное, чтобы это было на постоянной основе. Тогда у ребенка будет само появляться желание что-то сделать, как-то помочь.
В ребенке необходимо развивать разные виды ответственности:
- за себя, за свое здоровье и безопасность. Ребенок не должен рисковать собой и лезть туда, где опасно;
- за те действия, которые так или иначе связаны с другими людьми. К примеру, необходимо объяснить ребенку что бабушка спит и надо вести себя тише, чтобы не разбудить;
- за свои игрушки и вещи. Ребенок должен понимать, что свои игрушки он должен убирать сам;
- за домашних питомцев или растения. Нужно научить малыша поливать растения или кормить кота. И не допускать того, чтобы он ломал растения или причинял боль животным;
- за свое слово. Ребенок должен понимать, что если он что-то пообещал, то он должен это выполнить. Это самый сложный пункт из всех, так как этому сложнее и дольше всего учить ребенка. Он должен понять, что за свои слова будет отвечать сам, что не сможет спрятаться за маму или папу, увидеть, к чему привело его действие или бездействие.
Невозможно воспитать ребенка, не давая ему возможности совершать ошибки. Ведь именно на ошибках учатся. Но есть родители, которые не позволяют своим чадам даже шага в сторону сделать. Но и пускать все на самотек тоже не стоит. Нужно найти золотую середину и аккуратно направлять ребенка в нужную сторону, не давя на него родительским авторитетом.
Так же не нужно забывать и о возрасте ребенка. Родители не должны возлагать слишком большую ответственность на малыша. И не стоит использовать стыд в качестве наказания, иначе у ребенка могут начаться истерики и нервозы.
5 правил при формировании ответственности
Читайте также: Почему дети неоткровенны: причины и ошибки родителей
Чтобы не возникло психологических проблем при формировании ответственности каждый родитель должен соблюдать несколько правил:
- Не стыдить ребенка, вызывая чувство вины. Он должен сам понять свои поступки. И тогда чувство вины придет само.
- Четко объяснять ребенку, почему его поступок не хороший. Главное, чтобы малыш последствия своего поступка.
- Подсказать, как можно было бы поступить в той или иной ситуации.
- Предложить исправить самому ситуацию.
- И конечно, родителям необходимо помнить, что малыши могут хулиганить и не стоит давать им для этого лишние возможности. (К примеру, убирать опасные и хрупкие вещи подальше).
Главная задача родителя вырастить здорового и полноценного ребенка. Поэтому необходимо быть не только внимательным родителем, но и давать возможность малышу учиться на своих ошибках, незаметно страхуя его от больших неприятностей.