Вина и стыд в воспитании ребенка

В статье описаны такие понятия как стыд, вина и ответственность. Также рассказывается как правильно воспитать в ребенке эти чувства и при этом не навредить его психике. А также даны советы родителям, которые хотят научить своего ребенка ответственности.

Стыд и вина очень важные эмоции для социализации ребенка. Именно эти чувства заставляют переживать и чувствовать ответственность за свои поступки. Они могут способствовать как сближению людей, так и отдалению, доводя до полного отказа от общения.

Понятия стыда и вины

Вина и стыд в воспитании ребенка

И стыд, и вина понятия очень схожие по своей сути, но все же имеют различия.

Стыд человек испытывает, если совершает поступок, выходящий за рамки принятых норм и правил. А в случае вины, человек нарушает свои личные нормы и понятия.

Вина – это когда ты чувствуешь неприятие к своему поступку, а стыд, когда неприятие ощущаешь к самому себе.

Эти чувства начинают проявлять с раннего детства и сопровождают человека всю его жизнь.

Психологи полагают, что чувство вины начинает формироваться после 3 лет, тогда как стыд появляется гораздо раньше. Формирование этих чувств напрямую зависит от среды, в которой рос и воспитывался ребенок.

В отличие от стыда, вина считается более осознанным и продуманным чувством. Виной можно считать такое понятие, как совесть. Но бывает и такое, что вина переходит в постоянную, невротическую стадию. Это случается, если родители очень сильно «давят на совесть», постоянно одергивают, читают нравоучения и критикуют по причине и без нее.

В таких случаях чувство вины возникает постоянно. Оно преследует ребенка и начинает распространяться не только на поступки, но даже на мысли о таких поступках. Ребенок начинает чувствовать себя всегда и во всем виноватым. У него появляется множество комплексов, он перестает адекватно оценивать свои поступки, как отрицательные, так и положительные.

Родители должны быть аккуратны в высказывании своих претензий и недовольства, чтобы не нанести ребенку психологических травм. Для воспитания необходимо все использовать в меру и замечания и похвалы.

Понятие и принятие ответственности

Вина и стыд очень сильно переплетаются с таким понятием, как уровень ответственности. Действительно ответственным человек становится в более зрелом возрасте, но формируется она уже в детстве. И ответственность не надо путать с послушанием.

Ответственный ребенок сам решает, как ему поступить и сам несет ответственность за свои действия. И каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был рассудительным и ответственным человеком.

Как же воспитать правильную ответственность в ребенке? Какие приемы следует использовать?

Начинать воспитывать в ребенке ответственность необходимо с 3-5 лет. Уже в этом возрасте ребенок может выполнять простые поручения, не требующие больших затрат энергии. Он может помочь убрать со стола, расставить по местам свои игрушки, что-то принести или отнести.

Со временем поручения могут быть грамотно усложнены. И главное, чтобы это было на постоянной основе. Тогда у ребенка будет само появляться желание что-то сделать, как-то помочь.

В ребенке необходимо развивать разные виды ответственности:

  • за себя, за свое здоровье и безопасность. Ребенок не должен рисковать собой и лезть туда, где опасно;
  • за те действия, которые так или иначе связаны с другими людьми. К примеру, необходимо объяснить ребенку что бабушка спит и надо вести себя тише, чтобы не разбудить;
  • за свои игрушки и вещи. Ребенок должен понимать, что свои игрушки он должен убирать сам;
  • за домашних питомцев или растения. Нужно научить малыша поливать растения или кормить кота. И не допускать того, чтобы он ломал растения или причинял боль животным;
  • за свое слово. Ребенок должен понимать, что если он что-то пообещал, то он должен это выполнить. Это самый сложный пункт из всех, так как этому сложнее и дольше всего учить ребенка. Он должен понять, что за свои слова будет отвечать сам, что не сможет спрятаться за маму или папу, увидеть, к чему привело его действие или бездействие.

Невозможно воспитать ребенка, не давая ему возможности совершать ошибки. Ведь именно на ошибках учатся. Но есть родители, которые не позволяют своим чадам даже шага в сторону сделать. Но и пускать все на самотек тоже не стоит. Нужно найти золотую середину и аккуратно направлять ребенка в нужную сторону, не давя на него родительским авторитетом.

Так же не нужно забывать и о возрасте ребенка. Родители не должны возлагать слишком большую ответственность на малыша. И не стоит использовать стыд в качестве наказания, иначе у ребенка могут начаться истерики и нервозы.

5 правил при формировании ответственности

5 правил при формировании ответственности

Читайте также: Почему дети неоткровенны: причины и ошибки родителей

Чтобы не возникло психологических проблем при формировании ответственности каждый родитель должен соблюдать несколько правил:

  1. Не стыдить ребенка, вызывая чувство вины. Он должен сам понять свои поступки. И тогда чувство вины придет само.
  2. Четко объяснять ребенку, почему его поступок не хороший. Главное, чтобы малыш последствия своего поступка.
  3. Подсказать, как можно было бы поступить в той или иной ситуации.
  4. Предложить исправить самому ситуацию.
  5. И конечно, родителям необходимо помнить, что малыши могут хулиганить и не стоит давать им для этого лишние возможности. (К примеру, убирать опасные и хрупкие вещи подальше).

Главная задача родителя вырастить здорового и полноценного ребенка. Поэтому необходимо быть не только внимательным родителем, но и давать возможность малышу учиться на своих ошибках, незаметно страхуя его от больших неприятностей.

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-4348971-12", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-4348971-12", "type": "feed" }) })
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Растём вместе
Добавить комментарий