Воспитание — Важные педагогические понятия

Воспитание

В педагогике излагается учение о воспитании, образовании и обучении. Эти понятия и являются основными в педагогической науке.

Воспитание в широком смысле слова

В понятие воспитание вкладывается различное содержание. В широком смысле слова под воспитанием мы понимаем организованное руководство воспитателей развитием детей в целях подготовки из них строителей и защитников современного общества.

Но строительство общества многогранно и сложно, поэтому и подготовка к этому строительству — дело сложное. Поясним это несколько подробнее.

История человеческого общества состоит из последовательной смены поколений. Каждое поколение является обладателем совокупности средств производства материальной жизни, а также обладателем знаний в области наук, искусств; каждому поколению соответствует свой уровень их развития.

Поколение взрослых (отцов), вооружённое техникой и наукой, организует весь процесс производства необходимых материальных ценностей на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве, создаёт средства транспорта и связи, а также средства защиты своего государства от насильственного вторжения врагов.

В силу естественных биологических и общественных условий поколение взрослых сходит со сцены и на его место вступает в жизнь новое поколение. С уходом старых поколений общественная, производственная жизнь не прерывается, а с приходом новых поколений она не начинается заново.

Старшие поколения в процессе общественной жизни проводят организованную “передачу” всех своих богатств в области науки, техники, искусства новым поколениям (детям). Новые поколения получают от старших сложное наследство, которое и вооружает их к дальнейшей общественной и производственной деятельности.

С каждым поколением развитие общества, как правило, совершенствуется во всех отношениях. Это обусловлено тем, что новые поколения, получив “наследство”, развивают его, совершенствуют. Вот эта целесообразная общественная деятельность, в которой предшествующие поколения организованно вооружают последующие поколения накопленным опытом в целях дальнейшего развития общества, и называется воспитанием в широком смысле этого слова.

В нашей стране мы ставим особо важную цель подготовить из молодого поколения строителей и защитников нового неизведанного общества. Это мы и осуществляем в различного рода низших, средних и высших учебных заведениях.

Строительство современного общества требует воспитания всесторонне развитых людей. Из этого вытекает необходимость рассмотреть отдельные стороны воспитания.

Физическое воспитание

С момента рождения ребёнка в воспитании большое место занимает уход за физическим здоровьем его, переходящий по мере роста в физическое воспитание. Физическое воспитание направлено на охрану здоровья и руководство развитием природных физических свойств детей, на установление рационального порядка во сне, в труде и отдыхе, питании, на организацию бытовых условий, проведение системы тренировочных физических упражнений.

Цель современной школы и семьи в деле физического воспитания состоит в подготовке физически здоровых, выносливых членов общества, способных к напряжённому производственному труду и готовых к защите нашего государства.

Умственное воспитание, или образование

Второй стороной воспитания является умственное воспитание, или образование. Если физическое воспитание есть организованное руководство физическим развитием ребёнка, то образование состоит в организованном руководстве воспитателей развитием умственных способностей воспитуемых.

Образование связано с усвоением и закреплением знаний, накоплением представлений и понятий.

Образование и накопление представлений и понятий начинается в раннем детстве, но особенно быстро оно осуществляется при изучении учебных предметов в школе.

Образованием называется процесс усвоения учащимися знаний основ наук, совершающееся на этой основе формирование научного мировоззрения и развитие умственных способностей.

Нравственное воспитание

Следующей важнейшей стороной является нравственное воспитание. Нравственно воспитать человека – значит приучить его к поведению, основанному на принципах современной морали.

Под поведением надо иметь в виду деятельность человека. Деятельность человека многообразна. Она выражается и проявляется в различных окружающей действительности: отношение к родине, к труду, к людям, к общественной собственности, к правилам социального общежития.

Таким образом, нравственно воспитать человека — значит воспитать у него патриотизм, или чувство любви к родине, воспитать добросовестное отношение к труду, к окружающим людям, воспитать терпимое отношение к общественной и частной собственности, к правилам социального общежития.

Психологической основой поведения человека является преимущественно воля, поэтому и воспитание сводится главным образом к организованному воздействию воспитателей на волю воспитуемого. Однако психические процессы человека неразрывны.

Если говорят о воле как психологической основе поведения и деятельности, то имеется в виду лишь её большая роль, так как поведение и сама воля находятся под влиянием разума.

Ведущая роль в нравственном воспитании принадлежит научному мировоззрению. Большой силой, определяющей поведение человека, являются и эмоции. Мы видели выше, что патриотизм есть чувство, эмоция любви к родине; отношение к окружающим людям – родителям, товарищам, друзьям — также всегда бывает “окрашено” эмоциональностью.

Эстетическое воспитание

Важной стороной воспитания является и эстетическое воспитание. Это воспитание чувств, эмоций, чувства красоты в первую очередь. Красивое оформляется в многообразных видах искусства; а искусство есть особая форма познания действительности. Красивое мы наблюдаем в природе, в общественной жизни, мы говорим о нравственной красоте человека, о красивых поступках.

Эстетическое воспитание есть организованное воздействие воспитателей на эмоции и волю воспитуемых в целях развития у них способности понимать искусство и красоту вообще, эмоционально переживать восприятия произведений искусства, а также в целях развития эстетических суждений и творческих способностей. Эстетическое воспитание облагораживает человека и совершенствует его в нравственном отношении. Таковы стороны воспитания.

Обучение

Когда учитель хочет дать ученикам знания, научить их каким-либо уменьям и навыкам, он объясняет то, что нужно знать, показывает, как надо делать. Ученики слушают учителя и стараются понять объяснение. Далее, ученики пробуют делать так, как показывает учитель. Учитель проверяет, исправляет, а ученики упражняются в знаниях и уменьях. В этом и состоит процесс обучения.

Таким образом, обучением называется совокупность действий учителя, в которых он показывает, объясняет, исправляет, излагает новый материал, а ученики усваивают новые знания, упражняются и приобретают уменья и навыки.

Обучение — это совокупность приёмов и организация учебно- воспитательного процесса, в котором ученики получают образование и в котором происходит воспитание их воли, т. е. воспитание настойчивости и упорства в труде, вырабатываются уменья, навыки труда и поведения.

В практике учебно-воспитательной работы все три основные понятия – воспитание, образование и обучение – представляют собой единый процесс, они неразрывны между собой.

Оцените статью
Растём вместе
Добавить комментарий