Воспитательная функция семьи — одна из главных функций, определяющих духовно-нравственное и социальное развитие ребёнка. Всё идёт из семьи… Сколько раз каждый из нас слышал эту фразу? Что мы получаем в семье и как формируется личность ребёнка, воспитывающегося в семье?
Воспитательная функция в семье рассматривается в отношении как родителей, так и ребёнка. Не только взрослые воспитывают детей. Но и дети заставляют родителей пересмотреть свои взгляды на жизнь.
С появлением детей в жизни человека меняется всё. Не только жизненный уклад, но и отношение к жизни. Новый вид ответственности за жизнь и безопасность другого человека приводит к переоценке ценностей и формирует новую картину мира.
В чём заключается воспитательная функция семьи, в чём её особенность и ценностный потенциал?
- Воспитательная функция семьи: что это значит?
- Воспитательная функция семьи: что родители могут дать детям?
- Родители — пример для детей
- Модель поведения в обществе
- Важность родительского авторитета
- Воспитательная функция семьи: что получают родители?
- Продолжение рода
- Сохранение культурных традиций
- Меняемся местами
Воспитательная функция семьи: что это значит?
Говоря о семье как о социальной ячейке общества, мы прежде всего имеем в виду:
- природное родство;
- общность взглядов;
- интересов и потребностей детей и взрослых.
Речь идёт не просто о совместном проживании на одной территории, а о том, что составляет духовно-нравственную основу личности.
Воспитательная функция семьи реализуется в действии. Эта реализация будет успешной, если слова взрослых совпадают с делом.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, какой стиль поведения выбирают родители, выстраивая парадигму общения с ребёнком.
Воспитательная функция семьи: что родители могут дать детям?
Родители — пример для детей
Мама и папа — это те взрослые, которые находятся рядом с ребёнком с момента его рождения. Ребёнок познаёт мир, приобретая собственный опыт и усваивая опыт родителей. Как говорится в известной английской пословице, «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас». Вы никогда не задумывались над тем, как точно передан смысл воспитательной функции семьи в одном предложении?
Родители — первые и самые значимые «учителя» для ребёнка. Он воспринимает близких ему взрослых как идеал, которому нужно подражать, на который он стремится быть похожим. Ребёнок усваивает не только всё хорошее, что есть в родителях, но и вредные привычки и нехорошие дела.
Если с детства ребёнок видит, что его родители курят или употребляют спиртные напитки. Ребёнок воспринимает это как норму. Взрослея, он может перенять эти вредные привычки. И неудивительно, что будучи еще совсем юным, ребёнок попробует сигареты и алкоголь на вкус.
Следует обращать внимание и на то, как проходит общение внутри семьи. Какое оно — доброе, агрессивное или в семье царит душевный холод и равнодушие? Глядя, как относятся родители друг к другу, ребёнок усваивает для себя модель поведения. И переносит её во взрослую жизнь. И больших усилий потом стоит ему перебороть свою натуру и изменить поведение, если оно несёт негативный посыл.
Модель поведения в обществе
Родители — это значимые взрослые для ребёнка не только внутри семьи, но и во внешнем пространстве. А вы никогда не замечали, что ребёнок следует очень знакомым моделям поведения, общаясь с окружающими людьми?
Эти поведенческие модели он заимствует у родителей. И чем старше он становится, тем ярче проявляются в его поведении неосознанные родительские установки. Поэтому важно подавать ребёнку правильный пример взаимоотношений с другими людьми. Воспитывать в нём такие важные качества личности, как:
- вежливость;
- чувства такта, уважения
- и способность сопереживать собеседнику.
Не удивляйтесь, если вдруг услышите, что ваш ребёнок грубо разговаривает со своим другом или пытается дерзить в ответ на ваши замечания или просьбы. А сколько раз вы позволяли себе нелестные высказывания в адрес других людей или просто поругались с кассиром в магазине? Такие ситуации не проходят бесследно, а оставляют в душе ребёнка неизгладимый след.
Модель поведения в обществе формируется под влиянием родительских установок.
Важность родительского авторитета
Эта характеристика тесно связана с формированием социальной поведенческой моделью. И определяется позицией родителей по отношению к собственным детям, другим людям.
Авторитет, основанный на уважении и взаимопонимании, когда все члены семьи имеют своё мнение и могут свободно высказывать его, является лучшей почвой:
- для воспитания в ребёнке адекватной самооценки;
- ответственности;
- уважения к другим людям;
- способности сопереживать.
В педагогике также упоминается «авторитет любви». Несмотря на позитивное название, эта тактика родительского и детского взаимодействия несёт в себе негативный оттенок. Любовь без меры и воспитание на основе вседозволенности и всепрощения. Она приводит к тому, что ребёнок вырастает эгоистичным, требовательным, часто безосновательно, к окружающим.
«Авторитет подкупа», когда родители ни в чём не отказывают своему чаду, «доказывая» свою любовь материальными ценностями. Это также наносит вред и формирует ложное представление об истинных ценностях человека.
Нет ничего страшнее «авторитета подавления», основанного на страхе, угрозах, наказаниях. Дети, воспитанные на эмоциональном терроре, вырастают слабыми, безвольными. Их агрессивность приводит к печальным последствиям.
Эти ложные авторитеты оказывают негативное влияние на воспитательный процесс. Они способны вызвать необратимые явления в формировании личности ребёнка.
Воспитательная функция семьи: что получают родители?
Пока ребёнок маленький и не может самостоятельно обеспечивать свою жизнь (речь идёт не столько о материальных благах, сколько о способах существования в обществе), родители берут на себя ответственность за его жизнь и развитие, воспитывая в нем положительные черты личности. Ребёнок нуждается в них, получая не только удовлетворение жизненно необходимых потребностей, таких как потребность в еде, тепле, безопасности.
Немаловажное значение имеют духовно-нравственные «желания» ребёнка. Он нуждается в любви, вере, понимании и поддержке со стороны взрослых. Если родителям удаётся соединить эти составляющие — физиологическую и духовную, ребёнок растёт в атмосфере любви и счастья. Если возникают проблемы в какой-то одной из этих сфер, то они отразятся и на другой тоже.
Продолжение рода
Дети в семье — это счастье и смысл жизни, которые определяют сущность человеческой жизни. В детях продолжается человеческий род. Это самая высшая награда для человека. Поэтому важно воспитать в ребёнке те качества, которыми можно гордиться и которые нужно транслировать в обществе.
Воспитательная функция семьи способствует накоплению и передаче из поколения в поколение человеческого опыта, нравственных ценностей и морально-этических установок человечества.
Сохранение культурных традиций
Читайте также: Половое воспитание подростка: на что обратить внимание родителям
Семья — это настоящий кладезь культурного наследия. Воспитывая ребёнка в духе национальных традиций, родители не только формируют мощную платформу для развития духовно-нравственных качеств личности, но и сохраняют культурную память народа. Сильная культурная составляющая сохраняется в семьях, где чтут традиции рода, нации, соблюдая их в повседневной жизни, тем самым показывая их важность в жизни не только одной семьи, но и целых поколений.
Меняемся местами
Отдавая свои силы, любовь, ласку детям, родители учат их жить в этом мире, воспитывают в них качества, которые станут основой для успешного существования в социуме. Сначала ребёнок воспринимает на веру всё, что родители предлагают ему. Взрослея, он начинает сомневаться и пробует самостоятельно разобраться и найти решение, часто спотыкаясь и «набивая шишки», но приобретая собственный бесценный опыт.
Со временем ситуация меняется, дети взрослеют и общаются с родителями с позиции собственных представлений о жизни. Теперь детям приходится помогать взрослым. И вот здесь важно то, как воспитывали ребёнка в детстве, чем наполнили его душу родители. Это как зеркало: в поведении уже взрослых детей отражается поведение родителей. Что посеешь, то и пожнёшь, поэтому нужно правильно и ответственно подходить к процессу воспитания ребёнка.
Сидяева Кристина Вениаминовна
Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец
творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»