Как научить ребёнка думать логически, ведь детство – время усиленной подготовки к жизни.
Представьте, что ваш ребёнок задал вам вопрос:
«Откуда берутся дети?» Или «Что такое электричество?»
Что бы вы ему ответили? К сожалению, большинство родителей не придают таким вопросов должного внимания, списывая их на «излишнее любопытство».
А вы просто ответили:
«Тебе это рано знать» или «Подрастешь — в школе расскажут».
Однако подобное безразличие и игнорирование могут отбить у ребёнка все желание интересоваться окружающим миром дальше. И даже усыпят его стремления заниматься наукой или искусством в будущем. Что же нужно предпринять в подобной ситуации и как научить ребёнка думать? Давайте разбираться.
Насколько важно научить ребёнка думать перед началом учебы?
Быть родителями просто? Вам может понравиться наша подборка: Лучшие курсы для родителей!
До того как ребёнку исполнится 6 лет и наступит пора идти в школу, ему необходимо адаптироваться в окружающем мире. Найти границы собственного «я» и «я» окружающих людей. Различать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Помочь маленькому человечку делать первые шаги в жизнь должны именно вы, родители, а не посторонние люди.
Не секрет, что успехи в учебе и творчестве зависят от того, насколько высоко у ребёнка развито:
- логическое мышление;
- самостоятельность в принятии решения трудных для него логических задач;
- степени активности
- и стремления познавать мир.
Все это зависит от того, насколько грамотно и правильно действовали вы по отношению к ребёнку и направляли его своею сильной и уверенной рукой на верный путь.
Это важно! Вспомните сами себя в детстве. Как вы удивлялись, разглядывая на солнце причудливо переливающийся круглый мыльный пузырь. Или считая количество черных точечек на крыльях божьей коровки? Что вы чувствовали в тот момент? Невероятное удивление, которое полностью захватывало вас изнутри. Оно заставляло стремиться узнавать, находить, сравнивать, рассматривать и делать логические выводы.
Удивление! Что может быть невероятнее и интереснее для ребёнка, как открыть для себя что-то новое, удивиться этому. Всем своим существом начать желать окунуться в это удивление. И как можно больше разузнать, в чем суть того или иного явления. Почему те или иные признаки проявляют себя иначе…
С того момента, как ребёнок начнет удивляться, в нем проснется потребность узнавать все больше и больше ради собственного удовольствия. С этого момента и начнет развиваться ответственность за свои действия, серьезность в принятии решений и интеллект.
Это важно! Стоит не упустить тот момент, когда ваш ребёнок прибежит к вам с горящими глазами и криками: «Мама, смотри, с одуванчика летят белые парашютики, когда я дую на него. Парашютики всегда летят от ветра?» Заметив и почувствовав это удивление, попробуйте удивиться вместе с ним. И вы сами почувствуйте, что искренний восторг передастся и вам.
Отметьте для себя ту большую и сложную умственную работу, которую проделал ваш малыш, придя к такому выводу.
«Парашютики летят, когда я дую, следовательно, они летят от ветра».
На ваших глазах ребёнок смог выстроить логическую цепочку, связанную между собой мыслью о том, что предметы могут летать, когда дует ветер.
В голове ребёнка возник целый мыслительный акт, состоящий из множества операций:
- сравнения – сопоставления парашюта с «парашютиками» на одуванчике;
- классификации по способности некоторых предметов летать, когда дует ветер;
- обобщения – создания в сознании ребёнка особого класса предметов по одному признаку;
- понимания взаимозависимости – предмет летит тогда, когда дует ветер, а не наоборот.
В совокупности все эти процессы развивают в ребёнке умение рассуждать, и ваша задача на данном этапе – научить ребёнка думать логически.
Попробуйте максимально заинтересовать ребёнка, незаметно наталкивая его на решение непонятных для него закономерностей и логических цепочек. Ведь все те вопросы, которые озвучивает малыш, свидетельствуют о сложном и длинном мыслительном процессе. И именно этот процесс запустил свой рабочий механизм, и заставил сознание работать.
С чего начать?
В тот момент, кода ребёнок задал вам самый простой вопрос: «Почему летят парашютики с одуванчика, когда на него дуешь?» Его мозг переработал огромное количество вариантов, произвел оценку и готов вынести верное решение. Конечно, выводы могут оказаться неправильными и нелогичными. Это значит, что тонкая ниточка, связывающая явления воедино, в каком-то месте порвалась, и в сознании ребёнка произошел сбой.
Это важно! Самое главное в этом случае – проследить то место, в катором произошел надрыв, и подтолкнуть малыша к верному принятию решения.
Например: «Яблоко зеленое – его можно есть. Трава тоже зеленая – значит, ее тоже можно есть?»
Ребёнок совершенно правильно нашел сходство двух разных предметов – трава и яблоко зеленые. Однако сбой в сознании произошел из-за того, что малыш нашел взаимосвязь этих двух предметов там, где ее нет – в съедобности-несъедобности. Ваша задача здесь – ни оттолкнуть, ни посмеяться над ребёнком из-за его ошибки. А натолкнуть на верное принятие решения с помощью косвенных вопросов.
Например:
– Какого цвета крокодил?
– Зеленого.
– Но ведь его нельзя кушать, верно?
– Верно.
– А забор какого цвета?
– Зеленого.
– Ты бы попробовал его на завтрак?
– Нет, он же невкусный!
– Именно! Поэтому не все, что имеет зеленый цвет, можно кушать.
Этот урок поможет отложить в сознании ребёнка, что не все предметы и признаки имеют одинаковое назначения и носят одинаковый характер. Следовательно, в дальнейшем мышление ребёнка станет намного критичнее. Он сможет логически оценивать действительность и будет совершать значительно меньше ошибок.
Как научить ребёнка думать логически: первые толчки
Читайте также: Плохой аппетит у ребёнка. Что делать? Советы родителям
В раннем возрасте познание мира происходит из удивления. За удивлением следует интерес, затем – мышление. Как часто бывает с нами, что мы часами, днями, годами не можем найти правильное решение. И вдруг в один прекрасный день вскрикиваем: «Эврика!». Мы удивляемся от того, почему же такая гениальная до простоты идея не пришла к нам раньше.
Однако такое «осенение» — это результат:
- многочисленных классификаций;
- сравнений;
- обобщений;
- абстрагирований;
- понимания взаимозависимости.
Совокупность всех этих критериев рождает способность рассуждать.
В детском возрасте все эти этапы быстрее и проще пройти через игру. Самый эффективный способ обдумать какое-то явление и сформировать оценку для него – дать ребёнку проанализировать самое простое стихотворение или картинку. Прочитайте малышу стихотворение про Таню, которая «уронила в речку мячик». И задайте ему вопросы: почему Таня плачет? Кто ее утешает? Почему мяч не утонет в реке?
Поверьте, вы сами удивитесь, до чего активно и удивительно детское мышление, когда малыш начнет логически обдумывать каждый из этих вопросов.
Другое задание. Покажите ребёнку картинку. Например, на ней изображены дети, плескающиеся в речке. Что изображено на картинке? Почему дети плескаются в речке? Какое время года на картинке? Весело или грустно детям?
Детское видение действительность поразит и удивит вас. Самое главное – это постоянное активное обсуждение всего происходящего.
– Как ты думаешь, ты правильно сделал, когда капризничал в магазине и просил шоколадку?
– Тебе нравятся эти белые цветочки?
– Почему птички летают?