Тайм-менеджмент для детей: как научить ребёнка планировать своё время?

Опоздал на важную встречу, не успел сделать работу, поздно вспомнил о памятной дате… Сколько подобного рода неприятных разочарований приходится испытывать человеку на протяжении жизни! Нет ничего более неуловимого и вместе с тем реально ощутимого, нежели время. Его, как правило, постоянно не хватает даже тем, кто располагает им в избытке. В современном мире, когда события развиваются стремительно и требуют такой же быстрой реакции, время – ценный ресурс, которым нужно уметь распоряжаться. Умение планировать собственное время – важный социальный навык, формировать который необходимо с детства. Как научить ребёнка планировать свое время? 

Разработана специальная техника «Управление временем», или «Тайм-менеджмент», которая позволяет осознанно распределять и контролировать время для решения поставленных задач и достижения целей. При этом повышаются эффективность и результативность деятельности.

Время не ждёт

Как научить ребёнка планировать своё время?

Жизнь современных детей насыщена событиями. Как только ребёнок начинает ходить и говорить, родители стремятся создать условия для всестороннего развития его личности: ребёнок посещает различные секции, занимается танцами, изучает иностранный язык, а то и два языка. К моменту поступления в школу в ежедневном графике ребёнка практически нет свободного времени. А если ещё и школьная программа, которую необходимо освоить …

А бывает так, что у ребёнка много свободного времени, которым он не умеет распоряжаться: подолгу смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, не отрывается от мобильного телефона.

Проблема нерационального использования времени касается и тех семей, где дети находятся на домашнем обучении. В этом случае очень важно соблюдать баланс между свободным временем и временем, которое дети тратят на обучение.

Умение планировать и распределять время для достижения своих целей во многом зависит от индивидуальных свойств личности человека.

Воспитывая чувство ответственности с детства, родители учат ребёнка внимательно и осознанно относиться ко времени (своему и чужому), строя тем самым прочную основу для его успехов во взрослой жизни.

С чего всё начинается…

Первым шагом на пути к формированию умения эффективного управления временем является соблюдение режима дня в детстве. Дети младшего возраста не имеют чёткого понятия о том, что такое время. Оно для них относительно. В 3 года ребёнку непонятно что значит «завтра», «вчера», «на следующей неделе», «через месяц». Он живёт сегодняшними событиями, «здесь и сейчас». Он понимает, что после ночного сна будет прогулка, потом прием пищи, дневной сон, а когда на улице становится темно, наступает ночь. Учитывая этот порядок, ребёнок подсознательно планирует свои действия, обучаясь дисциплине и организованности.

В старшем дошкольном возрасте появляются первые представления о частях суток. Ребёнок овладевает такими понятиями, как «Дни недели», «Месяцы». Постепенно в его сознании формируются оценочные характеристики разных временных промежутков: 5 минут, 10 минут, полчаса.

Осознанное отношение к планированию времени формируется, когда ребёнок уже умеет пользоваться часами и понимает календарь. Обычно эти умения появляются в период обучения в начальной школе, что связано с необходимостью распределять школьную нагрузку, выбирая время для учёбы и отдыха.

Как научить ребёнка планировать своё время: советы родителям

дети гуляют вместе

Привычка опаздывать чревата для человека множеством неприятностей. Для учителя школьник, приходящий в класс после звонка, автоматически становиться разгильдяем и безответственным учеником; для работодателя вечно опаздывающий сотрудник равнозначен убыточному капиталовложению. Чтобы не производить подо

бного впечатления в будущем, учите малыша пунктуальности с детства.

Научить ребёнка распределять и контролировать время под силу каждому родителю. Освоив некоторые азы детского тайм-менеджмента, взрослые смогут целенаправленно формировать в ребёнке умения распределять время для решения важных дел, для отдыха, доводить начатое дело до конца и не откладывать на завтра.

Помните, что все новые «правила» вводятся п

остепенно, от простого к сложному. Важно не переусердствовать, чтобы не вызвать у ребёнка обратную реакцию, и не забывать, что любые дела должны чередоваться с моментами отдыха, чтобы ребёнок восстанавливал силы для дальнейших свершений.

Время под контролем: пользуемся часами

Начнем с привычки контролировать время. Для этого первым делом познакомьте ребёнка с таким важным и полезным аксессуаром как часы. Они должны стать его постоянным атрибутом. Постарайтесь, чтобы часы находились в каждой из ко

мнат вашей квартиры, включая кухню. За пределами дома контролировать ход времени можно при помощи мобильного телефона или наручной модели часов. Теперь, когда часовой механизм стал привычным предметом, пора извлекать из него пользу.

Объясните малышу, что договорится о прогулке, зная не только место, но и точное время, гораздо проще. Предложите ребёнку созвониться с друзьями по двору или школе заранее, оговорив место и самое главное время встречи.

Если он захочет сходить в кино, то пусть

выберет время сеанса и предложит в котором часу нужно будет выйти из дома, чтобы успеть к началу просмотра. Старайтесь увидеть связь решительно во всем.

Для девочек наглядную демонстрацию можно устроить на примере банального приготовления еды, ведь варить и жарить блюда нужно строго определённое количество минут. Даже обычный градусник для измерения температуры тела человек должен продержать подмышкой 5 минут и не больше.

Ваша задача – дать понять ребёнку, что время – это ощутимое понятие, которое можно измерить.

Составление списка дел на день

Составьте вместе с ребёнком план его дня. Накануне вечером подумайте вместе с ребёнком о том, что предстоит сделать завтра. Запишите эти дела в блокнот. Ничего не меняйте в его распорядке. Просто постарайтесь зафиксировать то, сколько времени он тратит на те или иные занятия. Предложите ему самостоятельно записать, чем и сколько минут он занимался. Затем вместе проанализируйте и совместно скорректируйте этот план. Следуя новым правилам, мал

ыш должен обязательно поглядывать на часы, ведь только так он сможет все успеть.

Со временем ребёнок сам начнёт планировать свой день и выполнять всё вовремя. Можно отмечать галочкой, цветом то, что уже выполнено. Это позволит наглядно увидеть всю картину и обратить внимание на оставшиеся дела.

Планирование дел на неделю

Этот метод особенно пригодится в том случае, когда у ребёнка несколько секций или кружков, которые он посещает в разные дни недели. Он чётко должен знать в какой день у него спортивная тренировка, в какой — шахматы, а когда нужно пойти на иностранный язык.

Сделал дело – гуляй смело

Человек так устроен, что из целого списка дел выберет то, что полегче и занимает меньше времени, откладывая на потом те задачи, которые требуют более детальной проработки. Составляя распорядок дня, можно отметить важные дела, которые обязательны к выполнению. Иначе потратив силы и время на мелкие дела, есть риск выполнить важную работу с потерей качества. Научившись расставлять приоритеты, ребёнок сможет сконцентрироваться на главном и добиться успеха.

Сначала «ешьте лягушек»

В классической теории тайм-менеджмента есть такое понятие, как «съесть лягушку». Лягушками называются дела, которые по каким-то причинам вам не хочется выполнять. Если ребёнок что-то систематически «не успевает» или сознательно откладывает выполнение дела на потом, помогите ему разобраться в ситуации и предложите свою помощь.

С лягушками рекомендуется «расправиться» с утра: выполнив сложные и неприятные дела, вторую половину дня можно посвятить более приятным событиям. Не обязательно «есть всех лягушек» сразу, можно распределить дела на несколько дней и выполнять их поочередно.

А как насчёт слона?

В тайм-менеджменте используют «Метод слона» Представьте, что работа – это огромный слон, «съесть» которого целиком нельзя. Задача упрощается, если «разделить» его на части. То же самое и с делами: объёмная работа, разделённая на пункты, на небольшие задачи, выполнима.

Составьте с ребёнком план действий и постепенно работайте над его претворением в жизнь. Например, не ставьте перед ребёнком задачу прочитать книгу. Если в ней много страниц, ребёнку покажется трудновыполнимым. Лучше выберите книгу, определите количество страниц для ежедневного прочтения и придерживайтесь этого плана.

Мотивация личным примером

Как говорится в одной английской пословице: «Не воспитывайте детей – всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Если родители сами организованы и пунктуальны, умеют планировать дела и рационально распределять время, то это самый лучший способ формирования аналогичных привычек у детей.

Если вы ведёте ежедневник или блокнот, куда записываете план на день, покажите его ребёнку. Он увидит, что для вас это важно, и, возможно, последует вашему примеру. В своём ежедневнике ребёнок пусть напишет распорядок дня, отметит важные дела и время, которое было затрачено на каждый вид деятельности. В конце дня вместе со взрослыми необходимо проанализировать ситуацию, посмотреть, всё ли удалось сделать и за какой период времени.

Как научить ребёнка планировать своё время? Ничего лишнего

Точность – вежливость королей

Читайте также: Как развить творческое мышление ребёнка?

Во время работы ребёнок не должен отвлекаться на посторонние вещи и явления. Создайте комфортные условия для выполнения того или иного задания, чтобы он смог сосредоточиться на главном деле. Особенно мешают движению к поставленной цели гаджеты и включённый телевизор. Пока запланированное действие не будет совершено, никаких отвлекающих моментов.

Точность – вежливость королей

Для того чтобы не производить подобного впечатления в будущем, учите малыша пунктуальности с детства. Точность – вежливость королей. Старайтесь втолковать крохе, что опаздывать – дурной тон для воспитанного человека. Избежать опозданий поможет небольшая хитрость. Подведите стрелки его личных часов на пару минут раньше. Такая погрешность позволит иметь фору в 5-10 минут. В этом случае даже опаздывая, он будет приходить вовремя.

Не забудьте рассказать ребёнку, что от точности и пунктуальности человека порою, зависит распорядок дня других людей. Так, к примеру, больной, опоздавший на прием, сдвинет очередь и последний посетитель рискует остаться без консультации врача, что может навредить его здоровью. Из-за опоздавшего работника не будет вовремя заключена сделка, другие сотрудники не получат зарплату и т.п. Примеров можно найти великое множество и все они будут говорить о том, что, не ценя собственное время, мы заодно не ценим время окружающих нас людей.

Спорт — стимул для самоконтроля

Если давать практические советы о том, как научить ребёнка планировать свое время, то нельзя не упомянуть о физическом воспитании. Спорт для ребёнка – прекрасный стимул для самоконтроля. Он должен будет ходить на тренировки к определенному часу. Грамотно распределять свое время с тем, чтобы успеть сделать уроки, погулять и успеть в спортзал. При этом вы сможете воспитать в нем чувство ответственности и самостоятельность.

Да здравствует игра!

Дети любят играть. Причём чем младше ребёнок, тем эффективнее применение элементов игры в любой деятельности. Для напоминания о важных делах используйте картинки, стикеры, календари, магнитные доски. Превратите процесс планирования в интересную игру, квест, пройдя который, ребёнок получит необходимый социальный опыт.

Закладывая в ребёнке осознанное и ответственное отношение к такой категории, как «Время», родители формируют в нём такие необходимые для взрослой жизни качества личности, как ответственность, самостоятельность, пунктуальность, активность.

Цените время и проводите его с пользой для себя и окружающих.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-4348971-12", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-4348971-12", "type": "feed" }) })
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Растём вместе
Добавить комментарий