Как обеспечить интеллектуальное развитие ребёнка?

Как обеспечить интеллектуальное развитие ребёнка? Чтобы обеспечить хорошую успеваемость ребёнка, необходимо заложить фундамент для овладения способностью концентрировать внимание и правильно перезаряжать его нейроны. 

У детей подвижность и энергия — естественные желанные качества. Однако важно, чтобы они шли рука об руку с постепенным овладением искусством концентрации внимания. Более того, об этих качествах нужно заботиться с раннего возраста. 

Большое количество исследований показывает, что дети с синдромом дефицита внимания часто испытывают трудности в обучении. Наиболее распространенными являются множественные ошибки, например:

  • перестановка букв и цифр;
  • непонимание инструкций;
  • трудности с запуском и завершением задач;
  • а также недостатки в работе долговременной памяти.

Кроме того, это часто сопровождается повышенной импульсивностью, которая препятствует усвоению и интеграции знаний, и осознанию взаимосвязи между концепциями и объектами. 

Причины всех этих неприятностей можно увидеть уже в первые недели жизни ребёнка. Раннее взаимодействие с родителями имеет фундаментальное значение для правильного развития мозга.

Исследования показывают, что положительный опыт в отношениях с матерью и отцом связан с более высоким уровнем индивидуальных управляющих функций. То есть когнитивных процессов, которые играют особую роль в процессе принятия целенаправленных действий и контроля их хода.

Роль префронтальной коры в интеллектуальном развитии ребёнка

малыш с книгами

Развитие префронтальной коры зависит от взаимодействия ребёнка с так называемыми основными смотрителями. Особенно в течение первых 2 лет жизни мозг динамично развивается и производит избыточные синапсы, поэтому некоторые из них умирают естественным образом.

Стимуляция среды определяет, сколько соединений будет эффективно использоваться, как сложная сеть из тех, что выживут. Пренебрежение к ребёнку снижает его способность эффективно развивать нервные связи, что в дальнейшем приводит к трудностям в области когнитивных способностей. 

Влияние гормонов стресса на префронтальную кору

Другой важный аспект — влияние гормонов стресса на префронтальную кору. Их оптимальная концентрация вызывает повышение активности нейронов в области лобной доли, а значит, развитие процессов поддержания внимания.

В свою очередь, в ситуации хронической интенсивной тревоги (которая сопровождает, например, пренебрежение, постоянные ссоры между родителями, хроническое заболевание или частые переезды) организм вырабатывает чрезмерное количество кортизола и норадреналина.

Эти гормоны начинают оказывать сильное влияние на структуры мозга: слишком высокая их концентрация приведет к меньшей активности нейронов в префронтальной коре и большей — к тем областям мозга, которые отвечают за восходящие (поведенческие) процессы. Это означает, что при длительном стрессе поведение станет более автоматическим.

Интеллектуальное развитие ребёнка: что должны делать родители?

Итак, что должны делать родители, чтобы стимулировать активное развитие своего ребёнка на этой ранней стадии?

  • Во-первых, так называемый чуткая забота, что означает адекватную и последовательную реакцию на сигналы, посылаемые ребёнком. Такой подход — его первый опыт воздействия на окружающую среду — когда, например, плачем он может вызвать реакцию родителей. 
  • Во-вторых, необходимо создать для ребёнка комфортные условия. То есть предложить соответствующие возрасту стратегии решения проблем, чтобы дать ему положительный опыт в этом отношении. Стратегии, в которых дети активно участвуют в решении проблем, являются лучшими. Они приводят к улучшению когнитивного контроля, поиска ошибок и самокоррекции. 
  • И, наконец, важно указать на разумность — помочь ребенку расширить словарный запас для выражения желаний, потребностей и эмоций. Всё это помогает ребёнку перейти от контроля со стороны других к саморегулированию.

Накормите нейроны

Если ребёнок растет в благоприятной семейной среде, которая воспитывает в нем любопытство, готовность учиться и решать проблемы, не опасаясь неудач, велика вероятность того, что он перенесет столкновение со школьной реальностью.

Однако роль родителя не ограничивается ласковым и активным присутствием. Также ему следует рассмотреть такие, казалось бы, тривиальные задачи, как ежедневное приготовление еды. В конце концов, правильно сбалансированная диета гарантирует поступление витаминов и микроэлементов, соответствующих, среди прочего, для развития нейронов. 

Поэтому в рацион учащихся должны входить полноценные, высокобелковые блюда. Одно исследование показало, что подростки, которые использовали это меню в раннем детстве, имели более высокие результаты в тестах вербального интеллекта.

Пища с высоким содержанием белка также снижает уровень серотонина, делая детей более бдительными, поэтому рекомендуется съесть их на завтрак перед тем, как пойти в школу.

Интеллектуальное развитие ребёнка — умная игра

Интеллектуальное развитие ребёнка — умная игра

Игры с алфавитом

Как обеспечить интеллектуальное развитие ребёнка? Игры с алфавитом — это упражнение, разработанное Джоном Гриндером — американским психологом и лингвистом, соучредителем нейролингвистического программирования. Это позволяет синхронизировать полушария мозга, что улучшает концентрацию и достигает состояния концентрации, при котором мысли не отвлекаются.

Именно в таких условиях человеческий разум работает наиболее эффективно. Это отличная тренировка как для детей, у которых процессы синхронизации еще продолжаются, так и для взрослых, которые хотят улучшить свои интеллектуальные способности. Для малыша это также хороший способ закрепить алфавит и различать правую и левую стороны. 

Само упражнение заключается в чтении вслух букв алфавита с доски и одновременном выполнении руками заданных движений. Команды, которые выполняют, произнося следующие буквы, очень просты: они состоят в поднятии правой (P) или левой (L) руки или обеих (O) одновременно. 

Можно приготовить доску для игр с алфавитом самостоятельно, записав на листе бумаги буквы алфавита и под каждой из них букву, обозначающую определенную команду (P, L или O). Если упражнение должны выполнять дети, было бы хорошо положить каждый набор из 2 букв на отдельный лист и показывать их по одной (или ограничиться, например, одной строкой).

Например, если подготовить доску следующего содержания: 

  • при произнесении буквы «А» ребёнок должен поднять левую руку;
  • при произнесении буквы  «В» — правую руку;
  • буква «С» — обе и т. д.;
  • упражнение следует выполнять как можно скорее;
  • если ребёнок еще не освоил алфавит, буквы можно заменить картинками знакомых ему животных, а команды L, P, O — цветами;
  • достаточно, например, прикрепить красную ленту к правому запястью малыша и синюю ленту к его левому запястью, чтобы поднять соответствующую руку при произнесении имени животного. 

Разноцветные овощи

Разноцветные овощи также способствуют увеличению IQ, как показал 5-летний анализ пищевых привычек более 14000 человек. дети. Более того, они являются бесценным источником витаминов, в том числе витаминов группы B, которые имеют большое влияние на правильное производство нейротрансмиттеров, ответственных за передачу импульсов между клетками мозга. 

Также не стоит забывать о жирной рыбе, льняном семени, портулаке, авокадо и рыбьем жире. Они являются лучшими источниками омега-3 жирных кислот, из которых EPA и DHA, в частности, являются незаменимой пищей для мозга. В одном исследовании, всего после 3 недель приема детей 2 раза в день добавок омега-кислоты, было обнаружено, что с точки зрения навыков чтения они опережали своих сверстников на целых 10 лет. 

Другими питательными веществами, которые необходимы уму ученика для работы на полной скорости, являются магний, йод, витамин Е, фолиевая кислота и железо, дефицит которых у младенцев ослабляет умственное и двигательное развитие, а у детей старшего возраста — проблемы с концентрацией, апатия, неприятности с обучением и снижением дыхательной способности.

Какие ещё есть способы обеспечить интеллектуальное развитие ребёнка?

Умные привычки: гидратация

Еще один недооцененный фактор, положительно влияющий на успеваемость, — это гидратация. Мы часто об этом забываем, но он обеспечивает правильное функционирование нервной системы (дает возможность проводить импульсы), что напрямую связано с фокусом внимания.

Дефицит воды в организме нарушает:

  • процессы кратковременной памяти;
  • снижает концентрацию внимания;
  • увеличивает время реакции на раздражитель;
  • отвечает за чувство усталости и утомления;
  • головные боли и снижение аппетита. 

Поэтому дети должны пить регулярно, желательно родниковую воду и природную минеральную воду (с низким содержанием натрия, с низкой и средней минерализацией) или овощные и фруктовые соки. Газированные или подслащенные напитки не обладают такими эффектами, а также содержат простой сахар и консерванты. 

Хороший сон

Также не следует забывать, что учащихся может беспокоить недостаток сна, необходимый для восстановления тела и разума. Именно ночью происходит консолидация следов памяти, то есть консолидация информации, поступившей в мозг в течение дня. Между тем, по оценкам, почти 17% детей школьного возраста имеют нерегулярный сон. Это приводит к проблемам с концентрацией внимания и ухудшению работы во время уроков. 

Здесь может помочь правильная доза физических нагрузок в течение дня — усталость помогает лучше заснуть. Также важно культивировать вечерние ритуалы (купание, чтение) и ограничивать поток света и шума в спальню, что, в свою очередь, успокоит малыша.

У старшеклассников большое значение следует придавать психологическим аспектам, потому что, как показали исследования, в этой группе они особенно склонны к депрессии и плохому настроению, а также к трудным для решения проблемам, чрезмерному обучению или нервной атмосфере дома или в школе значительно ухудшают качество сна.

Как влияют на интеллектуально развитие ребёнка современные гаджеты?

интеллектуальное развитие ребёнка

Проблемы с засыпанием также могут возникать в результате чрезмерного использования электронного оборудования, особенно в вечернее время. Когда дело касается самых маленьких, лучше вообще отказаться от этого вида развлечений.

Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии (AAP) детям до 2 лет не следует использовать мобильные устройства. В более позднем возрасте этот контакт может увеличиваться максимум до 2 часов в день, потому что чрезмерное использование современных технологий приводит к проблемам с обучением и концентрацией. 

Просмотр телевизора детьми до 3 лет ухудшает избирательное внимание, то есть способность сознательно направлять энергию на одну цель, а не на все вокруг него. Час экранного времени увеличивает риск возникновения проблем с вниманием в возрасте 7 до 90%. 

Исследователи Детской больницы Лос-Анджелеса исследовали влияние полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) на развитие мозга. Они измерили концентрацию ПАУ в выдыхаемом воздухе, крови и моче 40 женщин в третьем триместре беременности и в моче их потомства. Затем провели МРТ у детей от рождения до 7-9 лет.

Таким образом, они обнаружили связь между пренатальным воздействием ПАУ и уменьшением белого вещества в левом полушарии мозга. Это привело к более медленному усвоению информации детьми при прохождении тестов на IQ и поведенческих проблемах. 

Точно так же пестициды, распыляемые в парках и садах, влияют на способность детей учиться. Их влияние недолговечно, но достаточно сильно, чтобы включать проблемы с концентрацией, зрительно-моторной координацией и поведением. 

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего отслеживали неврологические изменения в мозге 308 детей в возрасте 4-9 лет до и после периода повышенного использования пестицидов. Когда было начато опрыскивание, у испытуемых снизилась концентрация, самоконтроль, зрительно-моторная координация и способность визуально контактировать с миром. Такое положение дел сохранялось и через 100 дней после их прекращения.

Преодоление препятствий и интеллектуальное развитие ребёнка

интеллектуальное развитие игры

Читайте также: Социальное развитие ребёнка: от чего зависит

Опасности, скрывающиеся в воздухе, не означают, что следует избегать пребывания на улице. Напротив! Чем младше дети, тем больше времени им следует проводить со сверстниками или заниматься спортом. В конце концов, правильное когнитивное развитие невозможно без правильной двигательной активности, которая является источником стимулов, которые побуждают нервную систему действовать, то есть развиваться. 

Также появляется все больше научных данных, показывающих, что низкая физическая активность и низкий уровень физической подготовки связаны не только с общим ухудшением состояния и повышенным риском хронических заболеваний, но и с худшими результатами в школе, когнитивные нарушения и неблагоприятные изменения в метаболизме и структуре мозга. В то же время обеспечение периодических физических упражнений в течение дня, например, путем активного проведения перерывов в школе, улучшает успеваемость и положительно влияет на внимание и поведение детей. 

Поэтому стоит сменить вечерний просмотр телевизора на совместную деятельность. А после здорового обеда, приготовленного самостоятельно, уложить ребёнка спать. Так ночью в его мозгу спокойно закрепляются следы памяти — не только школьная информация, но и семейные воспоминания. 

 

Смотрите видео-презентацию для детей всего 7 минут от детского психолога Марины Суздалевой «Познакомимся с временами года»!

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-4348971-12", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-4348971-12", "type": "feed" }) })
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе
Добавить комментарий