Как помочь ребёнку пережить школьный стресс?

Школьный стресс – явление, с которым сталкивается практически каждый ребёнок в период обучения в школе. Насыщенная школьная программа, сдача экзаменов и выполнение контрольных работ, плохие оценки, отсутствие взаимопонимания с одноклассниками и педагогами – всё это и многое другое может стать причиной стрессового состояния школьника. Как бы родители ни старались оградить ребёнка от негативных факторов окружающей среды и сделать его жизнь радостной и беззаботной, всё предусмотреть невозможно.

Школа творчества Kreativity

Когда ребёнок постоянно на виду, взрослым легче определить, что является для него источником стресса: переезд на новое место жительства, ссоры близких, плохое самочувствие, увлечение гаджетами… А что происходит в школе, где ребёнок проводит большую часть времени? Что может вызвать стресс и повлиять на психику ученика?

Школьный стресс: признаки стрессового состояния

признаки стрессового состояния

Стресс – это реакция организма на обстоятельства, когда в противоречие вступают внутренние чувства человека и объективная реальность. Стрессовые ситуации появляются в раннем детском возрасте. Дети подвержены психологическому давлению и не всегда могут справиться с обстоятельствами в силу своего возраста. Задача родителей – научить ребёнка эффективным способам преодоления стресса – навыкам, которые пригодятся ему в течение всей жизни.

Родители часто не относятся всерьёз к тому, что для ребёнка кажется важным. «Какие могут быть проблемы у ребёнка?» – думают они. А тем временем то, что для взрослых кажется пустяком, для ребёнка имеет первостепенное значение.

Как определить, что школьник пребывает в стрессовом состоянии? Ведь не всегда родители могут увидеть эти признаки. Школьный стресс проявляется по-разному. Это зависит от возраста ребёнка, его темперамента, особенностей характера. Если по поведению холерика можно увидеть, что он стал раздражительнее, активнее в проявлении своих негативных чувств, то меланхолик, пребывая в стрессовом состоянии, будет замкнутым и  закрытым от окружающих. И тем более стресс у младшего школьника отличается от этого же явления у ребёнка-старшеклассника.

Признаки пребывания в стрессовом состоянии у детей разные. Но существует ряд симптомов, которые указывают на детский стресс.

Это могут быть физиологические симптомы, не связанные с заболеваниями ребёнка:

  • першение в горле;
  • чувство тошноты;
  • нарушения стула;
  • влажность рук;
  • усиленное потоотделение.
как мотивировать ребёнка к учебе

Может присутствовать и психологическая симптоматика, которая проявляется в таких состояниях, как:

  • бессонница;
  • плохое настроение и капризность;
  • демонстративное отрицание любых предложений взрослых;
  • головная боль;
  • агрессивность;
  • раздражительность;
  • изменчивость в пищевых пристрастиях и поведенческих реакциях.

Школьный стресс у учеников начальной школы можно распознать по изменчивости настроения, чрезмерной мечтательности. Они как будто «летают в облаках», не замечают очевидных вещей, отвлекаются на мелочи и не могут сосредоточиться на главном.

В среднем звене и старшей школе стресс бывает более сильным и связан, прежде всего, с социальным окружением и школьной нагрузкой. Ребёнок не идёт на контакт, ко всему безразличен, его сложно чем-то заинтересовать.

Школьный стресс: как помочь ребёнку? (рекомендации для родителей)

Школьный стресс: как помочь ребёнку

Человек привыкает и адаптируется к разным обстоятельствам. Но бывают ситуации, когда эти обстоятельства оказываются сильнее, и тогда возникает состояние психологического дискомфорта. В отличие от взрослых, детям труднее противостоять реалиям окружающей действительности и сохранять эмоциональную стабильность. Особенно это сложно в условиях современной школы, когда приходится учиться в режиме многозадачности и выполнять множество заданий.

Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку преодолеть школьный стресс? Как минимизировать риски возникновения опасных для психики состояний?

Интересуйтесь жизнью ребёнка

Всё, что происходит в жизни вашего школьника, должно быть важным для вас. Внимательно слушайте, что говорит ребёнок, показывайте реальную заинтересованность в его делах. Разговаривайте о его проблемах. Произнести вслух переживания и эмоции – значит сделать попытку от них избавиться. Учите ребёнка правильно называть чувства и их оттенки.

Если заметили, что ребёнок тревожен и беспокоен, спросите его том. что произошло. Для взрослых детские проблемы кажутся несерьёзными и где-то даже смешными, но для ребёнка эти переживания имеют другой смысл. И если он почувствует, что для родителей это тоже значимо и важно. есть все шансы избавиться от стресса.

 Решайте проблему вместе

Не старайтесь всё сделать за ребёнка. Обсудите проблему, которая его беспокоит, найдите пути решения. Нельзя оставлять его наедине со своими переживаниями, предоставляя возможность самому разобраться. В силу отсутствия жизненного опыта в младшем школьном возрасте и возможного наличия негативного опыта в старшем возрасте самостоятельный поиск выхода из стресса может лишь усугубить положение.

Не стоит зацикливаться на отрицательных эмоциях. В жизни много всего интересного и заслуживающего внимания. Вот и поговорите о более приятных вещах, пусть ребёнок переключиться на более радостные и светлые эмоции.

Критика – не повод для расстройств

Случайно сказанное неприятное слово может надолго засесть в памяти ребёнка. Критические замечания в детстве в виде насмешек и обзываний дети запоминают хорошо, и это мешает им устанавливать социальные контакты. Критика может прозвучать не только от сверстников, но и от учителя, который даже может и не подозревать, насколько серьёзно будут восприняты его слова. Родители должны объяснить школьнику, как правильно реагировать на критику. Нельзя всё принимать близко к сердцу. Люди несовершенны и никто не застрахован от ошибок.

Соблюдайте режим дня и правильно питайтесь

Распорядок дня должен соблюдаться ребёнком. Особенно это касается младших школьников, для которых важно правильно организованное время работы и отдыха. Ребёнок должен ориентироваться во временных промежутках, когда он должен поесть, уделить время учебной деятельности, отдохнуть. Для поддержания активной умственной деятельности необходимо рационально питаться. Если ребёнок мало спит и плохо ест, то это отражается на его учебной деятельности: снижается работоспособность, ухудшается успеваемость и. как следствие, он испытывает стресс.

Повышение стрессоустойчивости школьника

Повышение стрессоустойчивости школьника

Читайте также: Подростковый суицид: как распознать опасность

Некоторые дети легко справляются со стрессом и могут противостоять негативным внешним факторам. Другие – теряются и испытывают душевный дискомфорт при малейшем изменении обстоятельств. Нельзя оставлять ребёнка наедине со своими переживаниями. Длительное нахождение в состоянии стресса негативно воздействует на психику ребёнка. Но и ограждать ребёнка от проблем, опекая и защищая, тоже не вариант. Лучше, если ребёнок будет «проходить» через стрессовые ситуации, но ощущая поддержку близких.

Чтобы повысить стрессоустойчивость школьника, необходимо обратить внимание на следующие факторы.

Контроль эмоционального состояния

Научите ребёнка слышать себя, других людей; правильно выражать свои мысли и желания. Объясните, что необязательно соглашаться на то, что ему не нравится или не хочется, делать, чтобы угодить сверстникам. Умение говорить «нет» решает многие проблемы и позволяет не найти новые, чтобы потом не пребывать в стрессовом состоянии.

как научить детей учиться

Повышение самооценки ребёнка

Большего успеха в жизни достигают открытые, дружелюбные дети с адекватной самооценкой. Они успешны не только в школе, но и в других видах активностей. У них не бывает поводов для стресса, они разумно подходят к выполнению любого поручения, будь то школьные задания или домашние дела. Таким детям легче даётся учёба, а, следовательно, у них меньше причин для стресса.

Моделируйте ситуации в реальности и показывайте ребёнку, как нужно спокойно, без лишних эмоций и переживаний находить выход. Например, школьник забыл дома тетрадь с домашней работой. Пусть он сам попробует решить эту проблему: скажет об этом учителю; объяснит, почему он сегодня без тетради; найдет способы исправить своё положение. При этом необходимо создать ситуацию успеха для ребёнка.

В следующий раз школьник сможет самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, не испытывать при этом негативных эмоций и не впадать в истерику. Такие репетиции – эффективная помощь для ребёнка в реальных стрессовых ситуациях.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

развивающие игрушки для детей
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе
Добавить комментарий