Как помочь ребенку пережить школьный стресс?

Как помочь ребенку пережить школьный стресс? Школьный стресс – явление, с которым сталкивается практически каждый ребенок в период обучения в школе. Насыщенная школьная программа, сдача экзаменов и выполнение контрольных работ, плохие оценки, отсутствие взаимопонимания с одноклассниками и педагогами – всё это и многое другое может стать причиной стрессового состояния школьника. Как бы родители ни старались оградить ребенка от негативных факторов окружающей среды и сделать его жизнь радостной и беззаботной, всё предусмотреть невозможно.

Когда ребенок постоянно на виду, взрослым легче определить, что является для него источником стресса:

  • переезд на новое место жительства;
  • ссоры близких;
  • плохое самочувствие;
  • увлечение гаджетами…

А что происходит в школе, где ребенок проводит большую часть времени? Что может вызвать стресс и повлиять на психику ученика?

Школьный стресс: признаки стрессового состояния

признаки стрессового состояния

Стресс – это реакция организма на обстоятельства, когда в противоречие вступают внутренние чувства человека и объективная реальность. Стрессовые ситуации появляются в раннем детском возрасте. Дети подвержены психологическому давлению. И не всегда могут справиться с обстоятельствами в силу своего возраста. Задача родителей – научить ребенка эффективным способам преодоления стресса – навыкам, которые пригодятся ему в течение всей жизни.

Родители часто не относятся всерьёз к тому, что для ребенка кажется важным. «Какие могут быть проблемы у ребенка?» – думают они. А тем временем то, что для взрослых кажется пустяком, для ребенка имеет первостепенное значение.

Как определить, что школьник пребывает в стрессовом состоянии?

Ведь не всегда родители могут увидеть эти признаки. Школьный стресс проявляется по-разному. Это зависит от возраста ребенка, его темперамента, особенностей характера. Если по поведению холерика можно увидеть, что он стал раздражительнее, активнее в проявлении своих негативных чувств, то меланхолик, пребывая в стрессовом состоянии, будет замкнутым и  закрытым от окружающих. И тем более стресс у младшего школьника отличается от этого же явления у ребенка-старшеклассника.

Признаки пребывания в стрессовом состоянии у детей разные. Но существует ряд симптомов, которые указывают на детский стресс.

Это могут быть физиологические симптомы, не связанные с заболеваниями ребенка:

  • першение в горле;
  • чувство тошноты;
  • нарушения стула;
  • влажность рук;
  • усиленное потоотделение.

Может присутствовать и психологическая симптоматика, которая проявляется в таких состояниях, как:

  • бессонница;
  • плохое настроение и капризность;
  • демонстративное отрицание любых предложений взрослых;
  • головная боль;
  • агрессивность;
  • раздражительность;
  • изменчивость в пищевых пристрастиях и поведенческих реакциях.

Школьный стресс у учеников начальной школы можно распознать по изменчивости настроения, чрезмерной мечтательности. Они как будто «летают в облаках», не замечают очевидных вещей, отвлекаются на мелочи и не могут сосредоточиться на главном.

В среднем звене и старшей школе стресс бывает более сильным и связан, прежде всего, с социальным окружением и школьной нагрузкой. Ребенок не идёт на контакт, ко всему безразличен, его сложно чем-то заинтересовать.

Школьный стресс: как помочь ребенку? (рекомендации для родителей)

Как помочь ребёнку пережить школьный стресс?

Человек привыкает и адаптируется к разным обстоятельствам. Но бывают ситуации, когда эти обстоятельства оказываются сильнее. И тогда возникает состояние психологического дискомфорта. В отличие от взрослых, детям труднее противостоять реалиям окружающей действительности и сохранять эмоциональную стабильность. Особенно это сложно в условиях современной школы, когда приходится учиться в режиме многозадачности и выполнять множество заданий.

«Как распознать стресс у ребенка?»бесплатная памятка от детского физиолога Марьяны Безруких поможет вам увидеть проблему в самом начале и защитить ребенка от депрессий, суицидальных мыслей и других тяжелых последствий стресса. 5–7 минут на чтение памятки найти несложно, а польза может оказаться бесценной!

Что ещё могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть школьный стресс? Как минимизировать риски возникновения опасных для психики состояний?

Интересуйтесь жизнью ребенка

Всё, что происходит в жизни вашего школьника, должно быть важным для вас. Внимательно слушайте, что говорит ребенок, показывайте реальную заинтересованность в его делах. Разговаривайте о его проблемах. Произнести вслух переживания и эмоции – значит сделать попытку от них избавиться. Учите ребенка правильно называть чувства и их оттенки.

Если заметили, что ребенок тревожен и беспокоен, спросите его том. что произошло. Для взрослых детские проблемы кажутся несерьёзными и где-то даже смешными. Но для ребенка эти переживания имеют другой смысл. И если он почувствует, что для родителей это тоже значимо и важно, есть все шансы избавиться от стресса.

 Решайте проблему вместе

Не старайтесь всё сделать за ребенка. Обсудите проблему, которая его беспокоит, найдите пути решения. Нельзя оставлять его наедине со своими переживаниями, предоставляя возможность самому разобраться. В силу отсутствия жизненного опыта в младшем школьном возрасте и возможного наличия негативного опыта в старшем возрасте самостоятельный поиск выхода из стресса может лишь усугубить положение.

Не стоит зацикливаться на отрицательных эмоциях. В жизни много всего интересного и заслуживающего внимания. Вот и поговорите о более приятных вещах. Пусть ребенок переключится на более радостные и светлые эмоции.

Критика – не повод для расстройств

Случайно сказанное неприятное слово может надолго засесть в памяти ребенка. Критические замечания в детстве в виде насмешек и обзываний дети запоминают хорошо. И это мешает им устанавливать социальные контакты. Критика может прозвучать не только от сверстников, но и от учителя, который даже может и не подозревать, насколько серьёзно будут восприняты его слова. Родители должны объяснить школьнику, как правильно реагировать на критику. Нельзя всё принимать близко к сердцу. Люди несовершенны и никто не застрахован от ошибок.

Соблюдайте режим дня и правильно питайтесь

Распорядок дня должен соблюдаться ребенком. Особенно это касается младших школьников, для которых важно правильно организованное время работы и отдыха. Ребенок должен ориентироваться во временных промежутках, когда он должен поесть, уделить время учебной деятельности, отдохнуть. Для поддержания активной умственной деятельности необходимо рационально питаться. Если ребенок мало спит и плохо ест, то это отражается на его учебной деятельности:

  • снижается работоспособность;
  • ухудшается успеваемость
  • и, как следствие, он испытывает стресс.

Повышение стрессоустойчивости школьника

Повышение стрессоустойчивости школьника

Читайте также: Подростковый суицид: как распознать опасность

Некоторые дети легко справляются со стрессом и могут противостоять негативным внешним факторам. Другие – теряются и испытывают душевный дискомфорт при малейшем изменении обстоятельств. Нельзя оставлять ребенка наедине со своими переживаниями.

Длительное нахождение в состоянии стресса негативно воздействует на психику ребенка. Но и ограждать ребенка от проблем, опекая и защищая, тоже не вариант. Лучше, если ребенок будет «проходить» через стрессовые ситуации, но ощущая поддержку близких.

Чтобы повысить стрессоустойчивость школьника, необходимо обратить внимание на следующие факторы.

Контроль эмоционального состояния

Научите ребенка слышать себя, других людей; правильно выражать свои мысли и желания. Объясните, что необязательно соглашаться на то, что ему не нравится или не хочется делать, чтобы угодить сверстникам. Умение говорить «нет» решает многие проблемы. И позволяет не найти новые, чтобы потом не пребывать в стрессовом состоянии.

Повышение самооценки ребенка

Большего успеха в жизни достигают открытые, дружелюбные дети с адекватной самооценкой. Они успешны не только в школе, но и в других видах активностей. У них не бывает поводов для стресса, они разумно подходят к выполнению любого поручения: будь то школьные задания или домашние дела. Таким детям легче даётся учёба, а, следовательно, у них меньше причин для стресса.

Моделируйте ситуации в реальности и показывайте ребенку, как нужно спокойно, без лишних эмоций и переживаний находить выход. Например, школьник забыл дома тетрадь с домашней работой. Пусть он сам попробует решить эту проблему:

  • скажет об этом учителю;
  • объяснит, почему он сегодня без тетради;
  • найдет способы исправить своё положение.

При этом необходимо создать ситуацию успеха для ребенка. В следующий раз школьник сможет самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, не испытывать при этом негативных эмоций и не впадать в истерику. Такие репетиции – эффективная помощь для ребенка в реальных стрессовых ситуациях.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-4348971-12", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-4348971-12", "type": "feed" }) })
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе
Добавить комментарий