Возраст «Почему, зачем и как?», или Как правильно отвечать на вопросы детей

онлайн-школа творчества для детей

О том, как правильно отвечать на вопросы детей, родители впервые задумываются в дошкольный период. Дошкольное детство – один из самых интересных периодов в жизни человека. Это время познания, общения и открытий. Ребёнок изучает окружающий мир самостоятельно или с помощью взрослых, охватывая все сферы деятельности человека. Сначала родители с нетерпением ждут, когда их чадо сделает первый шаг, потом произнесёт первое слово. И вот наступает момент, когда речь ребёнка состоит преимущественно из вопросов. Бесконечные «почему», «как» и «зачем» сыплются как из рога изобилия.

Родителей не может не радовать такая ситуация, ведь у ребёнка формируется речевой интеллект, пополняется словарный запас. Но со временем количество вопросов значительно увеличивается.

В возрасте 4-5 лет ребёнок проходит в развитии «стадию вопросов». Он может спрашивать об одном и том же по несколько раз в день. При этом на свои вопросы дети ждут немедленный ответ, в котором кратко и точно объясняется непонятная ситуация. К 4 годам в активный познавательный процесс вовлекаются все взрослые, которые находятся рядом. Не все родители готовы по сто раз в день отвечать на вопросы маленьких «почемучек» и иногда испытывают стресс от того, что приходится постоянно подбирать объяснения. У ребёнка наступил новый этап в процессе познания окружающего мира, и родителям необходимо с пониманием отнестись к возрастным психологическим изменениям в развитии личности ребёнка.

Возрастные особенности периода «почемучек»

Возрастные особенности периода «почемучек»

В 4 года взаимодействие ребёнка с окружающим миром значительно меняется по сравнению с предшествующим периодом развития. Сюжетно-ролевое взаимодействие со сверстниками, умение представлять явление на основе словесного описания связаны с внутренними изменениями личности ребёнка. В этом возрасте ребёнок отзывчив на все явления окружающего мира. Поэтому родителям необходимо знать, как правильно отвечать на вопросы детей.

Дети: бесплатный чек-лист

Изменения на всех уровнях

К 4 годам происходят изменения в психических процессах. Мышление становится речевым: совершенствуется умение оформлять речь в понятном для окружающих формате. Наблюдается способность к словотворчеству: пытаясь самостоятельно связать свой опыт с тем, что  происходит вокруг, дети придумывают разные слова. Особую роль в этом процессе играет воображение.

Внимание по-прежнему сложно удержать. Если ребёнку неинтересно, он не будет участвовать в событии. Поэтому процесс запоминания лучше осуществляется в моменты игры.

Ребёнку интересны сенсорные взаимодействия с предметами. То, что яркого цвета, хорошо пахнет, приятно на ощупь, вызовет интерес.

Учимся общаться

Общение со сверстниками меняется. Дети устанавливают контакты в ходе совместной игры или обмена информацией. На первом месте – эмоциональное становление личности ребёнка, когда проявление чувств и эмоций становится более осознанным. В этом возрасте формируются первые привязанности и дружеские симпатии. Так что не удивляйтесь, если ваш кроха, придя вечером из детского сада, поставит вас перед фактом, что у него или у нее есть жених или невеста.

Кто главный в игре?

Ведущим видом деятельности по-прежнему остаётся игра. Если до 4 лет малыш мог спокойно играть один, не вовлекая в процесс окружающих, то теперь на первый план выходит сюжетно-ролевая игра, в которой необходимо участие как минимум двух человек.

Значимым показателем успешности ребёнка в общении с другими детьми является развитие игрового навыка. Может быть, замечали, как толпа детей постоянно собирается вокруг одного ребёнка, проявляя интерес к тому, что он делает. Если у ребёнка развит навык игры, ему несложно устанавливать контакты со сверстниками. При этом он сам будет выбирать себе партнёров, распределяя между ними игровые роли и атрибуты.

В этом возрасте закладываются основы такого типа общения, как «Руководство-подчинение». В детском коллективе происходит разделение на тех, кто диктует условия игры, и тех, кто должен подчиняться установленным правилам.

Фантазия без границ

Родители четырёхлеток часто замечают, что их дети придумывают невероятные истории или слишком приукрашивают действительность, рассказывая о чём-то реальном. При этом ребёнок искренне верит в то, о чём рассказывает. Вот он увидел кошку размером с лошадь или у неё оказался хвост длиннее змеи. Выдуманные истории – это про то, как он видит мир, или как хочет видеть.

У страха глаза велики

Перед ребёнком открывается целый мир. Стремясь защититься от неизвестной опасности, он использует своё мышление. Отсюда – особая любовь к сказкам, где персонажи обладают магической силой и справляются со всеми трудностями.

Почему ребёнок задаёт вопросы?

Почему ребёнок задаёт вопросы?

Пережив «кризис трёхлетнего возраста», ребёнок входит в новую фазу развития. Расширяются границы познания, вокруг появляются новые предметы и явления. Если ребёнок ранее не встречался с каким-либо фактом окружающей мира, он пытается «вписать» его в свой опыт, а для этого необходимо подобрать соответствующее определение.

В дошкольный период дети пытаются сами найти ответы на вопросы, стремясь убедиться в правильности своих выводов и представлений. Если они приходят к противоречию между тем, что они уже знают, и тем, что они узнают, то требуется помощь взрослых. Именно с этим и связано бесконечное повторение одних и тех же вопросов, ответы на которые уже были даны. Ребёнок как бы уходит в себя, обращается к своим внутренним переживаниям, думает и осмысливает услышанное. А после появляется целый ряд новых «почему», «зачем» и «как».

Как правильно отвечать на вопросы детей: всё зависит от вопросов

Вопросы ребёнка ­– результат мыслительной деятельности.  Чем старше становится малыш, тем сложнее его взаимодействие с окружающим миром, и, следовательно, он чаще задаёт сложные вопросы родителям. К шести годам количество вопросов, адресованных взрослым, снижается. Преобладают вопросы, которые ребёнок задаёт сверстникам. Это связано с тем, что ребёнок вступают в активную фазу социализации, когда на первое место выходит общение с другими детьми. Ребёнок посещает детский сад, различные секции, большую часть времени проводя со сверстниками. Это первый этап групповой социализации, когда ребёнок ищет себя в группе, стремится быть значимым, делится своими мыслями и опытом.

Многообразие вопросов, на которые юный почемучка хочет знать ответы, по степени сложности можно объединить в несколько групп:

  • репродуктивные;
  • поисковые;
  • проблемные.

Эта классификация построена по принципу «От простого к сложному». Сначала в речи ребёнка появляются вопросы репродуктивного характера, которые прямо указывают на предмет или действие. Со временем потребность в знаниях возрастает, кругозор расширяется, появляется необходимость в уточнении информации с помощью поисковых вопросов. В возрасте 4 лет дети стремятся найти объяснение исследуемому явлению.

Процесс познания затрагивает область причинно-следственных отношений, когда важно не просто выяснить, кто или что это, но и объяснить, почему так и для чего. Взрослым необходимо учитывать эти возрастные особенности и знать, как правильно отвечать на вопросы детей.

Репродуктивные вопросы

Познавая окружающий мир, ребёнок часто сталкивается с незнакомыми предметами, о которых он спрашивает у взрослых. При этом вопросы начинаются со слов «кто» («Кто это?»), «что» («Что это?», «Что делает?»). Такие вопросы, как правило, подразумевают односложные ответы – краткие, точные, лаконичные.

Важно учить ребёнка правильно задавать репродуктивные вопросы и отвечать на них. Вопрос должен начинаться с вопросительного слова, например:

«КТО это?»,

«ЧТО это?»,

«ЧТО делает девочка?».

Не рекомендуется использовать в вопросительном предложении иной порядок слов, например: «Это кто?», «Это что?», «Девочка что делает?».

Обучая ребёнка ответам на простые вопросы, обращайте внимание на последнее слово в вопросе. Именно с этого слова должен начинаться ответ на вопрос, например:

«Кто это?» – «Это кошка».

«Что делает кошка? – «Кошка гуляет».

Поэтому важен порядок слов в вопросе. Уяснив этот простой алгоритм, дети научатся задавать вопросы и отвечать на них, соблюдая последовательность высказывания и запоминая слова.

Поисковые вопросы

Поисковые вопросы

Этот тип вопросов сложнее по сравнению с вопросами репродуктивного характера. Предложения начинаются с вопросительных слов «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «как?», «какой?», «сколько». Отвечая на такие вопросы, предложение нужно начинать с последнего слова (в некоторых случаях словосочетания) вопроса, например:

«Где гуляет кошка?» – «Кошка гуляет во дворе».

В ответах уже нельзя ограничиться одним словом («там») или словосочетанием («во дворе»). Важно, чтобы ребёнок учился формулировать полный (исчерпывающий) ответ на вопрос. В дальнейшем эта способность пригодится при работе над пересказом текста.

Проблемные вопросы

К 4 годам детям важно знать не только, как называется предмет, явление или действие, но и почему происходит так и не иначе. В их лексиконе появляются слова «зачем», «почему».

Это тот период, когда дети задают вопросы по каждому поводу и без повода, спрашивая по несколько раз одно и то же. Ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи, смысловые ассоциации, логически выстраивая последовательность событий. Отвечая на проблемный вопрос, взрослые уже не могут ограничиться односложным ответом. Придётся рассуждать на самые разные темы, приводить аргументы, проводить аналогии. Это требует определённых знаний со стороны родителей, которые должны правильно и доходчиво объяснить ребёнку интересуемый факт действительности.

Причём тут взрослые?

Особая роль в формировании у ребёнка умения задавать вопросы принадлежит родителям. Именно взрослые должны моделировать ситуации, в которых ребёнку предоставляется возможность для самостоятельного поиска ответов. Важно, чтобы у ребёнка формировалась адекватная картина мира с правильными понятиями о нравственных ценностях.

В возрасте 4 лет дети в своём познании стремятся выйти за пределы обыденных представлений о предметах. И задача родителей – в том, чтобы помочь ребёнку сформировать целостную систему представлений о предметах, явлениях, действиях

Как правильно отвечать на вопросы детей: рекомендации родителям

Как правильно отвечать на вопросы детей: рекомендации родителям

Читайте также: Как говорить с детьми о серьезных вещах: примеры реальных историй

Умение отвечать на вопросы – целое искусство. А когда вопросы задаёт юный член семьи, задача усложняется во много раз. Как нужно реагировать на желание ребёнка знать обо всём на свете? Как правильно сформулировать ответ и поддержать стремление крохи к познанию? Эти вопросы волнуют родителей маленьких «почемучек».  Учитывая возрастные особенности детей, можно выстроить правильную линию поведения в вопросах взаимодействия с ребёнком.

  1. Мозг четырёхлетнего ребёнка устроен так, что малыш не только задаёт вопросы, но и сам пытается ответить на них, приводя очень интересные объяснения. Родителям следует поощрять самостоятельный поиск ответов, незаметно подталкивая детские рассуждения к правильному выводу.
  2. Подбирая ответ на вопрос, учитывайте, сколько ребёнку лет. Ответ должен быть чётким и лаконичным. Не нужно заумных философских рассуждений и речей, дети их не понимают.
  3. На проблемные вопросы ребёнка, которые начинаются со слов «почему», «зачем», обязательно давайте развёрнутый ответ с чёткой аргументацией. Нельзя отмахиваться и односложно отвечать: «Потому что».
  4. Относитесь к вопросам крохи с вниманием. Пусть ребёнок видит, что для вас важно разговаривать на интересные ему темы. Общение между делом может отбить желание малыша делиться с вами своими мыслями.
  5. Отвечайте на все вопросы, которые интересны крохе. Даже если он покажутся вам неудобными. Когда нет возможности ответить в реальном времени, здесь и сейчас, скажите, что поговорите позже. Но обязательно сдержите обещание.
  6. Если ребёнок придумывает небылицы, не спешите останавливать его и тем более обвинять во лжи. Постарайтесь понять, что является источником его фантазий. Иногда это способ справиться с внутренним страхом («Я победил вооооот такого дракона!»). А бывает, что это его ещё не сбывшееся желание («У меня дома есть большая собака и кот»); стремление выглядеть «крутым» перед сверстниками или установить «авторитет» при возникновении новых социальных контактов («У моего папы 2 огромных машины!»). После того, как установите причину, возможно, следует поработать над её устранением.
  7. Следите за тем, правильно ли вы произносите слова и объясняете их смысл. Ребёнок копирует ответы родителей, что накладывает особую ответственность на взрослых.
  8. Убедите ребёнка, что задавать вопросы – полезно и не стыдно. Чем больше он будет знать, тем успешнее будет его взаимодействие с окружающим миром.
  9. Никогда не ругайте ребёнка за то, что он задаёт много вопросов. Поддерживайте это стремление к знаниям, показывая нужное направление движения мысли.
  10. Отличными источниками знаний являются детские иллюстрированные энциклопедии, книги, справочники, познавательные фильмы, видеоигры, телевизионные передачи. Эти ресурсы дают наглядный ответ на вопрос, ведь ребёнку важно приобрести данный опыт в активной познавательной деятельности.

 

Вопросы, которые задают дети в возрасте 4-5 лет, – это показатель того, что они развиваются согласно возрастным изменениям личности. Поэтому не бойтесь отвечать на один и тот же вопрос по 100 раз в день. А вот если ребёнок ничем не интересуется, ему неважно «что», «зачем», «как» и «почему» – для родителей это повод задуматься.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе