Как говорить с детьми о серьезных вещах: примеры реальных историй

Как говорить с детьми о серьезных вещах? Иногда дети задают вопросы, на которые родители не сразу могут ответить. Как объяснить ребенку, что происходит с человеком, когда он умирает. Почему нельзя вступать в диалог с незнакомыми людьми? или кто этот дядя, который неопрятно одет и сидит на асфальте? В статье приведены 3 реальные истории, серьезные разговоры детей и их мам.

Порой приходится говорить с детьми о таких серьезных вещах, что многие родители теряются: а как же все-таки это нужно делать? 

Действительно, как же говорить с малышами о совести и душе, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о боге и эволюции, о правде и лжи? Какие слова подобрать, чтобы малыш понял? Почитайте эти серьезные разговоры, подслушанные у вполне серьезных родителей. Может быть, что-то подскажет, как и о чем стоит побеседовать с собственным ребенком. 

Не судите, да не судимы будете

как отвечать на серьезные вопросы малыша

Молодая мама Таня и ее пятилетняя дочка зашли в магазин. 

– Мамочка, около магазина сидит такой страшный-престрашный, грязный-прегрязный дядя – и он пытался мне дать конфету. Представляешь, какой ужас! 

– А ты боишься дать ему денежку? 

– Боюсь…а зачем ему денежка? 

– Ну, на кусочек мыла, чтобы он помылся. У него мыла, наверное, нет. 

– Да ты что?! Он же разбойник, зачем ему мыться? 

– А разбойники не сидят возле магазинов, они отнимают у людей денежки, и поэтому у них есть на что купить мыло. 

– А этот тогда кто? 

– А этот – нищий. Он просит милостыню. 

– А бабушка сказала, что он пьяница и купит себе вино. 

– А может, он купит себе плюшку? Вкусную и сладкую? 

– (Смеется). Ну если плюшку, тогда не боюсь. Дам ему денежку. Эй, дяденька, только не покупай себе вино, купи плюшку! 

– Так взрослым говорить невежливо. 

– Да он же не взрослый! Он плюшки любит. 

Не выключайте меня, пожалуйста

серьезные разговоры

Наташеньке было около шести лет. Девочке досталось большое зеркало из прабабушкиной комнаты. Зеркало – это радость, только куда дели прабабушку Соню? Бескомпромиссная мама-химик – за правдивые ответы на прямо поставленные вопросы. Она сказала дочери, что Соня умерла. 

– А что такое умерла? 

– Ее больше нет 

– Как это: была – и нет. 

– Ну это – как выключили телевизор. Раз – и ничего нет: ни цвета, ни звука. 

– И почему именно бабушку Соню выключили? 

– Всех выключают, когда они становятся старенькими. 

– Ну меня же не выключат?

– Доченька, очень нескоро, у тебя впереди целая жизнь. 

Наташенька весь день ходила задумчивая, а когда ей предложили поиграть во дворе, отказалась: «Зачем, все равно выключат!» Нисколько не утешало, что это будет нескоро. 

– А когда я умру, что случится со всеми остальными – у них будет цвет и звук? 

– Ну, конечно, будет, мир останется после тебя. 

– А от меня что останется? 

– Память в сердцах близких людей. 

– А рисунки мои останутся? 

– Да, и дети твои останутся. 

Это расстраивает окончательно, просто с ума можно сойти: весь мир останется, с цветом и звуком, и рисунки останутся, а Наташеньки… 

Зачем тогда все, если оно не бесконечно, а наоборот – кончится? Через неделю девочка впала в настоящую депрессию, даже любимые блинчики казались безвкусными. Потому что в голове застряла мысль о конечности земной жизни. Ну не под силу ребенку это понять. 

Лекарство от тоски малышка нашла сама, причем в соседней квартире. Мама часто посылала туда дочку, когда совсем не с кем было оставить дома. Там жила улыбчивая морщинистая баба Маша. Наташенька в тот день прямо с порога заявила старушке, что веселиться и читать книжку про принцессу она сегодня не будет, потому что её всё равно выключат. Баба Маша восприняла настроение Наташи очень серьезно и выяснила подробности. 

– Мама не все тебе объяснила, детка. Но возможно, это потому, что сама не все знает. 

– Да ты что, мама – химический ученый, она знает побольше тебя, баба Маша. 

– А мама рассказывала тебе про то, что если кого-то выключили, он становится легким-легким и улетает на небо, еще выше, чем облака? 

– Выше?.. 

– И кто там живет за облаками, рассказывала? 

– Нет! 

– А там живут ангелы с белыми-белыми крыльями. 

– А ты откуда знаешь, ты же сама там никогда не была? 

– Знающие люди рассказали. 

Так старенькая и маленькая нашли общую тему для разговора на много визитов вперед. Баба Маша не была особенно религиозной старушкой, но любила детей и чувствовала, что девочка попала в тяжелый психологический тупик, выбраться из которого она смогла только с помощью этих рассуждений. 

Незнакомые и недобрые

Серьезные разговоры с детьми

Читайте также: Тайм-менеджмент для детей: как научить ребёнка планировать своё время?

Иногда получается так, что разговор сам собой заходит в такое философское русло, что ставит многих родителей в тупик: им просто-напросто не хватает терминологии, чтобы на детском языке объяснить, что к чему в этом мире, по их мнению. Вот идет мамочка с малышом по парку, и говорят они о простой и важной ситуации:

– Если подойдет незнакомый дяденька или тетенька и позовет с собой, надо бежать к маме. Если предлагают что-то вкусненькое, надо сказать: «Извините, я у мамы спрошу!» 

– А почему? 

– Потому что дяденьки и тетеньки бывают нехорошие. 

– Не-хо-ро-ши-е?.. (Вытаращив глаза) 

– Да, нехорошие! 

– А зачем? 

(Даже сам Заратустра не сможет ответить на вопрос, заданный в такой форме). 

– Ну не знаю… может, их в детстве обижали. И они решили тоже всех обижать. 

– О-би-жать? 

– Ну в общем, нельзя уходить с незнакомыми дяденьками и тетеньками, они могут тебя обидеть. 

– А может, они – дети Бабы-яги? 

(Гениальная подсказка растерявшейся мама). 

– Ну да, вполне возможно. И Кощея Бессмертного. Только они необязательно такие же страшные. Могут быть очень даже симпатичными. Но вредными. 

Ребенок все понял, причем построил свой яркий образный ряд. Теперь он точно запомнил как нужно себя вести. Разговор этот не из приятных, однако совершенно необходимый. 

Да, на свете действительно есть злые дяденьки и тетеньки. Вы, правда, не вполне уверены, что они дети Бабы-яги… И все же – не избегайте серьезных разговоров со своими детьми. 

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-4348971-12", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-4348971-12", "type": "feed" }) })
Оцените статью
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Растём вместе
Добавить комментарий