Как развить интерес ребёнка к играм, чтобы вырастить из него интеллектуальную и развитую личность? Насколько мы, взрослые, используем этот ценный ресурс в процессе воспитания ребёнка? Как поддерживать желание ребёнка познавать мир через игру и воображение?
Современные дети практически не умеют играть. Их нужно этому учить. А вместе с ними учиться и нам, взрослым, хотя бы ненадолго отрываться от насущных дел.
Эта проблема касается многих семей. Увлечённость ребёнка гаджетами, посещение секций и кружков, занятость родителей приводят к тому, что у ребёнка не остаётся времени для игр.
А помните, как раньше? Всем двором собирались зимой и катались на санках с горки или летом играли в «Казаки-Разбойники» или прятки. Как же развить интерес ребёнка к играм, ведь игры нужны не только для удовольствия, но и для приобретения важного социального опыта?
Игра ведущий вид деятельности в дошкольный период. От того, как играет ребёнок, во многом зависит то, как будут складываться его отношения со сверстниками, какое место он займёт в обществе.
Как развить интерес ребёнка к играм с предметами
Манипуляции с различными предметами – это первые игровые действия малыша, которые он осваивает в своей жизни. Важную роль в этих процессах играют взрослые, которые находятся рядом. Зная, как развить интерес ребёнка к играм с предметами, родители могут помочь ему в получении первого социального опыта.
Ребёнок, который стремится к взаимодействию с другими детьми, охотно делиться своими игрушками, помогает другим малышам, всегда будет в центре внимания. С помощью взрослых, которые организуют совместные игры, он приобретает положительный опыт социального взаимодействия.
Пробудить и поддержать интерес к игре у ребёнка в возрасте до трёх лет могут взрослые. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к предметной игре, попробуйте разнообразить набор предметов, с которым играет ребёнок. Это могут быть не только привычные для нас детские игрушки, но и старые сломанные или ненужные вещи. С большим интересом дети изучают старую клавиатуру или мышь от компьютера, детали от мебели или разноцветные клубки пряжи – конечно, под присмотром взрослых и с соблюдением техники безопасности.
Как развить интерес ребёнка к играм сюжетно-ролевого плана
Если до трёх лет дети предпочитают играть с предметами, изучая связи между ними, то после трёх лет в их жизни появляются сверстники. Ребёнок ходит на занятия в творческие объединения, посещает детский сад, где ему приходится устанавливать социальные связи. Именно в этот период важной становится сюжетно-ролевая игра, которая строится на распределении ролей. Ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, отстаивать свои границы.
Чтобы ребёнку было интересно играть, придумайте увлекательный сюжет. Отправьтесь в морское приключение, сразитесь с противниками, спасите из плена принцессу. Организуйте игровое действо в первой половине дня.
Бережно относитесь к игрушкам. Для малыша они настоящие друзья, которым нужен уход и заботы. В ролевой игре с домашними питомцами научите ребёнка правилам общения с четвероногими друзьями. Пусть он почувствует свою значимость и ответственность.
В сюжетно-ролевой игре дети копируют поведение взрослых. Если мама с папой постоянно ругаются, то такая же модель общения будет в игре ребёнка. Добавьте в повседневную жизнь семьи нотки радости и счастья. И увидите, как преобразится детский сюжет. Когда всё хорошо, играть интереснее.
Смейтесь над своими страхами. Проигрывая в сюжете ситуации, которые кажутся страшными для малыша, старайтесь показать их смешными и забавными. Если посмеяться над тем, что страшно, можно уже не бояться
Если вам покажется странным сюжет, выбранный ребёнком для игры, постарайтесь исправить историю, направив действия в нужное русло. Бесполезно запрещать малышу, кричать на него. Так вы только добьётесь того, что ребёнок не захочет играть вообще.
Девочки играют с машинками, а мальчики – с куклами
Принято считать, что существуют игры для мальчиков и игры для девочек. Так сложилось, что девочкам свойственно играть в более «мягкие» и тихие игры, в то время как мальчишек больше привлекают подвижные, быстрые игры, в которых присутствует соревновательный момент.
Однако не всегда эта закономерность прослеживается. Всё чаще родители
озабочены тем, что их сын или дочь предпочитает игры, свойственные противоположному полу: мальчик играет в «дочки-матери» с куклами, а девочка катает по полу машинки, пытается ремонтировать их или носится с мальчишками, играя в «войнушку».
Дело в том, что дети любят экспериментировать, они стремятся «проживать» различные социальные роли, не ориентируясь на гендерную принадлежность. Осознание своего пола придёт к ребёнку гораздо позже, и тогда всё встанет нас свои места.
Если дочери нравится играть с машинками, а сыну – с куклами, пусть играют. Нельзя ограничивать детей в этих желаниях. Они приобретают необходимый опыт и строят деятельность на основе своих интересов. Иначе как развить интерес ребёнка к играм, если взрослые запрещают играть с любимыми игрушками?
В большинстве случаев эти пристрастия проходят с возрастом, когда ребёнок начинает осознавать свою половую принадлежность.
Агрессия и негативный опыт
В игре ребёнок выражает свои мысли и чувства – то, что его волнует или радует, он отразит в игровой деятельности.
Иногда в процессе игры ребёнок ведёт себя агрессивно:
- ломает игрушки;
- пытается ударить других;
- проявляет жестокость по отношению к другим детям.
В сюжетно-ролевой игре им могут воспроизводиться ситуации негативного плана, связанные со смертью, похоронами, убийством или каким-либо видом насилия. Родителей настораживает такая ситуация, особенно если она повторяется и сюжеты каждый раз имеют негативное звучание.
В этом случае необходимо понять, что стало причиной такого поведения. Возможно, ребёнок пытается выразить в игре то, что его беспокоит. Ссоры в семье, конфликтные ситуации со сверстниками, неумение контролировать свои эмоции приводят к тому, что ребёнок ломает игрушки или вредит напарникам по игре.
Родителям необходимо устранить из жизни малыша внешний раздражитель и обеспечить его спокойное взаимодействие с окружающим миром. Не ругайте ребёнка за то, как он играет, лучше помогите ему увидеть мир в более ярких красках.
Без поражений не бывает побед: учим ребёнка проигрывать
Читайте также: Ночные кошмары у детей: как помочь ребёнку
Практически любая игра содержит в себе соревновательный элемент. Дети всегда хотят быть первыми и стараются добиться первенство всеми доступными способами. Вспомните, как в детстве вы соревновались с родителями в скорости и выносливости, а теперь играете в те же самые игры с собственными детьми:
- «Кто быстрее добежит до дивана?»;
- «Кто быстрее съест суп?».
И вот ребёнок уже сидит на диване, а вы только что добрались до намеченного объекта. Или пытаетесь «догнать» его, доедая суп и глядя на его пустую тарелку. Кажется, что цели достигнуты: ребёнок в хорошем настроении, суп съеден, он победитель, так как справился быстрее всех.
Умение побеждать – важное качество, которое пригодится ребёнку по мере взросления. Родители приучают своё чадо быть лучшим, впереди всех и часто уступают ему первенство в играх.
Создавая ситуацию успеха для ребёнка, родители упускают очень важный момент: ребёнок привыкает выигрывать, совершенно не умея при этом принимать поражение. Неудивительно, что многие дети реагируют на проигрыш очень бурно – плачут, топают ногами, впадают в истерику. В младшем возрасте можно простить такую реакцию, стараясь отвлечь малыша. Но по мере взросления ситуация будет усугубляться. Истерика будет развиваться в случаях, когда ребёнок захочет достичь желаемого или в ответ на отказ родителей в выполнении его просьбы.
Научите ребенка проигрывать
Необходимо приучать ребёнка не только к победам, но и к проигрышам. Это поможет ему успешно адаптироваться в детском коллективе. Ведь там никто не будет поддаваться. И всегда может найтись тот, кто окажется быстрее, сильнее или сообразительнее.
- Если вы привыкли проигрывать ребёнку в играх, постепенно откажитесь от этой привычки. Пусть ребёнок приобретает свой негативный опыт и учится правильно реагировать на проигрыш. Будьте иногда успешнее в играх, но не переусердствуйте, иначе велика вероятность потери интереса к игре.
- Не требуйте от ребёнка быть лучшим в игре, в учёбе, в жизни. Мотивируйте его, обращая внимание на лучшие стороны его личности, на то, что у него больше всего получается. Чаще хвалите, но соблюдайте меру. Будьте с ним честным. Если вам что-то не нравится, скажите об этом, но очень мягко и корректно. Не стоит восхищаться и петь дифирамбы, если есть какие-то недочёты. Например, ребенок прочитал стихотворение, но не выразительно. Скажите ему, чтобы он попробовал еще раз, но обратив внимание на интонацию и дикцию. Покажите на собственном примере, где нужно расставить акценты.
- Следите за тем, как вы реагируете на промахи своего ребёнка. Не высмеивайте и не ругайте его, а лучше поддержите и подскажите, как сделать так, чтобы добиться успеха. Не стоит скрывать эмоции, если хочется плакать, нельзя запрещать. Когда эмоциональная реакция пройдёт, нужно проанализировать ситуацию и сделать выводы.
- Научите ребёнка радоваться победам другого человека. В соревнованиях и играх нельзя заранее сказать, кто станет победителем, а кто проиграет. Нельзя завидовать чужим победам, тогда собственный успех обязательно не заставит себя долго ждать.
Сидяева Кристина Вениаминовна
Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец
творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»