Как воспитать ребёнка лидером: советы родителям

Как воспитать ребёнка лидером? Этот вопрос волнует многих родителей, которые настроены на создание условий для успешной социализации ребёнка. Умение общаться, находить решение проблемы, браться за самые сложные дела и успешно их реализовывать — это качества, которые отличают настоящего лидера.

Важно формировать их в ребёнке с детства, когда у него появляются первые попытки сравнить себя и свои действия с деятельностью других. Однако лидерство — это не всегда хорошо. Необходимо соблюдать тонкую грань между трактовками лидерства, как набора необходимых социальных умений и навыков, и лидерством, как способом достижения целей.

Как воспитать ребёнка лидером: что значит быть лидером?

Как воспитать ребёнка лидером

Быть родителями просто? Вам может понравиться наша подборка: Лучшие курсы для родителей!

Принято считать, что человеку, не обладающему качествами лидера, трудно добиться успеха в жизни, построить карьеру, занять высокое социальное положение в обществе. Родители, стремясь воспитать ребёнка достойным представителем общества, всё чаще говорят о таких понятиях, как «лидерство», «лидер».

Увлекаясь процессом воспитания, взрослые часто выходят за рамки этого явления или стремятся сделать из ребёнка человека, готового на всё ради достижения цели. Можно ли назвать это лидерством? Можно ли воспитать ребёнка лидером или это врождённое свойство личности?

Для начала вспомним, что означает слово «лидер». В переводе с английского «leader» означает «вожак», «предводитель» — то есть тот, кто впереди, кто главный. Это человек, который ведёт за собой остальных. Это тот, кому верят другие люди. Поэтому вокруг лидера всегда собираются единомышленники.

Лидеры обладают невероятной силой духа и смелостью. Они всегда готовы к действию, умеют планировать и обдумывать ситуации — следовательно, побеждать и находить выход. В случае проигрыша достойно принимают поражения, делая выводы. Умение брать ответственность и не перекладывать её на других, самостоятельность в принятии решений, уважение чужого мнения и отстаивание своей точки зрения — лидерские качества, которые ведут к успеху.

Замечали что-то подобное в детском характере? Как воспитать ребёнка лидером и какова роль родителей в процессе воспитания и развития лидерских качеств?

Выявляем лидерские качества у ребёнка

Выявляем лидерские качества у ребёнка

Многих родителей интересует вопрос о том, можно ли выявить в ребёнке лидерские качества? Как распознать лидера в детском коллективе?

Существует несколько способов выявления лидерства среди детей. Понаблюдайте за своим ребёнком. Посмотрите, как ведёт себя малыш в компании сверстников. Наблюдение — основной метод, применяемый в диагностике лидерских качеств у ребёнка.

Да здравствует игра!

Ведущим видом деятельности в дошкольный период является игра. Ребёнок познаёт мир, играя со сверстниками или самостоятельно. Если малыш оказывается в компании детей, предложите им поиграть. Попросите детей встать в круг для выполнения каких-либо команд. Обратите внимание на то, кто из детей будет расставлять остальных в нужную фигуру. Когда круг будет создан, дайте ребятам задания — например, попросите их попрыгать на одной ноге, потом на другой и т.д.

Вот другая игра. Если есть пазлы под рукой, попросите детей собрать картину. Лидер не станет хаотично перебирать детали. Он рассмотрит рисунок и придумает план действий.

В непринуждённой веселой обстановке можно распознать лидерские задатки и работать над их развитием.

Самостоятельность — признак силы

Стремление всё делать самостоятельно проявляется у малыша в 3 года, когда наступает «кризис 3-летнего возраста». Со временем желание пропадает, и ребёнок уже не стремится всё выполнять всё сам.

Лидер отличается от сверстников с более спокойным характером своей активностью и самостоятельной деятельностью во всех сферах жизни: в общении, играх, учёбе. Он берёт на себя самые сложные задачи и успешно с ними справляется.

Общение? Легко!

Ребёнок-лидер без труда находит общий язык с окружающими. Он весело играет со сверстниками, разговаривает со знакомыми взрослыми. Именно способность устанавливать социальный контакт является одним из самых главных критериев лидерства. Человек, умеющий расположить к себе других, имеет больше шансов на успех.

Как воспитать ребёнка лидером: руководство к действию для родителей

Как воспитать ребёнка лидером: руководство к действию для родителей

Чтобы сформировать в ребёнке лидерские качества, родители должны работать в этом направлении совместно с ребёнком. Прежде всего необходимо признать, что ребёнок — это личность со своими достоинствами и недостатками, а не просто малыш, который должен во всём слушаться взрослых.

Уважая мнение ребёнка, родители учат его прислушиваться к мнению других людей. С ним нужно ежедневно разговаривать на разные темы, обсуждать увиденное или услышанное. Часто родители в силу своей занятости ограничиваются лишь бытовыми вопросами (о еде, о сне и т.д.), но совсем не интересуются социальной жизнью ребёнка, его чувствами и настроением.

Разговаривая с ребёнком, учите его правильно произносить слова. Подсказывайте, как правильно оформлять слова в предложения, а предложения в текст. Выразительное чтение и чтение наизусть являются важными шагами на пути к овладению правильностью речи. Человек, который красиво и правильно говорит, интересен для окружающих.

Найдите увлечение по душе и разнообразьте детский досуг. Любимое занятие увлекает, заставляет развиваться в определённом направлении, узнавая новое. Вырабатывается целеустремлённость, дисциплина. Чем больше ребёнок общается с людьми, тем легче ему устанавливать контакты.

Лидерские качества у ребёнка: обратная сторона медали

Быть лидером — значит быть успешным. Стремление родителей к построению светлого будущего для своего ребёнка иногда не знает границ.  Воспитание лидерских качеств становится первоочередной задачей. На второй план уходят другие задачи личностного развития. Этот процесс имеет не только положительные стороны, но может оказывать негативное влияние на психику ребёнка. В результате он становится раздражительным; несмотря на дружеское внимание сверстников замыкается в себе; испытывает стресс и подавленность.

Родителям, нацеленным на воспитание ребёнка-лидера, необходимо учитывать следующие факторы.

Каждый имеет право на ошибку

Одна из самых распространённых проблем, стоящих на пути воспитания юного лидера, — неумение признавать своё поражение. Родители с раннего детства учат ребёнка быть лучшим и побеждать в любой ситуации. Когда ребёнок контактирует в основном только с родителями, поддерживать ситуацию успеха несложно. Иногда она создаётся искусственно, когда взрослые каждый раз намеренно «проигрывают» в игре.  Как только общение выходит за пределы дома — например, ребёнок идёт в детский сад или школу — ситуация может складываться не в его пользу. Это вызывает стресс и приводит к социальному дистанцированию.

Ребёнку-школьнику, воспитывающемуся в семье в атмосфере лидерства, приходится поддерживать «статус» лидера в классе. Такая позиция не оставляет ему выбора: любой промах может рассматриваться как личная трагедия. Невозможность расслабиться, постоянное ощущение тревожности приводят к внутреннему напряжению и нервному расстройству.

Спокойствие, только спокойствие! И поддержка…

Лидерские качества у ребёнка

Читайте также: Второй малыш в семье: как подготовить старшего ребёнка

Ребёнок с лидерскими задатками нуждается в особой поддержке и эмоциональном участии. Лидер — активная, коммуникабельная личность, которая затрачивает много сил и энергии на общение с окружающими. Родителям необходимо принимать участие в восстановлении эмоционального фона ребёнка, учить его спокойствию и умению сосредотачиваться на главном.

Важно формировать эмоциональный интеллект ребёнка с раннего детства. Иначе высока вероятность эмоционального выгорания и внутренней дисгармонии. Стараясь поддерживать всеобщее обожание сверстников, он будет стремиться поддерживать их расположение. При этом он часто забывает о своих желаниях.

Невозможно угодить всем. Обязательно есть те, кто придерживается другого мнения. Нельзя жертвовать собой в угоду чужим принципам и правилам.

Опасность формирования завышенной самооценки

У ребёнка-лидера всегда много друзей среди сверстников и ребят постарше. Он быстро привыкает к обожанию и воспринимает это чувство как данность. В этом  случае речь идёт о рисках, сопряжённых с формированием завышенной самооценки. Ребёнок переоценивает свои возможности; болезненно относится к любому критическому замечанию в свой адрес. При этом он не желает признавать свои недостатки.

Это приводит к тому, что ребёнок становится очень ранимым и чувствительным, сильно переживает по поводу своих ошибок. Лидерская активность сочетается с чрезмерной впечатлительностью. Ребёнок быстро приспосабливается к обстоятельствам, пытается успеть всё  на свете. Когда не получается, просто меняет сферу деятельности.

 

Лидер — это не тот, кто добивается своей цели всеми возможными и невозможными способами.  Это человек, который открыт для друзей, вежлив и внимателен с окружающими людьми; имеет своё мнение и не боится его отстаивать. Именно такие качества лидера приводят к профессиональному и жизненному успеху. Поэтому важно воспитывать их в ребёнке и формировать активную жизненную позицию.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Растём вместе
Добавить комментарий