Метод Монтессори — это образовательная система, разработанная итальянским врачом и психологом Марией Монтессори. Принципы Монтессори просты и очень эффективны.
Мария Монтессори была итальянским врачом, педагогом, антропологом и психологом. Она родилась в 1870 году и умерла в 1952 году. Пятьдесят лет своей жизни она посвятила работе с детьми разных национальностей с различным физическим и психическим состоянием и с различным материальным положением. Из своих исследований, наблюдений и опыта она сделала новаторские выводы, которые оказались революционными.
В первые годы Мария Монтессори работала с детьми-инвалидами в Детском доме. Именно там она начала использовать свои методы и быстро поняла, что методы намного эффективнее традиционной системы обучения. Удовлетворенная эффектом и убежденная в правильности таких методов, она через некоторое время начала использовать их и в работе со здоровыми детьми.
- Метод Монтессори
- Принципы Монтессори: свобода выбора
- Принцип свободного выбора материала
- Принцип свободного выбора рабочего места
- Принцип свободного выбора рабочего времени
- Принцип свободного выбора формы работы
- Принципы Монтессори: принцип порядка
- Принцип ограничения
- Принцип собственного действия и повторения
- Детский сад Монтессори
Метод Монтессори
Один из ключевых принципов метода Монтессори — признать, что дети отличаются друг от друга и, следовательно, должны иметь возможность развиваться на основе индивидуального плана развития. Благодаря подбору подходящих индивидуальных методов ребенок развивается лучше, эффективнее и быстрее. И все же редко в какой школе можно найти индивидуальный подход к детям.
Чтобы узнать больше о методе обучения, введенном Марией Монтессори, полезно ознакомиться с характеристиками педагогических принципов.
Принципы Монтессори: свобода выбора
Это одно из главных предположений Марии Монтессори — самостоятельный выбор занятий. В данной среде ребенок выбирает предмет занятий, степень сложности, темп и время обучения. Свобода касается и выбора потенциального партнера. Учитель ничего не навязывает ученику, и его задача — подготовить среду, в которой ребенок будет учиться, таким образом, чтобы среда давала возможность развития и обеспечивала его универсальность.
Принцип свободного выбора материала
В окружении ребенка, в группе детского сада, учебные материалы должны быть легко доступны — на крючке или на полке. Ребенок должен иметь возможность дотянуться до данной вещи в любое время, когда он захочет начать с ней работать.
Принцип свободного выбора рабочего места
Ребенок может выбрать место для работы самостоятельно — конечно, исходя из здравого смысла и возможностей, предлагаемых данным пространством. Нет необходимости присоединяться к групповым занятиям, если ребенок занимается чем-то другим, важным и увлекательным.
Принцип свободного выбора рабочего времени
Ребенок может гибко распоряжаться своим временем — он выполняет работу в любое время.
Принцип свободного выбора формы работы
Учитель проводит базовое занятие индивидуально с каждым ребенком. Это происходит в тишине, покое и концентрации. Ребенок знает, на какие условия занятия можно рассчитывать, что он может попросить о помощи, но никто его не будет заставлять.
Принципы Монтессори: принцип порядка
Каждой вещи в школе, группе детского сада или классе есть свое место. Если ребенок несет какой-либо предмет, он должен вернуть его на место после завершения работы.
Принцип ограничения
Согласно педагогике Монтессори, у детей много свободы, но они не могут делать то, что хотят. В каждом учреждении Монтессори есть определенные правила для каждой области.
Метод Монтессори — это не метод без стресса, но это метод без вытеснения — по нему дети делают то, что им интересно, и при этом не мешают действиям других.
Принцип собственного действия и повторения
Согласно этому принципу ребенок развивается по программе, которая определяется его интересами, потребностями, интеллектуальными и физическими возможностями. Если на каком-либо этапе ребенку необходимо выполнить действие еще раз, он или она имеет право сделать это.
Детский сад Монтессори
Читайте также: Маленький исследователь. Как познаёт жизнь ребенок?
Первый детский сад Марии Монтессори в Италии был открыт в 1907 году и назывался Casa dei Bambini.
Была основана ассоциация Монтессори, занимающаяся распространением и продвижением методов обучения Марии Монтессори, обучением и обучением преподавательского состава, а также установлением контактов с другими странами. Есть список учреждений, которые работают по методике Монтессори. Если родители хотят быть уверены, что в детском саду применяется этот метод обучения, можно ознакомиться с программой работы в детском саду.
В детском саду Монтессори ребенок может свободно распоряжаться своим рабочим временем, он может самостоятельно выбирать, над чем он будет работать, в какой момент он будет действовать и сколько времени он хочет потратить на то или иное занятие. Ему решать, хочет ли он действовать в одиночку или в группе. Однако, несмотря на большую свободу, здесь нет своеволия — все осуществляется в соответствии с действующим порядком и инструкциями, установленными данным учреждением.