Педагогический принцип наглядности означает привлечение органов чувств ребёнка в процессе обучения. Это «золотое» правило сформулировал Я. Коменский.
«Пусть будет для учащихся золотым правилом: всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путём осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.»
Ребёнок в процессе взросления познает окружающий мир посредством наглядного восприятия различных явлений и предметов. Запоминание происходит гораздо быстрее, если задействованы зрительное, звуковое и тактильное способы восприятия. Чем младше дети, тем сильнее они нуждаются в наглядности изучаемых предметов.
Правила применения наглядности
Принцип наглядности стал формироваться одним из первых в истории педагогики. Установлено, что эффективность усвоения любого материала напрямую зависит от вовлеченности в процесс всех органов чувств. Чем более разнообразны чувственные восприятия, тем легче и лучше запоминается учебный материал. Однако здесь важно понимать как у ребенка лучше происходит восприятие.
Поскольку у одних детей восприятие происходит в основном с помощью слуха. А другие лучше усваивают материал с помощью зрения. Поэтому для одних оптимальным будет словесно-логическое преподнесение материала. А для других — предметно-чувственное.
Педагогический принцип наглядности в теории обучения подразумевает использование зрительных, моторных, тактильных, слуховых и вкусовых ощущений.
Наглядность помогает лучше воспринимать учебный материал
Наглядность помогает лучше воспринимать учебный материал. В том числе способствует:
- развитию абстрактного мышления;
- созданию связи между абстрактным и конкретным предметом;
- легкости восприятия изучаемого материала;
- лучшему усвоению материала;
- доступностью изучения сложных природных явлений и научных фактов;
- созданию связи теории и практики изучаемого материала;
- не только использованию органов чувств в целях познания, но и развитию и совершенствованию этих органов;
- развитию интереса к изучаемым предметам и явлениям;
- помогает ученикам делать самостоятельные выводы.
Чтобы наглядность способствовала закреплению изучаемого материала, предметов и явлений, следует помнить о правилах применения наглядности.
Основные правила педагогического принципа наглядности
- обращать внимание учеников на самом важном, на сути изучаемого предмета или явления, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;
- сочетать слово с наглядным восприятием, то есть лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
- то, что дети видят, порождает мысль, а значит лучше усваивается, запоминается;
- наглядность является средством обучения, цель обучения заключается в передаче знаний, умений, навыков;
- формирование навыков и умений у ученика самостоятельной работы;
- сочетать статические и динамические формы наглядности, отдавать предпочтение показу явлений и предметов, особенностям в их развитии и изменении.
Педагогический принцип наглядности — основные средства
Читайте также: Принцип активности ученика в усвоении знаний
Средствами наглядности в обучении служат:
- натуральные объекты: например, растения, животные, природные и производственные объекты;
- объемные наглядные пособия, например, макеты, модели, гербарии, муляжи и т.д.
- изобразительные средства: например, различные фотографии, картины, диафильмы, рисунки;
- символические наглядные пособия: например, чертежи, карты, схемы, таблицы;
- аудиовизуальные средства: кинофильмы, телевизионные передачи, информационное видео, магнитофонные записи, компьютерная техника;
- самостоятельно изготовленные средства: конспекты, схемы, таблицы, чертежи.
Принцип наглядности и зрительное восприятие
Верно то, что при познании всё же главную роль играют зрительные восприятия. Пользуясь другими органами, мы как бы дополняем и усиливаем зрительные восприятия. Для того чтобы лучше слышать и лучше понимать слышимое, мы обращаемся к речи, звукам.
Осязательные восприятия мы усиливаем тем, что рассматриваем осязаемое и как бы стремимся увидеть гладкость, шероховатость. Фрукты и любые другие продукты питания приятно есть, когда они красиво выглядят, то есть дополняем зрительными образами.
Имея это ввиду, принцип наглядности в обучении предполагает приведение в действие по возможности большего количества органов ощущений: пусть изучаемое дети и посмотрят, и пощупают, и понюхают и т. д. Мы должны ставить задачу различать восприятие цветов, совершенствовать слух, развивать воображение, развивать вкус к красивому, гармоничному.
При пользовании наглядностью необходимо учитывать то обстоятельство, что разные дети одну и ту же картину воспринимают по-разному. Это зависит от наличия у ребёнка запаса имеющихся представлений, в свете которых он и воспринимает рассматриваемый объект.
Этим объясняется, что иногда дети изображаемое на картине воспринимают неправильно. Необходимо развивать у детей наблюдательность, уменье устанавливать сходство и различие и добиваться правильного восприятия изучаемого предмета.
При учёте принципа наглядности мы должны помнить, что наглядность есть средство, а не цель. Целью в обучении является — дать знания, развить познавательные способности, в особенности — развить абстрактное мышление.