Стили воспитания детей в семье и их влияние на развитие ребенка

Стили воспитания детей в семье. Что важно знать? С момента появления ребёнка в семье у родителей вырабатывается определённая система воспитания. В психологии это явление получило название «стиль воспитания». Что это такое и какое отношение имеет к развитию ребёнка?

Воспитание ребёнка – одна из главных задач современной семьи. При этом гармоничное развитие личности связано с представлениями родителей о целях воспитания и стратегиях индивидуального развития. От того, как родители взаимодействуют с ребёнком и выстраивают тактику поведения, зависит то, как ребёнок будет воспринимать окружающую действительность и строить взаимоотношения с другими людьми.

Не секрет, что подход у родителей к воспитанию детей разный. У кого-то мягкий, у кого-то грубый, у кого-то вообще равнодушный. Одни родители стремятся во всём помогать ребёнку, даже в тех случаях, когда их чаду вполне по силам справиться самому. Другие считают, что ребёнок должен быть самостоятельным и предоставляют ему полную свободу действий. А кто-то пытается добиться послушания, воспитывая ребёнка криками и наказаниями. К сожалению, такие случаи нередки, и родителям необходимо пересмотреть свой подход к воспитанию маленького человека.

Стили воспитания детей и их разновидности

Стили воспитания детей и их разновидности

Быть родителями просто? Вам может понравиться наша подборка: Лучшие курсы для родителей!

Даже не владея специальными знаниями в области психологии, родители подсознательно придерживаются одного из стилей воспитания. В психологии существует несколько классификаций этого явления.

Общепринятыми считаются 6 основных стилей воспитания:

  1. Демократический.
  2. Попустительский (либеральный) или гипоопека.
  3. Авторитарный.
  4. Отчуждённый.
  5. Хаотический.
  6. Гиперопека.

Каждый из этих методов имеет свои особенности и характерные черты.

Демократический стиль

Это самый эффективный из стилей воспитания, который оказывает положительное влияние на развитие личности ребёнка. Он подразумевает под собой взаимопонимание между родителями и детьми. Здесь нет «угла», ремня и криков с запретами. Здесь есть возможность выбора и понимание того, что можно без опасений высказать свою точку зрения или выдвинуть предположения, принять участие в семейном совете. Любая детская инициатива рассматривается и при положительном влиянии на ребёнка поощряется. Ребёнку предоставляются свобода выбора, самостоятельность. Если необходимы поддержка и помощь, он их получает. При этом родители устанавливают границы поведения и правила взаимодействия, ненавязчиво требуя от ребёнка их соблюдения.

Члены семьи внимательны друг к другу, уважают мнение каждого и решают вопросы путём обсуждения проблем. Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на основе убеждений, договорённости, компромиссов. Общение строится на принципе сотрудничества, при этом авторитет остаётся за взрослым. Ребёнка всегда готовы выслушать и дать нужный совет. Активная жизненная позиция позволяет ребёнку самому принимать решения, нести за них ответственность.

При демократическом стиле воспитания ребёнок растёт в психологически комфортной среде, что позволяет ему гармонично развиваться. Он вырастает самостоятельным, ответственным, с чувством собственного достоинства, адекватной самооценкой, правильными взглядами на жизнь. У таких детей много друзей, поскольку нет проблем с коммуникацией, хорошие оценки в школе. Как правило, такой ребёнок добивается успехов в жизни, причем даётся это без особых усилий.

Попустительский (либеральный) стиль или гипоопека

Любимое чадо не знает границ и запретных слов. При неосознанном холодном родительском отношении ребёнок растёт в обстановке вседозволенности. В лексиконе ребёнка часто присутствуют слова с приказными интонациями: «Дай!», «Сделай!» или «Моё!», «Я хочу!». Взрослые в семье зациклены на себе, решают свои проблемы, не обращая внимания на переживания и потребности ребёнка. Он вынужден полагаться на себя, скрывать от взрослых истинное положение дел. Не получая ласку в детстве, человек вырастает холодным, расчётливым, двуличным, не способным сопереживать и сочувствовать другим.

При низком уровне дисциплины, а иногда и вовсе отсутствии таковой, ребёнок привыкает следовать только своим желаниям. Если кто-то не выполняет его требования, он капризничает, обижается. Родители склонны оправдывать хамское и неуважительное поведение ребёнка, тем, что «он ещё маленький!».

Не обращая внимания на суть проблемы или конфликта, взрослые часто произносят: «Делай, как хочешь!», тем самым неосознанно демонстрируя нежелание или неспособность взаимодействовать с собственным ребёнком.

В школьном возрасте не исключены конфликтные ситуации со сверстниками и с теми людьми, которые не идут на поводу его желаний. Мало кто хочет дружить с эгоистичным, недовольным, невоспитанным одноклассником. А стремление добиться своего путём вранья, ябедничества, лести и вовсе отталкивает людей. Пренебрежение нормами и правилами поведения препятствуют установлению социальных контактов и эмоциональных связей.

Стили воспитания: Авторитарный стиль

Главным лозунгом родителей, придерживающихся авторитарного стиля воспитания, являются слова: «Делай так, как я хочу!». Они считают, что всегда правы, а любая инициатива младшего члена семьи игнорируется и подавляется. Действия и даже мысли ребёнка жёстко контролируются, родители сами решают, что для ребёнка лучше, и это мнение не подлежит сомнению. Любая попытка возразить или сделать «по-другому» наказывается. В ход идут крики, ругательства, запреты, принуждения, не исключены и физические наказания. При этом в таких семьях родители часто полностью обеспечивают своё чадо, которое ни в чём не нуждается, кроме родительского тепла и ласки.

Чтобы избежать наказания, дети идут на разные уловки, у них появляются секреты. И если в младшем возрасте естественной защитной реакцией является плач, то со временем приходится придумывать разные хитрости.

По мере взросления ребёнка возможно два пути развития ситуации.

  1. Или ребёнок смирится и будет беспрекословно выполнять все требования, спроецировав этот тип поведения во взрослую жизнь.
  2. Или со временем его терпение достигнет предела, что может привести к плачевным последствиям.

При авторитарном режиме формируются ненависть, хамство по отношению к окружающим людям, асоциальное поведение. Такие дети безответственно относятся к тому, что делают; стараются избегать положительных человеческих чувств, демонстрируя холодность и пренебрежение, к которым привыкли с детства. Не способные на контакт с миром, замыкаются, уходят в себя или, наоборот, сознательно идут на конфликт.

 Смотрите видео всего 7 минут и вы поймете почему авторитарный стиль воспитания самый вредный для ребёнка и его самооценки!

Отчуждённый стиль

Название воспитательного стиля говорит само за себя – родители испытывают безразличие и отчуждение по отношению к ребёнку. Он предоставлен сам себе; делает, что хочет; самостоятельно познаёт мир. Такой стиль воспитания характерен для неблагополучных семей, в которых родителям часто самим требуется помощь.

Дети лишены детства и вынуждены заботиться о себе сами. Они вырастают застенчивыми, неуверенными в себе, с низкой самооценкой. Привыкшие с детства к безразличию, они с трудностью устанавливают контакты, агрессивно настроены по отношению к окружающим. Часто имеют проблемы с законом.

Отчужденный стиль воспитания

Читайте также: Рацион ребёнка. Разъяснения гастроэнтеролога

Стили воспитания: Хаотический стиль

В некоторых случаях нельзя определённо сказать, о каком стиле воспитания идёт речь в этой семье. Сегодня родители не обращают внимания на поступок ребёнка, а завтра строго ругают за такое же действие. Ребёнку для адекватного восприятия мира и формирования ценностных ориентаций необходима чёткая система оценок и ориентиров. Тогда вырабатываются правильные установки на то, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

При хаотическом стиле такая система отсутствует. Методы воспитания носят ситуативный характер и нельзя заранее предугадать, какая реакция окажется «правильной».

В таких семьях обычно нет согласия между всеми членами семьи. Взрослые часто спорят, ругаются и не могут прийти к единому мнению. Ссоры возникают на глазах ребёнка, которому в силу возраста сложно определить, кто прав, а кто виноват. Особенно если это касается родителей – дорогих ему людей.

Отсутствие единства в вопросах воспитания дезориентирует ребёнка. Он становится неуверенным, не умеет общаться, агрессивно настроен по отношению к другим.

Гиперопека

Ребёнка лишают самостоятельности действий, оправдывая это чрезмерной заботой о его благополучии. Складывается впечатление, будто родители «проживают жизнь» вместо него. Взрослые всегда рядом и выполняют любой каприз своего чада. Обычно этот стиль воспитания формируется в семьях с одним ребёнком, или в случаях, когда ребёнок долгожданный, хотя и не единственный.

Родители часто теряют контроль над своим поведением, переставая отдавать себе отчёт в том, что происходит. Они заполняют собой всё жизненное пространство сына или дочери, причём независимо от того, сколько лет их ребёнку. Он учится хитрить, обманывать, скрывать правду

Стремления всё сделать вместо дитя, облегчить его жизнь, лишив права выбора приводят к тому, что ребёнок вырастает безвольным, безынициативным, нерешительным. Он старается переложить груз ответственности на других, при этом требует к себе внимательного отношения. Нередко такие дети испытывают чувство отчуждения по отношению к родителям, сопряжённое с чувством вины.

 

Формируя личность ребёнка, необходимо помнить о том, что дети копируют взрослых, находящихся в их близком окружении, – то есть родителей. То, как родители выстраивают стратегию взаимоотношений с ребёнком, во многом определяет его жизненные ориентиры.

Какого бы стиля воспитания ни придерживались родители, любая дисгармония в семейной жизни отрицательно сказывается на личности ребёнка и формирует асоциальные привычки.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Растём вместе
Добавить комментарий