Важность игры и воображения: учимся у детей

Важность игры и воображения: учимся у детей! Ведущим видом деятельности в дошкольном и раннем школьном возрасте является игра. Воображение в игре играет важную роль. Взрослым можно многому научиться у детей, в том числе отношению к жизни и восприятию жизни с опорой на игру и воображение.

Важность игры и воображения: отсутствие рамок и границ

Важность игры и воображения: отсутствие рамок и границ

Воображение детей не ограничивается фактами действительности. Они, например, один раз взглянув на диван, увидят в нём гениальный космический корабль, на котором можно быстро и комфортно путешествовать по соседним галактикам.

Или же они могут представить, что непритязательный двор на самом деле является идеальным местом для организации ресторана, предлагающего восхитительные блюда, которые никогда не встретишь в реальных ресторанных заведениях.

Играя с родным братом, ребёнок воображает, что он смелый, дисциплинированный и решительный предводитель, способный победить любого врага.

Дети не видят необходимости ждать, пока все практические детали будут учтены, прежде чем начинать придумывать новые схемы и вносить оригинальные предложения. Они знают, что должно быть сделано, и стремятся наскоро набросать общие черты своих планов.

Они спокойно относятся к так называемым разумным возражениям против каждой новой идеи и соглашаются в игре на то, что им подходит.

Дети правы в том, что практические детали, как правило, можно со временем уладить. В действительности с самого начала нужно увидеть самую суть явления – то, что должно получиться в итоге.

О самолёте нужно было мечтать, прежде чем он мог быть спроектирован

Наиболее впечатляющими событиями были те, что требовали работы воображения задолго до того, как они стали инженерными или политическими достижениями, искусством или наукой. Это были идеи, которые нужно было представить в воображении, не ограничивая себя какими-либо рамками. Не думать, что это может стоить слишком дорого, что некоторые члены команды могут быть обеспокоены инновациями или что может быть довольно много правительственных правил против такого рода вещей.

Взять хотя бы полёт. С одной стороны, силовой полёт был практическим прорывом, основанным на некоторой практической работе над формой крыла, устройством бензиновых двигателей и шасси. Но, возможно, в мечтах о самолёте было столько воображения, сколько инженерного мастерства: о самолёте нужно было мечтать, прежде чем он мог быть спроектирован. И большая часть этой творческой работы была проделана творцами со смелыми мыслями в XIX веке – в эпоху технологических мечтаний, когда они представляли, как можно летать между городами на чудесных массивных воздушных машинах и однажды добраться из Парижа в Нью-Йорк всего за несколько часов.

Эти первопроходцы в области технологий также представляли электронную почту, подводные лодки, туннели с перекрёстными каналами, пылесосы, мобильные телефоны и цифровое взаимодействие – всё, что мы имеем сейчас и даже не удивляемся этим чудесам цивилизации. Надо отдать должное масштабу воображения этих людей: реальность все ещё должна догнать их мысли о реактивных ранцах и крылатых пожарных.

Воображаемый лучший друг

Важность игры и воображения: учимся у детей

Важность игры и воображения в жизни ребёнка трудно переоценить. Взрослым нужно поучиться у детей умению воображать будущее в игре. Дети часто придумывают себе лучших друзей. В реальной жизни человеку необходим тот, кто даст уверенность в завтрашнем дне, поддержит и утешит в трудную минуту. То, что мы жаждем услышать, и то общение, которое мы ждём, не всегда возможно в современных жизненных условиях.

Но «разумное» – это не про детей. Их вряд ли что сдержит в представлении о жизни. Они гениально схватятся за тридцатисантиметровый кусок ткани, набьют его ватой, сделают из пуговиц глаза, таким образом смастерив себе желанного друга – того, кто сможет понять их печали, будет утешать, выпьет с ними чашку чая, обнимет и поддержит в трудную минуту.

Неслучайно практически у каждого ребенка есть любимая игрушка, с которой он спит, кушает, играет. Именно плюшевому медведю или зайцу он рассказывает о своих делах и проблемах, делится своими секретами. Ребенок воспринимает игрушечное существо за реального друга, который своим молчаливым согласием значительно облегчает жизнь малыша. Иногда, кажется, что мягкий плюшевый друг знает о ребенке гораздо больше, чем родители.

Книги — лучшие друзья взрослых

У взрослых тоже должны быть такие «друзья» – но это не игрушки, а книги. Но современный взрослый «читатель» погружается в виртуальную жизнь через Интернет. Важность игры и воображения обесценивается, виртуальная реальность затягивает и лишает возможности мечтать, фантазировать, воображать. И в этой ситуации на помощь человеку должны прийти книги.

Подчеркивая важность игры и воображения в жизни любого человека, необходимо сказать о том огромном потенциале развития, который таит в себе литература. Читатель учится чувствовать связь с человеком, который, возможно, умер несколько столетий назад или в 300 году до нашей эры и который рассказывает ему важные вещи с таким пониманием и ясностью, что никто из их окружения не может с ним сравниться.

А помните, как раньше? Взрослые возили с собой этого друга в сумке, куда бы они ни ходили, – и расстраивались, если измялись углы книги или испачкались страницы. Они поздно ложились спать, зачитываясь книгой на ночь, могли плакать от нежности и того ощущения понимания, которые давал им их «друг» и которые казались настолько далёкими от того, что они получили бы от своих знакомых. Некоторые из этих взрослых даже становились писателями, и день за днем доверяли странице то, что так трудно выразить другим в личной беседе.

Это взрослая версия того же шага, который они могли когда-то сделать в детстве. Книжные магазины – магазины игрушек для больших людей – оказывались особым местом, где разочарование в отношениях с другими могут быть опосредованы и искуплены, а друзья, которых нет в жизни, наконец-то могут быть найдены с помощью взрослой игры, которую мы называем «искусством».

Важность игры и воображения: два начала одной сущности

Важность игры и воображения: два начала одной сущности

Читайте также: Правила хорошего поведения для детей

Идеальная жизненная позиция придерживалась древними греками. Среди всех их богов для них особенно важными были два. Первый Аполлон, бог разума и мудрости. Ему были присущи терпение, наблюдательность, чувство долга и логическое мышление. Он руководил вопросами государственного управления, торговли и того, что мы сейчас называем наукой.

Но был ещё один важный бог, диаметрально противоположная Аполлону фигура, которую греки называли Дионисом. Его интересовало воображение, нетерпение, хаос, эмоции, инстинкт и игра. Дионисий – это мечты, освобождение и расслабление тела и духа от строгих правил разума. Греки считали, что жизнь не может быть полной, если отсутствует одна или другая фигура. У Аполлона и Диониса были свои претензии к человеческим жизням, и если бы они отсутствовали слишком долго, это имело бы опасные последствия.

«Причем здесь древнегреческие божества?» – спросите вы. На самом деле все просто. Рационалистические, серьезные, приземленные мысли взрослых, разучившихся мечтать и воображать, существуют рядом с детскими мечтами, порой  нереальными и необыкновенными, в которых важность игры и воображения не оказывается на первом месте.

Когда дети доводят взрослых до грани здравомыслия своими играми (вместе с сопутствующими воплями, глупостями, перевернутыми диванами и разрушенными кастрюлями), нужно помнить, что взрослые – утомлённые стражи Аполлона – остаются в долгу перед всеми молодыми последователями Диониса и их вездесущим призывом повернуть реальность в направлении своей мечты.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-4348971-12", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-4348971-12", "type": "feed" }) })
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе
Добавить комментарий