Дети индиго: кто это такие и как с ними общаться?

Кто они дети индиго: звёздные посланники далёких галактик, новый вид человечества на нашей планете или дети, рождённые с особенностями в строении молекулы ДНК и имеющие проблемы в развитии?

Дети индиго – это феномен, о существовании которого до сих пор ведутся споры в научных кругах. Среди родителей, педагогов, психологов, врачей нет единого мнения о том, как отделить данную категорию детей, от тех, кто имеет проблемы в развитии согласно международной классификации болезней (МКБ-10).

В 1982 году в США вышла в свет книга «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь» американского психолога Нэнси Энн Тэпп. В этом издании впервые в психологии была предпринята попытка создать классификацию типов поведения человека согласно цветам солнечного спектра. Работая над книгой, автор выделяет 11 цветов, которые символизируют определённые свойства личности. В конце 70-х годов она приходит к выводу о том, что в обществе стали появляться уникальные дети, не похожие на своих сверстников, нуждающиеся в особой заботе и совершенно новом подходе к воспитанию и образованию.

Так появился 12 цвет жизни, которым стал цвет индиго – оттенок синего, средний между фиолетовым и тёмно-синим, характеризующий особенности личности «необычных» детей.

Кого называют «ребёнком индиго»?

Дети Индиго: кто это такие

Ребёнок индиго – псевдонаучное определение, применяемое к ребёнку с нестандартным образом мышления, поведение которого выходит за рамки общепринятого. Таким детям приписываются наличие сверхспособностей (умения читать мысли, целительство, ясновидение и т.д.), высокого уровня интеллекта и особенное отношение к окружающей действительности.

Подчёркивая необычность и непохожесть таких детей на других, представители разных стран называют их по-особенному:

  • в Китае – это дети-экстрасенсы;
  • в Японии – дети света;
  • в Германии им приписывают «звёздный» статус, называя «звёздными»;
  • в России и американском обществе – это дети индиго.

Но как бы их не называли, детей объединяет одно – непохожесть на других, связанная с особым типом психологического мышления, который определяет их взаимоотношения с миром.

Оспаривая «особый» статус детей индиго, некоторые специалисты не видят в этом явлении уникальности. Они отмечают у таких детей известные науке и описанные учёными состояния психики, развивающиеся в детском возрасте:

  • синдром дефицита внимания;
  • или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • синдром Аспергера;
  • задержку психического развития (ЗПР),
  • минимальную мозговую дисфункцию (ММД)
  • и даже такие отклонения, как аутизм и шизофрения.

А попытка выделить эту категорию детей в особую группу, назвав их красивым словом «индиго» – не более чем прихоть родителей, которые не хотят признавать тот факт, что у их ребёнка неврологическо-поведенческое расстройство личности.

Как распознать ребёнка индиго?

Дети Индиго: проблемы в общении

В психологии нет чёткого определения, каких детей следует называть «индиго». Ребёнок с выдающимися способностями и нестандартным мышлением явно выделяется среди сверстников. Ему присущи черты и манеры поведения, которые в совокупности и являются описательной характеристикой феномена Индиго.

Высокий уровень интеллекта

Ребёнок демонстрирует высокий уровень интеллекта. В своих познаниях он оставляет позади сверстников и многих взрослых. Развитый не по годам, он знает ответы на все вопросы. Обычно ведущей в деятельности является левая рука, что свидетельствует об особом типе мышления. Интересны случаи, когда ребёнок одинаково владеет обеими руками: пишет, рисует, выполняет другие манипуляции.

Трудности в обучении

Демонстрируя высокий уровень умственных способностей, ребёнок испытывает трудности в обучении. Низкая успеваемость и проблемное пов

едение часто становятся причиной неприязни окружающих.

Нельзя сказать, что ребёнок не знает учебный материал. Но если ему неинтересно или он не видит смысла в изучении предмета, никто не в силах заставить его учить и выполнять задания. Ему сложно сконцентрироваться на одном виде деятельности. Он неусидчив, внимание рассеивается, как только пропадает интерес.

Дети индиго не принимают традиционную систему образования, часто протестуют против сложившихся и устоявшихся правил. У них всегда есть альтернативные предложения, к которым взрослые должны отнестись со вниманием и правильно отреагировать на происходящее.

Отсутствие авторитетов

Ребёнок уверен в своей особой миссии на этой земле. Он не приемлет никаких авторитетов, для него не существует кумиров. Он может прямо сказать любому человеку о том, что его беспокоит. Царственность, величественность, высокая самооценка проявляется уже в раннем детском возрасте.

Необычность суждений и высказываний

Дети начинают говорить рано, проявляя не характерные для своего возраста интеллектуальные способности. Или, наоборот, могут «молчать» до тех пор, пока сами не сочтут нужным вступить в диалог. В младшем возрасте от ребёнка можно услышать рассуждения о прошлой жизни, о других планетах и землях, о том, как устроен мир. При этом родителей может не беспокоить тот факт, что их чадо затрагивает подобные темы, так как в этом возрасте дети склонны фантазировать и придумывать небылицы. Со временем представления ребёнка о мире приобретают философский характер и связаны с духовной составляющей бытия.

Наличие творческого начала

При всех отрицательных характеристиках поведения, неуспеваемости и безразличия к учебе в индиго очень развито творческое начало. Причём сам ребёнок даже и не подозревает, что умеет красиво рисовать, петь или танцевать. Именно через творчество у родителей и педагогов есть возможность установить контакт и доверительное общение с одарённым ребёнком.

Необходимость поддержки и любви

Дети индиго нуждаются в любви и поддержке, в особом внимании со стороны родителей по сравнению со своими сверстниками. Они часто остаются наедине со своими мыслями, которые не всегда понятны окружающим. От взрослых они ждут чёткого ответа на волнующие их вопросы. Если взрослый не в состоянии это сделать, ребёнок замыкается в себе и перестаёт общаться с ним.

Дети индиго: проблемы в общении

В детстве малышу часто приходится менять детские сады, школы, так как ему сложно приспособиться к предлагаемой в учреждениях обстановке. Взрослые не могут найти к нему подход, да и сам ребёнок не хочет учиться или следовать установленным правилам.

У индиго мало друзей, или их нет совсем. Привыкший жить в своём мире, ребёнок не подпускает к себе случайных людей. Если в его окружении нет людей с подобным типом мышления, он замыкается и не идёт на контакт.

Не соблюдает субординацию. Ему не важно, кто перед ним, – взрослый или сверстник. Он будет вести диалог на равных, не стесняясь в способах выражения своих мыслей. Говорит человеку в лицо всё, что думает о нём и о ситуации в целом.

Природная способность «видеть человека насквозь» позволяет ребёнку манипулировать окружающими. Он с лёгкостью находит слабые места собеседника и при удобном случае пользуется этим знанием. Если ограничивать активность индиго, загоняя его в рамки, то велика вероятность возникновения серьёзного конфликта. При этом ребёнок не остановится, пока не доведёт оппонента до нервного срыва. Тот же самый эффект возникает при неограниченной свободе. Никакие классические педагогические приёмы и методы не способны исправить ситуацию.

Нетерпимость к запретам и насилию

Индиго требовательны к окружающим и не прощают им равнодушия. Любой запрет, противоречащий их представлению о жизни, вызывает агрессию и неприятие. Поставив перед собой цель, ребёнок стремится во что бы то ни стало осуществить задуманное, даже если ему для этого понадобится переступить нормы морали. Имеется склонность к разному роду зависимостям. Отсюда и проблемы с законом.

Не терпит насилия в любом его проявлении. Любит животных и никогда не оставит в беде тех, кто нуждается в помощи. Чувствуют любовь к миру.

Как общаться с ребёнком индиго: советы родителям

Как общаться с ребёнком индиго: советы родителям

Читайте также: Как научить ребенка пересказывать текст? Практические рекомендации

Не стоит отчаиваться, если вы обнаружили в своём ребёнке черты, свойственные личностям индиго. Перед вами талантливый ребёнок, и ваша задача как родителей – раскрыть эти таланты, направив его энергию и активность в нужное русло.

  1. Не стремитесь подавлять гиперактивность ребёнка и жёстко контролировать его действия, даже если его поступки создают много проблем. Постарайтесь объяснить ребёнку, что вас беспокоит в доверительной манере.
  2. Не ругайте его при людях. Лучше поговорить наедине, задав конкретные вопросы, которые вас волнуют. Прилюдное оскорбление ребёнок запомнит надолго и при удобном моменте может отомстить. Известны случаи, когда дети обращаются в различные инстанции с жалобами на родителей, иногда не понимая, какие последствия могут иметь подобные обращения.
  3. Разговаривайте без криков и приказов. Мягкий, но настойчивый тон в общении сведёт к минимуму попытки противостояния озвученным просьбам.
  4. Предоставляйте свободу выбора (в разумных пределах), но предупреждайте о возможных последствиях принятого решения, чтобы ребёнок почувствовал степень ответственности. Вы не запрещаете, ребёнок принимает решение сам.
  5. Займитесь совместным творчеством. Ребёнку интересно рисовать – создайте красочный шедевр; увлекается конструктором – соберите необычный экспонат; любит петь – запишите совместный трек. Поддерживайте его в творческих поисках, и тогда вы сможете с ним подружиться.
  6. Старайтесь говорить правду. Ребёнок индиго чувствует ложь и остро реагирует на обман. Заслужить доверие после этого практически невозможно.
  7. У ребёнка есть собственное мнение по каждому вопросу. Оно может не совпадать с мнением родителей. В любом случае не стоит навязывать свою точку зрения, она всё равно будет отвергнута или воспринята враждебно. Ребёнок лишь убедиться в том, что «его никто не понимает», даже родители.

Характер и поведение детей индиго выходят за рамки общепринятых представлений о нормах морали. Эта категория детей не попадает под описание классических теорий о нарушениях или патологиях в развитии.

Уникальным является тот факт, что в личности ребёнка Индиго удивительным образом сочетаются совершенно несовместимые качества и черты характера: нестабильность психики и низкая успеваемость наряду с высоким уровнем интеллекта и творческими способностями.

И задача взрослых ­– быть проводником и помощником для ребёнка в мире, куда он приходит с «особой» миссией.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-4348971-12", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-4348971-12", "type": "feed" }) })
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Растём вместе
Добавить комментарий