Минимальная мозговая дисфункция у ребёнка: рекомендации родителям

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — диагноз, который специалисты ставят детям, имеющим нарушения в психоэмоциональной сфере. Патологическое состояние связано с недостаточной функциональностью центральной нервной системы. ММД — одно из самых распространённых нарушений, встречающихся у детей в дошкольный и подростковый период.

Трудности в обучении, неадекватное поведение у детей с ММД и, как следствие, социальная дезадаптация — далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкиваются современные родители. При сохранении интеллекта, на достаточно нормальном уровне психического развития и способности к освоению школьной программы наблюдаются сложности в восприятии учебной информации, в овладении школьными навыками. Ребёнок оказывается неспособным к освоению образовательных программ в школе или детском саду.

Симптоматика патологии различается в зависимости от возраста ребёнка. Прогноз на лечение благоприятный в том случае, если родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребёнка, сопровождая его на каждом этапе жизни.

Минимальная мозговая дисфункция: почему возникает у ребёнка?

Минимальная мозговая дисфункция у ребёнка

ММД развивается вследствие повреждения определённых участков головного мозга или при аномальном развитии центральной нервной системы. ММД в раннем возрасте может быть вызвана разными причинами.

Антенатальные факторы

Хронические и приобретенные заболевания женщины в период беременности могут вызвать нарушения в развитии плода. Провоцирующими факторами также являются неправильное питание, увлечение сигаретами, алкоголизм, употребление запрещённых препаратов, воздействие неблагоприятной экологической обстановки.

Интранатальные факторы

Проблемы, возникающие в процессе появления ребёнка на свет, могут стать отправной точкой для развития патологического состояния определённых участков головного мозга. Рождение малыша в результате кесарева сечения, медикаментозная стимуляция родовой деятельности, пониженное содержание кислорода в тканях новорождённого, большая масса тела — все эти обстоятельства прямо или косвенно влияют на состояние центральной нервной системы.

Постнатальные факторы

Период внеутробного развития, когда ребёнок уже родился, требует пристального внимания со стороны взрослых — родителей и врачей. Необходимо следить за психическим развитием малыша, состоянием его нервной системы, особенно если имели место проблемы во время беременности и в момент рождения ребёнка.

В ряде случаев минимальная мозговая дисфункция является следствием социальной или педагогической запущенности, недостатков в воспитании и развитии детей. Если ребёнок воспитывается в неблагополучной семье, где родители не занимаются его воспитанием, развитием и образованием, высока вероятность возникновения мозговой дисфункции разных типов.

Минимальная мозговая дисфункция у ребёнка: как определить?

Минимальная мозговая дисфункция: почему возникает у ребёнка

Первые признаки дисфункции могут проявиться как после рождения малыша, так и позже — в дошкольный и школьный периоды. Сначала они могут быть незаметны для родителей, так как возникают спонтанно и не затрагивают эмоциональную сферу.

По мере взросления симптоматика или исчезает, или усугубляется. Для каждой возрастной категории характерны определённые симптомы, которые должны насторожить родителей.

Возраст до 1 года

Первые признаки минимальной мозговой дисфункции часто остаются незаметными. У ребёнка возникают проблемы со сном. Он плохо кушает, часто беспокоен и возбуждён. Гипервозбудимость влияет на работу органов желудочно-кишечного тракта, поэтому отсутствует регулярный стул. Диарея чередуется с запором, ребёнок часто срыгивает. Родители дают разные объяснения этим симптомам, никак не связывая эти состояния с нарушением функций центральной нервной системы.

Постепенно психоэмоциональные нарушения развиваются. У малыша возникают симптомы миоклонического характера:

  • он часто моргает и зажмуривает глаза;
  • его руки или шея резко дергаются;
  • возникают судороги при наклоне или повороте головы;
  • наблюдается неконтролируемое ритмичное движение конечностей.

От 1 года до 3 лет

Это возраст, когда признаки минимальной мозговой дисфункции у ребёнка могут быть заметны для родителей. Таких детей называют гиперактивными, легковозбудимыми. Причем активность связана с движением, ребёнок не может усидеть на месте. На фоне снижения или потери аппетита наблюдается медленная прибавка в весе. Развитие речи идет с запозданием, ребёнок долго не говорит.  Родители испытывают трудности при попытке обучить его каким-либо познавательным навыкам.

Малыш быстро утомляется, капризничает. Проблемы со сном не исчезают: ребёнок плохо засыпает, беспокойно спит, рано просыпается. Для 3-хлетнего ребенка характерно действовать вопреки здравому смыслу, поддавшись эмоциональным переживаниям или под воздействием внешних обстоятельств. При этом в поведении прослеживается негативизм — когда ребёнок сознательно ведёт себя не так, как ждут от него окружающие.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Наблюдая за ребёнком в игре, родители могут открыть для себя много нового. Играя с другими детьми, ребёнок с минимальной мозговой дисфункцией часто отвлекается на внешние раздражители. Если ему неинтересно, игра в тот же момент для него заканчивается.

Любое действие ребёнка сопровождается множеством хаотичных движений, часто бесполезных и ненужных в данной ситуации.

Дети с данной дисфункцией часто очень требовательны к окружающим, требуют повышенного внимания к себе. Им мешает яркий свет; для них невыносимы шумная обстановка, духота и жара.

Старший дошкольный возраст: от 3 до 6 лет

В 4-5 лет наблюдается наиболее яркая выраженность симптоматики. Ребёнок гиперактивен или, наоборот, заторможен.

Это время, когда родители стремятся подготовить детей к школе. Дети посещают детский сад и различные секции. Если есть проблемы с  центральной нервной системой, ребёнок испытывает сложности в обучении. Ему трудно читать, писать, выполнять математические действия.

В общении со сверстниками появляются проблемы. Ребёнок не умеет взаимодействовать с окружающими, так как нарушает социальные нормы поведения. Конфликтность, бескомпромиссность, нежелание идти на контакт отталкивают от ребёнка других детей. Часто он сам стремится отделиться от коллектива или претендует на роль лидера.

Минимальная мозговая дисфункция: типы

 

В медицине принято выделять несколько типов минимальной мозговой дисфункции. Классификация строится на основе симптомов, сопровождающих это состояние. В зависимости от того, с какой формой ММД мы имеем дело, проводится коррекция данного состояния.

Субнормальный тип ММД

Ребёнок практически не отличатся от здоровых сверстников. Родители могут даже не догадываться об имеющемся нарушении. Ребёнок ведёт активный образ жизни, воспринимает учебную информацию, способен к анализу и обобщениям. Но ему сложно концентрироваться на чём-то определённом, он с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо запоминает материал. Школьная нагрузка часто оказывается для таких детей непосильной, вследствие чего наблюдается сильная переутомляемость.

Если правильно распределять время для учёбы и отдыха, есть шанс к концу обучения в начальной школе восстановить и поддерживать нормальное функционирование головного мозга.

Активный тип ММД

У детей с активной формой ММД имеются проблемы с обучением в школе. Быстро утомляясь от предложенной деятельности, они отказываются от выполнения задания, останавливаясь на полпути. Снижается успеваемость и, как следствие, интерес к учёбе. Взрослые часто упрекают их в лени, в нежелании учиться. Детям необходимо делать продолжительные перерывы при обучении определённым навыкам, в течение которых они смогут восстановить работоспособность. При правильном подходе к такому ребёнку ситуация нормализуется примерно к 14-15 лет.

Астеничный тип ММД

Ребёнок плохо запоминает информацию, быстро утомляется и отказывается от неинтересной, на его взгляд, деятельности. У ребёнка плохо развито образное мышление, он с трудом воспринимает информацию на уровне представлений. Такие дети плохо учатся в школе. Неуспеваемость провоцирует формирование комплексов, заниженной самооценки, социальной дезадаптации.

Ригидный тип ММД

При сохранности интеллекта наблюдаются проблемы с речью. Замедленность, заторможенность действий, несвоевременная реакция на происходящее отличают ребёнка с ригидным типом ММД. Родителям и педагогам необходимо учитывать эти особенности детской психики, не обвинять ребёнка в лени и медлительности, иначе он вообще может «отключиться» от реальности. Симптомы ригидной ММД имеют обратимый характер, и при должном внимании со стороны взрослых ребёнок имеет шанс к восстановлению нормальной работы мозга.

Минимальная мозговая дисфункция у ребёнка: что делать родителям?

факты о мозге

Читайте также: Приглашаем вас на марафон творчества и креатива! с 27 по 31 октября 2021

Если у ребёнка наблюдаются признаки ММД, родителям необходимо знать, как правильно общаться с ним. Дети с минимальной мозговой дисфункцией требуют особого подхода со стороны взрослых: родителей, воспитателей, педагогов. Рассмотрим некоторые особенности в общении, воспитании и образовании детей с ММД.

  1. Составьте распорядок дня и придерживайтесь его. Важно, чтобы хватало времени на приём пищи, игры, прогулки, сон. Приучите малыша спать днём: это необходимо для восстановления сил. При чётком следовании режиму дня у ребёнка формируется представление о привычных действиях, которые необходимо выполнять в определённый отрезок времени.
  2. Следите за тем, что кушает ребёнок. В его рационе должна быть пища, богатая кальцием, магнием, калием.
  3. Если ребёнок плохо переносит жару, холод, длительные поездки, по возможности оградите его от этих раздражающих факторов.
  4. Готовясь ко сну, проведите некоторое время в тихой и спокойной обстановке. Рядом должны быть люди из близкого окружения малыша.
  5. Ребёнок с ММД нуждается в медикаментозном лечении. Старайтесь сделать так, чтобы приём лекарств не был для него наказанием. Можно превратить этот процесс в увлекательную игру.
  6. Замечайте, с кем общается ваш ребёнок. Хорошо, если его друзьями будут спокойные уравновешенные дети, с которыми можно играть в тихие игры.
  7. Делитесь с ребёнком своими планами. Пусть для него не будет неожиданной поездка на отдых в выходные, посещение культурных мест или приход гостей.
  8. Для малыша с ММД важно чувствовать себя успешным. Создавайте ситуации успеха для ребёнка, мотивируя его на определённую деятельность.
  9. При гиперактивности и возбужденном состоянии ребёнка используйте тактильные прикосновения. Это успокоит ребёнка, настроит на нужный лад.
  10. Окружите ребёнка теплотой и вниманием. Не ругайтесь и не выясняйте отношения при нём. Это негативно сказывается на работе центральной нервной системы. Переживания и тревоги способны лишь усугубить состояние малыша.

Как сохранить здоровье ребенка?

Все действия взрослых должны быть направлены на сохранение здоровья ребёнка и поддержание его работоспособности для успешного освоения образовательной программы в детском саду и школе.

  1. Иногда родители, пытаясь заполнить свободное время ребёнка с нарушениями развития, отдают его на занятия в различные кружки и секции. Принцип «Чем больше, тем лучше» здесь не работает. Необходимо обращать внимание на конкретные трудности в развитии и выбирать те занятия, которые способствуют коррекции этих проблем. Если выбор родителей касается посещения спортивных секций, рекомендуется выбирать те, где исключено травмирование головы.
  2. Ребёнок с ММД воспринимает только чёткие и конкретные просьбы. Формулируйте задание кратко в виде инструкции.
  3. Чтобы добиться результативности, необходимо чередовать время отдыха и обучения в соответствии с ритмами работы мозга ребёнка. Дети с минимальной мозговой дисфункцией способны обучаться в течение 8-10 минут, после чего им нужен небольшой перерыв.
  4. Самые сложные задания выполняйте в первой половине дня. К вечеру внимание рассеивается и притупляется.
  5. Правильно расставьте приоритеты: ребёнок с ММД нуждается в развитии, прежде всего, речи и мышления: недостатки в умственном развитии чаще становятся препятствием в процессе обучения.
  6. Необходимо развивать мелкую моторику для поддержания работоспособности коры головного мозга.
  7. Пусть ребёнок самостоятельно выбирает во что ему поиграть, какое задание выполнить, как отдохнуть в выходной день. Ненавязчиво направляйте этот выбор.
  8. Дайте ребёнку возможность выполнять задания в удобном для него темпе. Не обвиняйте в лени или медлительности, иначе ребёнок может замкнуться или «уйти в себя».
  9. Старайтесь избегать в общении слов с отрицательным значением («нет», «нельзя»), заменив их на менее эмоционально окрашенные выражения («Рассмотрим этот вариант», «Подумаем над тем, что ты предлагаешь»).
  10. Минимизируйте время, которое ребёнок проводит перед экраном телевизора или монитором компьютера. То же самое касается любых гаджетов.

Минимальная мозговая дисфункция: прогноз

При своевременном выявлении ММД у ребёнка возможно избежать последствий имеющейся патологии. В 50 % случаев дисфункция проходит самостоятельно по мере взросления ребёнка. Если родители уделяют должное внимание или создают благоприятный климат для обучения и развития, ребёнок полностью социализируется и ничем не отличается от детей, находящихся в пределах нормы.

Иногда заболевание проходит, но некоторые симптомы ММД могут проявляться в различных ситуациях, даже сохраняясь во взрослой жизни: импульсивность, чрезмерная активность или заторможенность действий и реакций,  закомплексованность.

Если нивелировать симптоматику ММД не удаётся в детском возрасте, она сохраняется во взрослой жизни и может вызвать серьезные проблемы.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-4348971-12", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-4348971-12", "type": "feed" }) })
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе
Добавить комментарий