Как распознать одаренного ребенка?

онлайн-школа творчества для детей

Как распознать одаренного ребенка? Дочитайте статью до конца и вы поймете: Какими качествами характера и способностями обладает одаренный ребенок. Чем он отличается от группы детей? Чем отличаются особо одаренные дети?

Как распознать одаренного ребенка? Особенности

Особенности одаренного ребенка

Одна из самых обманчивых идей заключается в том, что все родители хотят иметь одаренного ребенка. Им нужны очень умные дети. Однако, по большей части они не доверяют понятию одаренности и не знают проблем, которые могут возникнуть в результате этого. 

Каждый ребенок, приходящий в мир, уникален, и каждый несет с собой огромный потенциал, множество возможностей, среди прочего, и способности. Многие исследователи считают, что разных способностей столько же, сколько видов человеческой деятельности, а значит, каждый человек должен развивать способности на максимальном для себя уровне. Мы можем разделить человеческие способности на три типа: направленные, общие и творческие. 

Направленные — это навыки, связанные с определенной сферой деятельности: артистические, музыкальные и танцевальные навыки. Мы наблюдаем эти способности у маленьких детей. 

Дети: бесплатный чек-лист

Общие навыки — это те, которые позволяют учиться в области теоретических знаний. Дети с такими способностями проявляют лучшую память, ходят, разговаривают, читают намного раньше своих сверстников, а также имеют возможность использовать ранее изученный материал. 

Творческие способности проявляются в умении создавать новое. Большинство занятий маленьких детей носит творческий характер, и это занятие субъективно. 

Способности — это индивидуальные различия. Они означают, что с определенным объемом знаний, практикой, одинаковыми внешними условиями и одинаковой мотивацией некоторые люди выполняют определенные действия более эффективно, чем другие, в том числе быстрее учатся новому. 

Одаренный ребенок — это тот, кто умеет воспринимать проблемы и начинает решать их наиболее логичным и эффективным способом. 

У маленьких детей, помимо направленных навыков, мы также можем наблюдать лидерские качества. Такие дети пользуются большим авторитетом и послушанием среди сверстников. Другие дети пытаются «догнать» одаренных детей или подражать им. Они становятся образцом для подражания для других детей. 

Но часто бывает, что одаренный ребенок не всегда хорошо работает в группе сверстников и изолирован от группы. У него нет друзей, он живет в своем мире. Другие дети считают его «уродом», «неудачником», от которого следует держаться подальше. Поэтому в школьном возрасте способный ребенок старается быть посредственным, не выделяться, чтобы не быть объектом интереса и даже насмешек и злобы сверстников. Потому что каждый ребенок хочет иметь друзей, встречаться с ними, играть, просто быть в группе. 

Уже в дошкольном возрасте мы можем наблюдать четкие сигналы, свидетельствующие о том, что у некоторых детей способности выше среднего. 

Наиболее заметное отличие одаренных детей от остальных:

  • легкость сосредоточения на заданной проблеме надолго, а также определенная склонность к интроверсии;
  • лидерские качества;
  • умение много работать, настойчивость в обучении;
  • уверенность в себе и высокая самооценка, логическое и абстрактное мышление;
  • высокий уровень понимания содержания и восприятия взаимосвязи между е элементами;
  • большое любопытство, широкий интерес, отличная наблюдательность, богатый словарный запас;
  • математические, музыкальные и художественные навыки;
  • ранние навыки чтения и письма, способность анализировать и синтезировать;
  • легкость запоминания и воспроизведения заданного материала;
  • способность к ассоциации, стремление к открытию;
  • литературные способности, театральность. 

Однако мы должны помнить, что даже очень одаренный ребенок — это прежде всего ребенок, и ему нужно много времени и пространства, чтобы развиваться как личность. Необходимо понимать, что детям важно совершенствоваться не только интеллектуально, социально, но и эмоционально. Дети должны совершать ошибки, чтобы они могли учиться на них. 

Характеристики особо одаренных детей: 

Особо одаренные дети

Читайте также: Как навязанные в детстве роли осложняют жизнь ребёнку?

  • внимательный наблюдатель, бдительный и быстро улавливающий новое;
  • с удовольствием справляется с умственными задачами;
  • может учиться быстро и хорошо;
  • правильно использует словарный запас;
  • задает много вопросов;
  • имеет оригинальные идеи;
  • сосредоточивает свое внимание на новой информации;
  • имеет хорошую память;
  • любит читать;
  • ведет в играх с другими детьми своего возраста;
  • предлагает идеи развлечений, играя с другими;
  • рисует оригинальные рисунки, не похожие на другие;
  • любит просматривать изображения и комментировать их;
  • имеет хорошее чувство ритма и любит двигаться в такт мелодии;
  • использует выразительные движения тела, чтобы показать настроение и эмоции;
  • имеет хорошую координацию движений;
  • четко выражает концепции в речи;
  • не впадает в уныние, когда дела идут не так, как надо;
  • рано начинает читать;
  • любит решать числовые задачи;
  • хочет узнать причину явлений;
  • обладает ловкостью вручную и может манипулировать небольшими предметами. 

Одаренные дети глубоко поглощены тем, что им интересно

девочка рисует талант

Как распознать одаренного ребенка? Обратите внимание на то, чем и как ваш ребёнок занимается. Например: 

  • постоянно экспериментирует с новым;
  • предпочитает решать проблемы самостоятельно;
  • очень изобретательно находит ответы и новые способы что-то делать;
  • обладает пышной богатой фантазией и создает фантастический мир;
  • он одушевлен, когда решает проблему или делает открытие;
  • самостоятельно придумывает идеи для новых задач, не полагается все время на других;
  • демонстрирует радость жизни;
  • уверен в своей способности решить новую проблему;
  • имеет много друзей;
  • всегда стремится открыть для себя новое окружение;
  • другие видят в нем лидера;
  • придумывает оригинальные рассказы и любит их рассказывать;
  • имеет очень независимое отношение к жизни; 

Ваш ребенок будет активен, когда:

  • цель для него — закрыть и прояснить (у него есть смысл, то, что делает);
  • принимает во внимание свои потребности и интересы;
  • чувствует безопасность, право на ошибку, получает необходимую поддержку и обратную связь;
  • действия, сопровождаются чувствами и эмоциями;
  • участвует в планировании и принятии решений;
  • имеет чувство собственного достоинства (я могу это сделать);
  • учитель и группа признают его усилия и ценят их;
  • когда у него есть возможность реализовать свои собственные идеи. 
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Растём вместе