Ваш малыш находится в постоянном движении. Он неутомим, ему трудно хотя бы минутку посидеть на месте даже во время еды. Он постоянно разговаривает, сон его беспокоен. Возможно, у вас гиперактивный ребенок. Что делать родителям в этой ситуации?
- Гиперактивный ребенок — причины
- Генетические причины
- Биологические причины
- Социально-психологические причины
- Экологические причины
- Гиперактивный ребенок: как определить и на что обратить внимание?
- Симптомы физиологического характера
- Симптомы психосоциального характера
- Дефицит внимания
- Импульсивность
- Отсутствие инстинкта самосохранения
- Социальная дезадаптация
- Гиперактивный ребенок: что делать?
- Соблюдайте распорядок дня
- Научитесь взаимодействовать с ребенком
- Учите общаться
- Эмоции — под контролем!
- Нагрузка — по силам
- Сила авторитета родителей
- Заручитесь поддержкой
- Всё гениальное — просто!
- Хвалите чаще и по заслугам
- Будьте ласковы и последовательны
- Сохраняйте спокойствие в доме
Гиперактивный ребенок — причины
Гиперактивный ребенок… Этим определением характеризуется непоседливый, неусидчивый, шумный малыш, который часто конфликтует с окружающими, отличается излишней речевой и двигательной активностью. В детском саду такие дети не слушаются воспитателей, участвуют в драках, им сложно общаться со сверстниками. Нарушение распорядка дня — для них обычное явление. В школе возникают трудности с чтением, письмом, математическими вычислениями. Неадекватное поведение, повышенная возбудимость, нарушение памяти и внимания часто становятся поводом для обращения родителей к специалисту, который видит в этих симптомах признаки нарушения деятельности центральной нервной системы.
В наше время гиперактивность у детей встречается всё чаще. Современная медицина выделяет несколько причин гиперактивности.
Генетические причины
В 50% случаев гиперактивность у детей является наследственной. Если у родителей наблюдается гиперактивность, то у ребенка также может сформироваться этот синдром. Диагностика гиперактивности у других детей в семье повышает риск развития синдрома у каждого последующего ребенка.
Биологические причины
Формирование у ребенка гиперактивности связано с повреждением центральной нервной системы в период его внутриутробного развития. К факторам риска можно отнести следующие:
- осложнения в период вынашивания ребенка и при родах (кесарево сечение, гестоз, стимуляция родовой деятельности и т.д);
- хронические и инфекционные заболевания матери;
- вредные привычки будущей мамы (употребление алкоголя, наркотических средств, курение);
- приём лекарственных препаратов.
Социально-психологические причины
Риск развития у ребенка гиперактивности возрастает в ситуациях, когда в семье складывается неблагоприятный психологический климат:
- ссоры между членами семьи;
- выяснение отношений при ребенке;
- неблагополучие и низкий социальный статус семьи и т.д.
Экологические причины
Неблагоприятная экологическая обстановка часто является причиной нарушения работы центральной нервной системы:
- загрязнённость воздуха, воды;
- дефицит витаминов, макро- и микроэлементов, поступающих в детский организм;
- неполноценное питание и т.д.
Нужно заметить, что диагноз «гиперактивность» может поставить только врач-невропатолог, а задачи родителей — своевременно выявить проблему и обратиться к специалисту.
Чем раньше поставлен диагноз и начат курс лечения, тем быстрее ваш гиперактивный ребенок станет спокойнее. Симптомы проблемы сойдут на нет, и в школе ваше чадо будет более усидчивым и внимательным.
Гиперактивный ребенок: как определить и на что обратить внимание?
Гиперактивный ребенок заметен уже с рождения. Малыш постоянно плачет, мало спит, остро реагирует на любой раздражитель:
- яркий свет;
- громкие звуки;
- неожиданное прикосновение.
Во время бодрствования очень активен, требует к себе повышенного внимания.
Чаще всего симптоматика проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает общаться с другими детьми и выполнять определённые действия самостоятельно. Из-за несогласованности действий органов центральной нервной системы ребенок с трудом концентрируется на определённом действии. Отличается неусидчивостью и неконтролируемым поведением.
В периоды посещения детского сада и подготовки к школе гиперактивный ребенок испытывает трудности с социализацией и обучением. Впоследствии проблемы с обучаемостью усугубляются.
Симптоматика гиперактивности ребенка может быть обусловлена физиологическими и психосоциальными факторами.
Родителям необходимо обратить внимание на совокупность симптомов, которые лишь в комплексе могут свидетельствовать о том, что перед нами гиперактивный ребенок.
Симптомы физиологического характера
Гиперактивность неразрывно связана с особенностями деятельности центральной нервной системы. Это приводит к нарушениям в физиологическом развитии ребенка. Родителям следует обратить внимание на следующие симптомы:
- Чрезмерная физическая активность, при которой ребенок неосознанно совершает движения кистями рук и стопами, излишне жестикулирует.
- Переменчивость настроения, сопровождаемая сильной возбудимостью и активностью действий. От радостного возбуждённого состояния до плаксивости и истерики проходят считанные секунды.
- Частое моргание, глазные тики, вздрагивания, шмыганье носом, покашливание, не связанные с заболеваниями носоглотки и лёгких.
- Периодические жалобы на головные боли, которые возникают в любое время суток.
- Проблемы со стулом. Гиперактивный ребенок может страдать от недержания мочи. Это явление нередко рассматривается родителями как симптом других заболеваний.
Симптомы психосоциального характера
Особенности функционирования нервной системы откладывают отпечаток на протекание основных психических процессов. Это приводит к особому типу восприятия окружающей действительности.
Дефицит внимания
При гиперактивности наблюдается расстройство функции внимания. Гиперактивный ребенок не владеет такими навыками, как удержание, фокусирование, переключение внимания, что приводит к проблемам с обучаемостью.
Часто детей обвиняют в легкомысленности и невнимательности. Они не способны сконцентрироваться на одной задаче, неусидчивы, часто вскакивают с места, отвлекаются на внешние раздражители. Ему не просто скучно на занятиях, ему сложно находиться без физической активности в течение продолжительного времени.
Рассеянность и забывчивость для маленького непоседы — обычные явления. Он может оставить сумку с обувью в школе, забыть учебник или тетрадку, при этом ситуация часто повторяется.
У детей с гиперактивностью быстро теряется интерес к любому делу, они часто не доводят начатое до конца, избегая неинтересных и монотонных действий.
Импульсивность
Нетерпеливость и стремление всё сделать быстрее других часто приводят к тому, что ребенок совершает ошибки. Особенно это проявляется в школьный период, когда ребенку необходимо решать задачи самостоятельно. Неумение действовать по инструкции, попытки справиться с заданием преждевременно и дать ответ. И, как следствие, неправильное выполненные задачи, приводят к конфликтным ситуациям в школе, нежеланию учиться, формированию у ребенка заниженной самооценки.
Особая нелюбовь — к выполнению школьных письменных заданий. Эта работа утомляет ребенка, он делает ошибки и неаккуратно пишет. Не любит читать, так как этот навык даётся с трудом. Гиперактивным детям сложно «вписаться» в существующую классно-урочную систему получения знаний. Так как неспособность к концентрации внимания и неусидчивость снижают успеваемость и приводят к проблемам в поведении.
Отсутствие инстинкта самосохранения
Часто гиперактивный ребенок не в состоянии оценить степень опасности того или иного действия. Поэтому он идёт на риск. Часто попадает в сложные ситуации, результатами которых являются ушибы, переломы и другие проблемы со здоровьем. Нарушение причинно-следственных связей в сознании ребенка приводит к тому, что дети не могут адекватно оценить свои поступки и поступают в разрез с социальными нормами, что вызывает неприязнь со стороны окружающих.
Социальная дезадаптация
Гиперактивный ребенок испытывает проблемы в общении с окружающими людьми. Такие дети неуправляемы, физически активны и излишни эмоциональны, что всегда приводит к конфликтам со взрослыми (родителями, воспитателями, педагогами) и детьми.
Гиперактивный ребенок много разговаривает, не умеет слушать. Нередко перебивает взрослых, переключаясь с предмета разговора на другую тему. Не умеет ждать — ему нужно сразу и всё. Ему трудно соблюдать общие правила игр, он часто их нарушает, что не нравится сверстникам — партнёрам по игре. Не умеет договариваться, часто поступает так, как считает нужным.
Если у вашего ребенка присутствуют подобные черты в поведении и характере в возрасте до 7 лет, то стоит обратиться к специалисту-психологу, а после и к невропатологу. Ведь многие родители часто путают гиперактивность с особенностями темперамента, присущего холерикам.
Гиперактивный ребенок: что делать?
Если специалисты определили, что у вас растёт гиперактивный ребенок, что делать в этом случае? Как помочь малышу справиться с проблемой?
Чтобы минимизировать негативные проявления детской гиперактивности, родителям необходимо научиться взаимодействовать со своим ребенком, создав благоприятные условия для его развития, воспитания и обучения. Придерживаясь простых рекомендаций, можно добиться результатов в вопросах воспитания гиперактивного ребенка.
Соблюдайте распорядок дня
Приём пищи, занятия, сон, прогулки, — всё это должно быть каждый день в одно и то же время. Больше гуляйте с малышом на свежем воздухе. И следите за тем, чтобы подвижные игры чередовались со спокойными прогулками.
Научитесь взаимодействовать с ребенком
Родителям гиперактивных малышей необходимо научиться слышать своих непосед и правильно взаимодействовать с ними. Бесполезно поддаваться чувствам и повышать голос на своё чадо, ведь в ответ вы услышите то же самое. Общение на повышенных тонах, крики лишь усугубляют ситуацию, ведь ребенок копирует поведение родителей. Взрослым необходимо научить ребенка правилам поведения в любых ситуациях, способам преодоления истерик и капризов.
Родители должны стать добрыми помощниками, наставниками, а не противостоять малышу в его стремлениях познать мир доступным ему способом. Важно научить ребенка «слышать», отзываться на просьбы взрослых. Если что-то не получается, стараться исправить ситуацию без криков и нервов.
Учите общаться
Одна из главных проблем гиперактивных детей — неумение общаться с окружающими. Именно в этом родители должны помочь ребенку, корректируя его поведение и подсказывая, что нужно сделать в той или иной ситуации. Часто оказываясь причиной конфликта, гиперактивный ребенок испытывает стресс и напряжение.
Эмоции — под контролем!
Избегайте ситуаций, в которых ребенку приходится переживать моменты наивысшего напряжения сил и перевозбуждения. Откажитесь от слишком эмоциональных игр в пользу спокойных, простых активностей, но с обязательными элементами физических движений. Ребенку трудно усидеть на месте, поэтому двигательная активность будет как нельзя кстати.
Большие скопления людей и массовые мероприятия также могут вызвать у ребенка психоэмоциональный отклик, поэтому лучше проводить время отдыха в тихой и спокойной обстановке.
Нагрузка — по силам
Читайте также: Стоит ли заводить собаку ребёнку по первому его требованию?
Заметив у ребенка признаки гиперактивности, родители нередко пытаются направить его энергию в нужное русло, занимая всё свободное время своего чада занятиями в различных кружках и секциях. Такой подход не изменит ситуацию, а лишь усугубит её. Поскольку малыш будет переутомляться и не находить ресурсов для восстановления сил. При возрастающем напряжении велика вероятность нервного срыва.
Стоит обратить внимание на спортивные секции, где ребенок может дать выход своим эмоциям. А вот занятия командными видами спорта могут не понравиться гиперактивному малышу.
Сила авторитета родителей
Нельзя потакать капризам и истерикам ребенка. Часто родители пренебрегают этой установкой и «идут на поводу» у своего чада, выполняя его желания и требования. В ситуациях, когда гиперактивный ребенок истерит и пытается добиться своего, не лишним будет напомнить, как нужно себя вести. И ни в коем случае не следует поддаваться на эту провокацию. Строгим, уверенным и назидательным тоном объясняем правила поведения и не оправдываемся перед ребенком за свои решения.
Заручитесь поддержкой
В дошкольный период, когда гиперактивный ребенок начинает посещать детский сад, общество других детей может раздражать и будоражить нервную систему ребенка. Наряду с родителями значимыми взрослыми в этот период становятся воспитатели. Именно они могут помочь в стабилизации состояния ребенка, регулируя периоды двигательной активности, учебных занятий и отдыха, корректируя поведение и направляя процесс общения.
Во время обучения в школе желательно, чтобы педагог знал об этой особенности ребенка и мог правильно выстраивать учебный процесс, учитывая физиологические и психосоциальные факторы детской гиперактивности.
Всё гениальное — просто!
Неусидчивость и эмоциональная незрелость ребенка не позволяют ему довести начатое дело до конца. Особенно если это «дело» требует концентрации внимания и предполагает мыслительную деятельность. Разделите процесс выполнения задания на несколько этапов, которые не должны быть сложными. Выполнив одно задание, переходите к следующему, отмечая результаты работы. Ребенку важно почувствовать успех, чтобы закончить начатое.
Хвалите чаще и по заслугам
Чтобы мотивировать ребенка на дальнейшие действия, необходимо придать ему уверенности в собственных силах. Отмечайте положительные моменты в действиях ребенка, отмечая позитивные изменения в его поведении. Вместе обсуждайте неудачи и стремитесь, чтобы ошибки не повторялись.
Будьте ласковы и последовательны
Ребенок очень нуждается в родительской ласке, а гиперактивный ребенок должен получать её вдвое больше. Тактильные прикосновения оказывают благоприятное воздействие на малыша, успокаивают нервную систему и снимают напряжение. Нежные поглаживания, массаж, лёгкие объятия — это то, что ребенок любит и воспринимает положительно.
Сохраняйте спокойствие в доме
Спокойная обстановка в семье играет не последнюю роль в терапии. Создайте благоприятный климат дома, исключив ссоры и выяснения отношений. У ребенка должно быть личное пространство, «свой уголок», где он может побыть в одиночестве, если это понадобится. Избегайте шумных компаний и громких разговоров. Это отрицательно сказывается на работе нервной системы ребенка.
Гиперактивность — это не приговор, а особое психическое состояние ребенка, над которым можно и нужно работать. Прежде всего, необходимо выяснить причину гиперактивности. Если врач-невролог назначит курс лечения — массажи, лекарственные препараты или определенный режим дня — нужно стараться выполнять все указанные рекомендации.
Сидяева Кристина Вениаминовна
Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец
творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»