Как определить интеллектуальные способности? Что делать, если интеллект ребёнка ниже среднего? Какие мероприятия способны помочь малышу? Осмотренных в клинике детей с интеллектом ниже среднего называют «серой зоной».
Хотя познавательные способности этих детей сильно ограничены, они не имеют права на специальное образование и поэтому должны выполнять те же задачи, что и их более способные сверстники. Поэтому роль клиники в поддержке этих детей, формировании их среды, выборе занятий и терапии очень важна. Без помощи они не только не будут использовать свой недооцененный интеллектуальный потенциал, но и их интеллектуальная эффективность, возможности развития и приобретения навыков и знаний, необходимых для жизни в окружающем мире, будут значительно ограничены.
- Как определить интеллектуальные способности? Тест IQ
- Интеллект ребёнка ниже среднего: характерная черта
- Вспомогательные мероприятия
- Интеллект ребёнка ниже среднего: рекомендации
- Мероприятия
- Противодействие дисфункциональному поведению
- Интеллект ребёнка ниже среднего: внешние экзамены
- Поддержка учителей и родителей
Как определить интеллектуальные способности? Тест IQ
Тест IQ предназначен для определения интеллектуальных способностей ребёнка. Это позволяет предсказать, чего он может достичь в жизни. Учащиеся проходят обследование в основном для поддержки их развития и создания условий для роста таким образом, чтобы полностью использовать врожденный потенциал.
По разным данным, более десятка процентов населения имеет IQ ниже среднего. Таких детей в каждой группе по двое-трое.
Согласно тесту Векслера, их IQ достигает от 84 до 70 баллов. Хотя все они имеют очень ограниченные интеллектуальные возможности, они не являются однородной группой, их развитие определяется разными факторами.
- В первую группу входят дети, трудности в развитии которых являются следствием педагогического пренебрежения. Выросшие в неблагоприятных экономических, эмоциональных или социальных условиях, они лишены стимулов, влияющих на их когнитивное развитие. Они не полностью используют свой интеллектуальный потенциал в процессе развития. Как следствие, в тестах интеллекта достигаются низкие общие значения. Из-за того, что врожденный потенциал достаточно высок, эти дети имеют хороший темп обучения, и благодаря соответствующим дидактическим и образовательным взаимодействиям они могут быстро наверстать отставание в развитии.
- Вторая группа — это дети с медленным, но правильным течением познавательных процессов. Это ученики, которым нужно больше времени для выполнения поставленных перед ними задач. Следовательно, в тестах с ограничением по времени они получают заниженную оценку по сравнению с фактическим IQ.
- В третью группу входят дети, у которых общий результат теста интеллекта понижен из-за частичного или фрагментированного дефицита психомоторного развития. Для них характерно дисгармоничное психическое развитие.
- Следующая группа — это дети, реальный интеллектуальный уровень которых ниже нормы, но благодаря интенсивной стимуляции окружающей средой и хорошей механической памяти они могут добиться ложного результата при изучении интеллекта.
- Последняя группа — это дети с уровнем интеллекта значительно ниже среднего. Эти дети по всем шкалам теста интеллекта Векслера получили результаты ниже среднего.
Интеллект ребёнка ниже среднего: характерная черта
Учащиеся с IQ ниже среднего характеризуются чертами, которые вызывают и усугубляют школьные неудачи. Их проблемы очень разнообразны и для каждого они приобретают индивидуальный характер. Они возникают, в том числе, в результате частичных и фрагментарных нарушений психомоторного развития, которые являются результатом минимальных структурных изменений центральной нервной системы.
- Дефицит проявляется в первую очередь в концептуальном и вербальном мышлении, и поэтому мышление этих детей даже с течением возраста отличается специфичностью.
- Кроме того, они имеют заниженную категоризацию и обобщение, что замедляет темп работы в процессе обучения.
- Им также сложно внутренне организовать вновь приобретенные знания и интегрировать их с существующими, а также обобщить и использовать их в различных областях.
- Поскольку эти дети плохо умеют отличать важные черты от несущественных, они запоминают большие объемы материала, не понимая их содержания. Следовательно, они требуют большего количества повторений и методов работы с учетом их индивидуальных потребностей.
- Низкий интеллектуальный уровень также влияет на образовательные проблемы, которые порождают ригидность мышления, низкую независимость и отсутствие критики.
Вспомогательные мероприятия
Особого внимания требуют дети с IQ ниже среднего. Адекватная поддержка может помочь им функционировать на удовлетворительном уровне в зрелом возрасте, продолжить изученную профессию и стать независимыми. Чтобы поддержать ребёнка, следует запланировать вспомогательные мероприятия и представить их родителям после обследования для диагностики. В заключении должны быть подробно описаны проблемы и отмечены действия, которые должны предпринять родители дома и учителя в школе. Важным элементом перед началом работы с ребёнком является точное определение условий корректировки методов, форм работы и предъявляемых к нему требований.
Интеллект ребёнка ниже среднего: рекомендации
Рекомендации по работе с ребёнком — очень важный элемент
- Медленный темп мышления — регулировка количества обрабатываемого материала путем его уменьшения в соответствии с восприимчивыми способностями ребёнка и увеличения рабочего времени, например во время тестов.
- Быстрая забывчивость — Частое повторение разработанного материала и возврат к обработанному содержанию. Запрос и проверка материала небольшими партиями.
- Конкретно-образное мышление — Решение задач по конкретному материалу.
- Маленькая независимость мышления — Постоянно слежка за тем, чтобы ученик понял задачу и свою роль в ее выполнении. Систематическая поддержка ребёнка в его мыслительном процессе, объединение его рассуждений и направление его на правильный путь. Добавление к задаче дополнительных пояснений по мере необходимости.
- Нет критического мышления — Побуждение пересмотреть условия задачи. Поиск вместе с ребёнком различных указаний и аргументов, необходимых для ее решения.
- Жесткость мышления — Поиск вместе с ребёнком различных решений поставленных перед ним задач. Поощрение поиска аргументов, подтверждающих точку зрения.
Мероприятия
Частичные и фрагментированные нарушения психомоторного развития требуют терапевтических и компенсаторных мероприятий. В зависимости от потребностей и возможностей дети должны пройти занятия с педагогом и логопедом. Поскольку у учащихся с интеллектуальными нарушениями часто наблюдается нарушение сенсорной интеграции, им следует, по возможности, участвовать в этой деятельности.
Инновационная терапия, разработанная для детей с задержкой речевого развития, дефицитом внимания и нарушениями слухового восприятия, — это индивидуальная стимуляция слуха. Биологическая обратная связь — еще один метод, который успешно применяется для детей с медленным темпом работы. Во избежание отставания в обучении, усугубляемого школьным дефицитом, учеников с пониженным интеллектуальным потенциалом следует включать в коррекционные классы.
Вышеупомянутые занятия важны для обсуждаемой группы детей не только потому, что они компенсируют их образовательные недостатки, устраняют недостатки в развитии и поддерживают процесс обучения, но также повышают их самооценку и мотивируют их продолжать работать.
Поскольку у детей с низким интеллектом возникают проблемы не только с получением знаний, но и с их обработкой и интеграцией, им нужно больше времени для этого процесса. Слишком много раздражителей из-за накопления активности вызывает нарушение процесса. Поэтому, хотя этим ученикам требуется стимуляция, выбор терапии должен быть обдуманным и ограниченным. Время вне обязательных занятий должно обеспечивать интеллектуальное развитие, но также должно быть время для игр, общения со сверстниками и приобретения социальных навыков, которые также важны для зрелого функционирования.
Противодействие дисфункциональному поведению
Дети с интеллектом ниже среднего из-за дефицита мыслительного процесса, а также низкой внутренней мотивации и низкой самооценки часто проявляют дисфункциональное поведение.
Неспособные удовлетворить требования более интеллектуально сформированных детей, они легко скатывабтся к неблагополучным группам сверстников. Они предпринимают деструктивные, предосудительные и часто незаконные действия, тем самым повышая свою низкую самооценку. Поэтому в процессе обучения никогда нельзя сравнивать этих детей с их более талантливыми одноклассниками. Для них разумно развиваться в своем собственном темпе, приобретая знания и навыки, которые позволяют им правильно функционировать в обществе. Чрезвычайно важно ценить их вклад в процесс обучения, а не полагаться только на его результаты. Это мотивирует их прилагать дальнейшие усилия.
У детей с низким интеллектом преобладает внешняя мотивация. Поэтому в учебном процессе нужно использовать как можно больше положительных подкреплений. Назначенные призы могут быть в виде похвалы, рукопожатия, поощрительной улыбки со стороны учителя или более осязаемыми, например, в
виде наклейки. Родители могут вознаградить своего ребёнка за выполнение задания, например, уделив ему больше внимания и времени, играя вместе, организуя поездку на велосипеде или вместе печь торт.
Если интеллект ребёнка ниже среднего, то его следует интегрировать в конструктивную группу сверстников. Для этого можно использовать его индивидуальные таланты, например, моторику, которые часто присутствуют у мальчиков, и включить их в занятия спортивного кружка.
Другим решением может быть молодежное движение, например, принадлежность к скаутской группе. Терапию следует назначать ребёнку, который уже демонстрирует агрессивное поведение. Хороших результатов можно добиться за счет его характера, например, с помощью Тренинга противодействия агрессии (ART).
Интеллект ребёнка ниже среднего: внешние экзамены
Читайте также: Психология цвета в детском рисунке, или Каким цветом рисует ребёнком
Дети с интеллектом ниже среднего, несмотря на многочисленные недостатки, которые они представляют, не имеют права изменять формы и условия работы во время внешних экзаменов. Это очень вредно для них, так как их работа оценивается наравне с детьми, у которых нет проблем, влияющих на их образовательный процесс. Поэтому разумно обсудить с родителем, есть ли, помимо низкого интеллекта, другие факторы, которые могут повлиять на применение индивидуального подхода во время экзаменов. Одним из них может быть заболе
вание, и в этом случае условия корректируются на основании медицинской справки. Заключение педагогического совета может способствовать созданию индивидуальных условий для ребёнка, если в данном учебном году ребёнку была оказана психологическая и педагогическая помощь в школе в связи с нарушением языкового общения.
Поддержка учителей и родителей
Ребенок с интеллектуальным потенциалом ниже среднего, получивший всестороннюю поддержку, может получить профессию и, по мнению общества, быть надежным работником. Лишенные помощи, с низкой самооценкой — потенциальное бремя для сообщества, в котором они живут. Поэтому понимание его потребностей и поддержка его развития является приоритетом для его семьи, учителей и воспитателей.
Чтобы понять специфику нарушений и вытекающие из них потребности, сотрудникам клиники необходимо организовать обучение в этой области. Они должны охватывать весь профессиональный персонал школы. Передавая в школу мнение о конкретном ученике, с согласия родителей следует обратить внимание педагога или воспитателя на особо важные аспекты.
Также необходимо продемонстрировать стремление объяснять концепции, которые непонятны учителю. Лекции для родителей требуют тщательной подготовки. Имена детей с интеллектуальными проблемами не могут быть раскрыты им. Соответствующий акцент следует сделать на корректировке требований, что всегда беспокоит и непонятно в группе учеников. Кажется разумным, чтобы лектор был доступен и после окончания лекции, чтобы родители, обеспокоенные развитием своих детей, могли проконсультироваться со специалистом по поводу своих проблем.