Кризис трёхлетнего возраста — как проявляется и что делать родителям, чтобы помочь малышу справиться. Второй в жизни кризис человека наступает по достижении трёх лет. Значение новообразований этого возраста трудно переоценить: в два года перед нами ещё маленький, пухлый забавный малыш.
А в три – уже вполне самостоятельный человечек, настоящая личность. И эта личность требует – и вполне заслуженно! – уважения и серьёзного отношения.
Кризис трёхлетнего возраста: «Я сам!»
Кризис трёхлетнего возраста известен многим родителям как кризис: «Я сам!» Действительно, основным новообразованием периода является приобретение самостоятельности.
В случае отрицательного влияния на ребёнка он вырастает зависимым, капризным, хитрым.
При положительном прохождении кризиса малыш приобретает уверенность в собственных силах и самоуважение.
Происходит идентификация себя как мальчика или девочки
К трём годам происходит идентификация себя как мальчика или девочки. Именно с этого возраста развитие детей разного пола будет отличаться, разойдутся и интересы.
Девочки будут считать своим долгом вертеться на кухне и примерять украшения. А мальчики всерьёз займутся машинками и конструктором.
Есть по этому поводу смешной анекдот: мама предложила дочке включить игру на компьютере, на что получила ответ: «Иди на кухню, а это папина работа!»
Идентификация себя с определённым полом неимоверно важна. Пока она носит признаки внешнего различия, и стремление ребёнка подчеркнуть свой половой признак нужно всячески поддерживать.
К трём годам просыпается желание помогать родителям
К трём годам просыпается и желание помогать родителям везде, даже когда старшие не очень-то этого желают. Что ж, это означает только одно:
- необходимо снова набраться терпения и быть готовым быстро убрать разбитую чашку;
- вытереть рассыпанную муку;
- или поискать детали тщательно разобранного любимым чадом велосипеда.
Конечно, выражать недовольство явными проделками необходимо. Допустимо и наказание – но только за данный конкретный проступок! Наказание произведено – и больше ни слова о проступке.
А для того, чтобы направить кипучую энергию ребёнка в нужное русло, необходимо придумывать ему самые разные поручения. Можно совместно крутить на мясорубке помидоры для томата, копать землю, собирать яблоки и малину – да можно делать практически всё! Это полезно для ребёнка, весело (хоть и слегка хлопотно) для взрослого и просто великолепно для семьи в целом!
Кризис трёхлетнего возраста: чрезмерная опека
Особое внимание стоит обратить на детей болезненных. Независимо от того, слаб ли ребёнок физически или имеет некоторые (незначительные) психические отклонения. Родителям свойственно совершать одну и ту же ошибку: они начинают оберегать чадо от любых нагрузок и дел.
И как же ему развиваться?
Ведь ребёнок не догадывается о своём дефекте. Он воспринимает себя абсолютно нормальным. А взрослые своей гиперопекой лишь подчёркивают его особенность.
В конечном счёте получается дополнительный дефект – задержка психологического развития. У детей формируется стойкая неуверенность в себе. А более сильные личности начинают бунтовать, демонстрируя постоянное непослушание и агрессивное поведение.
Не стоит забывать, что, чрезмерно оберегая и опекая детей, мы готовим им ловушку: ведь дети в массе своей довольно жестоки по отношению к тем, кто не может за себя постоять.
Ребёнок идёт в детский сад и попадает в ситуацию постоянной непопулярности у сверстников. Он вынужден либо отдаляться от них, что ещё более отрицательно сказывается на развитии, либо постоянно доказывать своё право быть и считаться достойным их общества. Такие навыки приобретаются порой весьма сложно.
Вывод из всего вышесказанного один
Читайте также: Что делать, если у ребёнка проблемы с концентрацией внимания
Если ребёнок не дотягивает до нормы в том или ином отношении, позвольте ему помогать вам, учиться, играть на грани его возможностей и даже чуть за гранью. Такую систему в отечественной психологической школе принято называть «зона ближайшего развития».
Родители сегодня делают совместно с ребёнком то, что завтра он будет делать самостоятельно. Задания усложняются, нагрузки тоже. Каждый день. То есть взрослые не оберегают малыша, а, напротив, нагружают его даже больше, чем нормально развивающегося ребёнка – конечно, в соответствии с его возможностями. Успех гарантирован – давно доказано, что именно поддержка близких людей и их вера в ребёнка помогает преодолевать даже весьма значительные отклонения в развитии.
Любить – не значит жалеть, а значит поддерживать и помогать.