Как распознать одаренного ребенка? Дочитайте статью до конца и вы поймете: Какими качествами характера и способностями обладает одаренный ребенок. Чем он отличается от группы детей? Чем отличаются особо одаренные дети?
Как распознать одаренного ребенка? Особенности
Одна из самых обманчивых идей заключается в том, что все родители хотят иметь одаренного ребенка. Им нужны очень умные дети. Однако в большинстве случаев они не очень понимают, что значит одаренный ребенок. И не знают какие проблемы, могут возникнуть в результате этого желания.
Каждый ребенок, приходящий в мир, уникален. И каждый несет с собой огромный потенциал, множество возможностей, и способности. Многие исследователи считают, что разных способностей столько же, сколько видов человеческой деятельности. А значит, каждый человек должен развивать способности на максимальном для себя уровне.
Какими бывают способности
Мы можем разделить человеческие способности на три типа:
- направленные;
- общие;
- и творческие.
Направленные — это навыки, связанные с определенной сферой деятельности: артистические, музыкальные и танцевальные навыки. Мы наблюдаем эти способности у маленьких детей.
Общие навыки — это те, которые позволяют учиться в области теоретических знаний. Дети с такими способностями проявляют лучшую память, начинают ходить, разговаривать и читать намного раньше своих сверстников. А также имеют возможность использовать ранее изученный материал.
Творческие способности проявляются в умении создавать новое. Большинство занятий маленьких детей носит творческий характер, и эти занятия имеют субъективный характер.
Способности — это индивидуальные различия. Они означают, что с определенным объемом знаний, практикой, одинаковыми внешними условиями и одинаковой мотивацией некоторые люди выполняют определенные действия более эффективно, чем другие, в том числе быстрее учатся новому.
Одаренный ребенок — это тот, кто умеет воспринимать проблемы и начинает решать их наиболее логичным и эффективным способом.
Лидерские качества
У маленьких детей, помимо направленных навыков, мы также можем наблюдать лидерские качества. Такие дети пользуются большим авторитетом и послушанием среди сверстников.
Они становятся образцом для подражания для других детей. Другие дети пытаются «догнать» одаренных детей или подражать им.
Но часто бывает, что одаренный ребенок не всегда хорошо работает в группе сверстников и изолирован от группы. У него нет друзей, он живет в своем мире. Другие дети считают его «уродом», «неудачником», от которого следует держаться подальше.
Поэтому в школьном возрасте способный ребенок старается быть посредственным, не выделяться, чтобы не быть объектом интереса и даже насмешек и злобы сверстников. Потому что каждый ребенок хочет иметь друзей, встречаться с ними, играть, просто быть в группе.
Уже в дошкольном возрасте мы можем наблюдать четкие сигналы, свидетельствующие о том, что у некоторых детей способности выше среднего.
Наиболее заметное отличие одаренных детей от остальных:
- легкость сосредоточения на заданной проблеме в течение длительного времени, а также определенная склонность к интроверсии;
- лидерские качества, уверенность в себе и высокая самооценка;
- умение много работать, настойчивость в обучении;
- математические способности, а также логическое и абстрактное мышление;
- высокий уровень понимания содержания и восприятия взаимосвязи между элементами;
- большое любопытство, широкий интерес, отличная наблюдательность, богатый словарный запас;
- ранние навыки чтения и письма, способность анализировать и синтезировать;
- легкость запоминания и воспроизведения заданного материала;
- способность к ассоциации, стремление к открытию, литературные способности;
- музыкальные и художественные навыки.
Однако мы должны помнить, что даже очень одаренный ребенок — это прежде всего ребенок. И ему нужно много времени и пространства, чтобы развиваться как личность. Необходимо понимать, что детям важно совершенствоваться не только интеллектуально, социально, но и эмоционально. Дети должны совершать ошибки, чтобы они могли учиться на них.
Характеристики особо одаренных детей:
Читайте также: Как распознать и воспитать талант у своего ребёнка?
- внимательный наблюдатель, бдительный и быстро улавливающий новое;
- с удовольствием справляется с умственными задачами;
- может учиться быстро и хорошо;
- правильно использует словарный запас, рано начинает читать;
- задает много вопросов;
- имеет оригинальные идеи;
- сосредоточивает свое внимание на новой информации;
- имеет хорошую память, любит читать;
- ведет в играх с другими детьми своего возраста;
- предлагает идеи развлечений, играя с другими;
- рисует оригинальные рисунки, не похожие на другие;
- любит просматривать изображения и комментировать их;
- имеет хорошее чувство ритма и любит двигаться в такт мелодии;
- использует выразительные движения тела, чтобы показать настроение и эмоции;
- имеет хорошую координацию движений;
- четко выражает концепции в речи;
- не впадает в уныние, когда дела идут не так, как надо;
- любит решать числовые задачи;
- хочет узнать причину явлений;
- обладает ловкостью вручную и может манипулировать небольшими предметами.
Одаренные дети глубоко поглощены тем, что им интересно
Как распознать одаренного ребенка? Обратите внимание на то, чем и как ваш ребёнок занимается. Например:
- постоянно экспериментирует с новым;
- предпочитает решать проблемы самостоятельно;
- очень изобретательно находит ответы и новые способы что-то делать;
- обладает пышной богатой фантазией и создает фантастический мир;
- он одушевлен, когда решает проблему или делает открытие;
- самостоятельно придумывает идеи для новых задач, не полагается все время на других;
- демонстрирует радость жизни;
- уверен в своей способности решить новую проблему;
- имеет много друзей;
- всегда стремится открыть для себя новое окружение;
- другие видят в нем лидера;
- придумывает оригинальные рассказы и любит их рассказывать;
- имеет очень независимое отношение к жизни;
Ваш ребенок будет активен, когда:
Читайте также: Как навязанные в детстве роли осложняют жизнь ребёнку?
- принимает во внимание свои потребности и интересы;
- чувствует безопасность, право на ошибку, получает необходимую поддержку и обратную связь;
- действия, сопровождаются чувствами и эмоциями;
- участвует в планировании и принятии решений;
- имеет чувство собственного достоинства (я могу это сделать);
- учитель и группа признают его усилия и ценят их;
- когда у него есть возможность реализовать свои собственные идеи.