Если два предыдущих кризиса проходили при непосредственном участии и контроле со стороны родителей, то кризис семи лет – это первый «социальный» переломный момент. Ребёнок идёт в школу.
Кризис семи лет — особенности
Меняется всё: его окружение, требования, распорядок дня, но главное – сменяется его социальный статус. Целый день малыш слышит одну и ту же фразу: «Ты уже взрослый – уже в школу ходишь!» И самое главное в этот период не отбить желание быть взрослым. Потому что порой фраза такого рода звучит как приговор – нет времени на игрушки, нельзя спать днём (раньше и не хотелось – а теперь так здорово!), нужно делать то, что нужно, а не то, что хочется.
Да, малыш стал взрослее. Но ещё до 10 лет ведущей деятельностью для него остается игровая. Он учится, выполняет задания – но только лишь для того, чтобы наконец получить заветное время для любимых машинок, кукол и компьютерных «стрелялок». Игры становятся сложнее, но они всё же остаются играми.
А внешний мир давит: надо учиться, это важно, это нужно, плохо, если задание не выполнено. Кому важно? Кому нужно? Малыш пока не понимает важности образования для успешной жизни в будущем. И поймёт только лет через 5-6, не раньше.
Как помочь ребёнку справиться с внутренним конфликтом
Для того чтобы помочь ребёнку справиться с этим вполне недетским внутренним конфликтом, нужно очень внимательно организовать своё время и время малыша.
Если уж он взрослый — то должны появиться не только обязанности, но и приятные моменты. Например, ребёнок может посмотреть в субботу телевизор до 10 часов вечера, или самостоятельно отправиться погулять. Можно придумать массу «взрослых» поощрений.
Обязательно необходимо позаботиться о режиме заранее. Уже за месяц до школы малыш должен вставать раньше (как мама и папа). Выполнять определенные обязанности по дому.
Вообще подготовка к школе должна быть обставлена как таинство, как посвящение во взрослую, пусть и сложную, но очень интересную жизнь. Единственное желание, которое у ребёнка не пропадает – это быть «как мама и папа».
Вот на этом стремлении подражать и нужно сыграть. Начать общаться как с равным, давать серьёзные поручения. Вообще всячески показывать своё доверие. Пусть новая социальная роль будет для ребёнка тем, чего он ждал всё время в детском саду – первой ступенькой взрослости.
Чувство потерянности и одиночества
Читайте также: Кризис трёхлетнего возраста
Как ещё проявляется кризис изменения социального статуса? Чувством потерянности, одиночества.
В детском саду дети находятся под постоянным наблюдениям взрослых, в школе же от них требуют большой самостоятельности. Поэтому для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть внутреннюю тревожность, необходимо всячески поддержать его в первые недели посещения школы. Взять отпуск, вечером активно играть и привлекать к совместной деятельности.
Вообще игровая деятельность с ребёнком 7 лет может стать увлекательным времяпрепровождением для всех членов семьи. Можно также начать совместное рукоделие – всё та же игра, но уже для взрослых.
Кризис семи лет и общение с ровесниками
Важно также отметить, что в возрасте 7 лет особое место в процессе формирования самосознания ребёнка занимает его способ общения с ровесниками.
На формирование самооценки ребёнка огромное влияние оказывает:
- положение в детском коллективе;
- наличие хороших друзей;
- принятие роли товарища, партнёра по играм.
Родителям важно знать о том, каковы отношения дочери или сына с одноклассниками, поддерживать любимое чадо и помогать в решении конфликтных ситуаций. Малыш только начинает учиться правильно общаться с окружающими людьми, ему не хватает знаний и опыта.
Кризис самосознания пройдёт гораздо более спокойно, если родители будут регулярно помогать ребёнку последовательно и осознанно приобретать авторитет в детском коллективе.