Ребёнок впервые в жизни берёт в руки карандаш или ложку. И вот спустя некоторое время родители замечают, что всё чаще он обращается к левой руке. Ему удобнее рисовать, держать ложку, протягивать для рукопожатия левую руку. Как бы родители не стремились изменить ситуацию, ребёнок упорно стоит на своём. Это значит, что в семье растёт ребёнок-левша. Как воспитывать и на что обратить внимание родителям? Есть ли повод для беспокойства?
Кто-то пытается переучивать кроху, как только заметил эту особенность. А кто-то пытается помогать ребёнку, если он испытывает проблемы в обучении и общении со сверстниками. В любом случае такой малыш требует особого отношения и такта со стороны взрослых.
- Леворукость и левшество
- Ребёнок-левша: причины леворукости
- Генетическая предрасположенность
- Вынужденная леворукость
- Ребёнок-левша: как работает мозг
- Отличия левши от правши
- Ребёнок-левша: нужно ли переучивать?
- Ребёнок-левша: советы и рекомендации родителям
- Как не стоит вести себя с ребёнком-левшой?
- Как взаимодействовать с ребёнком-левшой и сделать его успешным?
Леворукость и левшество
В психологии есть понятия «леворукость» и «левшество». Если мы говорим о том, что у ребёнка ведущей является левая рука, то речь идёт о леворукости. Левшество — это термин, которым определяется тип мозговой организации, когда задействована не только левая рука, но и другие части тела (левый глаз, левая нога). Не всегда эти понятия совпадают. Рассматривая особенности личности леворуких малышей, мы будем говорить об этих понятиях, как о синонимичных явлениях.
Родителям левшей важно помнить, что их ребёнок отличается от праворуких детей. И обучать его по образовательным школьным программам нужно с учётом особенностей его психики.
Ребёнок-левша: причины леворукости
Существует несколько причин развития леворукости у ребёнка, от которых зависит формирование его личности. Их можно разделить на 2 группы: генетическая предрасположенность и вынужденная леворукость.
Генетическая предрасположенность
Чаще всего ребёнок наследует левшество от родителей. Если у одного родителя ведущей во всех видах деятельности является левая рука, то в 90 % случаев ребёнок унаследует эту особенность. Генетическое левшество не следует считать отклонением в развитии. Это всего лишь один из способов восприятия ребёнком окружающей действительности.
Вынужденная леворукость
Выбор ребёнком левой руки в качестве ведущей обусловлен несколькими факторами:
- Поражение части мозга (левого полушария) как следствие травмы, болезни или нарушения внутриутробного развития.
- Травма правой руки, вследствие которой ребёнку сложно выполнять действия этой рукой.
- Результат подражания людям (членам семьи, родственникам, друзьям, сверстникам), которые находятся в близком окружении малыша.
- Псевдолеворукость — способность ребёнка одинаково успешно владеть правой и левой руками. При этом нельзя говорить о том, что ребёнок левша или правша, так как одни и те же действия он способен выполнять и той, и другой рукой.
Ребёнок-левша: как работает мозг
Первые несколько лет жизни ребёнок может выполнять действия обеими руками: он рисует, держит ложку, ножницы то правой, то левой рукой. При этом выбор руки происходит неосознанно, ребёнок одинаково владеет и той, и другой.
Родители 3-4-летнего малыша уже могут определить, какая рука является ведущей у ребёнка. В этом возрасте у ребёнка устанавливается доминантность одного из полушарий головного мозга, о чём свидетельствует определение ведущей руки для выполнения простых действий.
У левши мозг функционирует иначе, чем у праворуких малышей. Каждое полушарие выполняет свою функцию. Доминантность полушарий влияет на то, какая рука будет ведущей.
У ребёнка-левши мозг устроен таким образом, что доминантным является правое полушарие. Это значит, что действиями ребёнка управляет правое полушарие, которое отвечает за образное мышление, воображение и пространственные способности. Правое полушарие отвечает за эмоциональность и интуитивное мышление. Левши обрабатывают информацию одновременно обоими полушариями, и при движении левой рукой мозг активизируется также в обоих полушариях.
Именно эти особенности функционирования мозга, когда активизируется правое полушарие, и определяют психологические черты личности ребёнка-левши.
Отличия левши от правши
Ребёнка-левшу нельзя назвать противоположностью ребёнка-правши. Левшество — это не изъян или плохая привычка. Это особое устройство головного мозга ребёнка, которое определяет его взаимоотношения с миром.
Леворукие малыши отличаются от сверстников-правшей в следующих характеристиках:
- У левши хорошая ориентация в пространстве. Ребёнок-левша более подвижен и лучше владеет собственным телом. Такие дети успешны в хореографии, в спортивных дисциплинах и тех видах активностей, которые требуют движения и физической подготовки.
- Дети-левши очень эмоциональны и ранимы. Особая впечатлительность делает их уязвимыми для внешних раздражителей. Они ранимы и воспринимают события близко к сердцу.
- Левши испытывают трудности в деятельности, которая включает в себя элементы самоконтроля. Им легче подчиниться правилам и установкам, чем самим контролировать свое состояние или действия.
- Ребёнок-левша часто испытывает сложности с задачами, которые ориентированы на логическое мышление и последовательность изложения фактов и событий.
- Доминирующее правое полушарие у детей-левшей позволяет им воспринимать увиденное целостно, без конкретных деталей.
- В отличие от правшей у леворуких малышей отлично развита фантазия. Они без труда сочиняют различные истории, сказки, придумывают оправдания и всегда находят выход из сложившейся ситуации.
Ребёнок-левша: нужно ли переучивать?
Ещё несколько десятилетий назад многих детей, которые пишут левой рукой, родители пытались переучивать. В настоящее время это считается ошибочным мнением, так как психика ребёнка испытывает стресс. В этом случае приходится иметь дело не только с тем, чтобы научить ребёнка управлять другой рукой, но и оказать влияние на работу мозга.
Даже если у ребёнка-левши получится стать правшой, это скажется на его психическом развитии, и ему сложнее будет справляться с повседневными делами и выполнять учебные действия.
Дети, у которых ведущим является правое полушарие, при переучивании могут испытывать трудности в речевом развитии (нарушается темп и ритм речи, формируется заикание); в эмоциональном состоянии (появляются вспыльчивость, раздражительность, беспокойство и стеснительность). Ребёнок плохо засыпает, беспокойно спит. Часто отказывается от еды, имеет плохой аппетит.
Со временем у ребёнка может ухудшиться здоровье, появляются неврологические проблемы. У переученных левшей наблюдаются следующие состояния:
- Энурез (недержание мочи).
Беспокоит малыша по ночам. Неприятное событие приводит к тому, что ребёнок испытывает чувства стыда, вины. Он замыкается в себе, боится признаться родителям в случившемся.
- Невроз астенический.
Ребёнок не способен сосредоточиться на каком-либо деле, быстро утомляется и его работоспособность уменьшается. Его очень трудно «растормошить» и увлечь учебной деятельностью.
- Синдром навязчивых состояний.
Стремясь отучить ребёнка от левшества, родители заставляют его выполнять все манипуляции правой рукой. В силу особого психического состояния ребёнку сложно адаптироваться в новых для него обстоятельствах, и у него часто не получается то, что просят взрослые. Родители обвиняют его в том, что он не слушается и всё делает наоборот. Таким образом, они воспитывают в нём комплекс неполноценности и чувство вины. Ребёнок теряет веру в себя, уверенность в собственных силах, что сказывается на всех сферах его жизни: социальной, эмоциональной, психической.
- Невротические проявления.
Ребёнок неосознанно совершает невротические движения: облизывает губы, часто мигает, морщится, чешет нос или глаза. Родители не придают особого значения этим явлениям, но эти действия учащаются, если ребёнок напряжен, нервничает или устал.
Ребёнок-левша: советы и рекомендации родителям
Сложившийся в прошлом стереотип восприятия леворукости как приговора или изъяна ещё несколько назад приводил к тому, что родители массово стремились переучить ребёнка и научить его писать и выполнять действия правой рукой. У ребёнка часто не получалось, взрослые раздражались и настаивали на своём, тем самым нанося своему чаду непоправимый вред.
Со временем отношение родителей к леворукости ребёнка поменялось, и теперь взрослые не стремятся во что бы то ни стало изменить природу ребёнка.
Как воспитывать и на что обратить внимание родителям ребёнка-левши, чтобы он рос успешным и не испытывал трудностей в обучении и взаимодействии с другими людьми? Именно эти вопросы волнуют современных родителей, которые растят леворуких малышей.
Как не стоит вести себя с ребёнком-левшой?
В современной психологии принято говорить о типичных ошибках родителей, воспитывающих ребёнка-левшу. Именно неправильные установки взрослых формируют личность ребёнка и влияют на его социальную адаптацию.
- Сожаление о том, что ребёнок — левша. Ни в коем случае не жалуйтесь на то, что ваш ребёнок пишет левой рукой. Вы не должны сомневаться в его способностях и давать ему повод думать о том, что с ним что-то не так.
- Стремление научить ребёнка управлять правой рукой. Попытка переучить малыша приведёт лишь к тому, что ребёнок будет испытывать трудности в освоении речи (заикание, проблемы с произношением звуков, задержка речевого развития и т.д.). Появятся физиологические проблемы, и сформируется комплекс неполноценности.
- Чрезмерная нагрузка ребёнка-левши. Родители часто занимают время ребёнка вне школы занятиями в различных творческих объединениях и спортивных секциях. В силу особого функционирования правого полушария головного мозга ребёнок-левша быстро устаёт и эмоционально реагирует на внешние раздражители. Пусть занятий будет меньше, а времени для отдыха прибавится.
- Предвзятое отношение к учебным успехам ребёнка. Если у ребёнка не получается что-то в обучении, то следует разобраться, что является тормозным механизмом в этом явлении. Возможно, ребёнок не успевает записывать слова и предложения в классе. В этом случае нельзя ругать ребёнка за неуспеваемость, а нужно работать над скоростью письма, тренировать написание букв. Обвиняя ребёнка в том, что он не так держит ручку или карандаш, вы рискуете отбить у него желание учиться.
- Общение с ребёнком с помощью криков и наказаний. Чрезмерная впечатлительность и эмоциональность ребёнка-левши требует спокойного и рассудительного отношения со стороны взрослых. Если на ребёнка постоянно кричат, он может «уйти в себя» и потерять контакт с родителями. Вернуть его доверие будет не так просто.
Как взаимодействовать с ребёнком-левшой и сделать его успешным?
Читайте также: Воспитание уверенности в ребёнке
Вмешаться в работу головного мозга и изменить природу ребёнка невозможно. Родители могут помочь своему малышу адаптироваться к окружающей обстановке и научить взаимодействовать со сверстниками.
Как воспитывать и на что обратить внимание, чтобы ребёнок-левша в полной мере смог реализовать свой потенциал?
- Участвуйте в процессе обучения ребёнка. Помогите ему правильно расположить тетрадь и учебник, держать ручку или карандаш. Ребёнку должно быть комфортно. В начальной школе выполняйте домашнее задание вместе со своим учеником. Это придаст ему уверенности в собственных знаниях.
- Почерк левши имеет свои отличительные особенности. Часто ребёнок пишет крупно, с наклоном влево или вертикально. Не стоит заставлять его писать с наклоном вправо. Главное, чтобы буквы и соединения были правильные. Кроме того, пусть пишет в удобном для него темпе. Не торопите, но работайте над скоростью письма.
- Научите ребёнка воспринимать детали образа. Для этого можно применять тренажёры и упражнения, которые направлены на развитие детального зрительного восприятия.
- Проявляйте терпение, если у ребёнка не сразу получается выполнить действие. Поощряйте его стремление сделать что-то еще раз, пока не будет результат. Леворукие дети долго думают над решением задачи, читают и пишут медленнее своих праворуких сверстников. Иногда путают похожие геометрические фигуры. Эти проблемы решаются путём тренировки и отработки навыков чтения, письма, логического мышления.
- Окружите ребёнка теплотой и заботой, чтобы он чувствовал вашу поддержку и внимание. Защищайте его от высказываний окружающих о его леворукости.
Родители должны помочь ребёнку осознать то, что он ничем не хуже тех малышей, которые пишут правой рукой. Никогда не говорите, что писать левой рукой — это плохо. Не сравнивайте его достижения с победами других детей, лучше хвалите за то, что он сделал сам. Берегите ребёнка от лишних нагрузок, и он обязательно ответит вам взаимностью.
Сидяева Кристина Вениаминовна
Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец
творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»