Ребёнок-левша: как воспитывать и на что обратить внимание родителям

Ребёнок впервые в жизни берёт в руки карандаш или ложку. И вот спустя некоторое время родители замечают, что всё чаще он обращается к левой руке. Ему удобнее рисовать, держать ложку, протягивать для рукопожатия левую руку. Как бы родители не стремились изменить ситуацию, ребёнок упорно стоит на своём. Это значит, что в семье растёт ребёнок-левша. Как воспитывать и на что обратить внимание родителям? Есть ли повод для беспокойства?

Кто-то пытается переучивать кроху, как только заметил эту особенность. А кто-то пытается помогать ребёнку, если он испытывает проблемы в обучении и общении со сверстниками. В любом случае такой малыш требует особого отношения и такта со стороны взрослых.

Леворукость и левшество

Леворукость и левшество

В психологии есть понятия «леворукость» и «левшество». Если мы говорим о том, что у ребёнка ведущей является левая рука, то речь идёт о леворукости. Левшество — это термин, которым определяется тип мозговой организации, когда задействована не только левая рука, но и другие части тела (левый глаз, левая нога). Не всегда эти понятия совпадают. Рассматривая особенности личности леворуких малышей, мы будем говорить об этих понятиях, как о синонимичных явлениях.

Родителям левшей важно помнить, что их ребёнок отличается от праворуких детей. И обучать его по образовательным школьным программам нужно с учётом особенностей его психики.

Ребёнок-левша: причины леворукости

Существует несколько причин развития леворукости у ребёнка, от которых зависит формирование его личности. Их можно разделить на 2 группы: генетическая предрасположенность и вынужденная леворукость.

Генетическая предрасположенность

Чаще всего ребёнок наследует левшество от родителей. Если у одного родителя ведущей во всех видах деятельности является левая рука, то в 90 % случаев ребёнок унаследует эту особенность. Генетическое левшество не следует считать отклонением в развитии. Это всего лишь один из способов восприятия ребёнком окружающей действительности.

Вынужденная леворукость

Выбор ребёнком левой руки в качестве ведущей обусловлен несколькими факторами:

  1. Поражение части мозга (левого полушария) как следствие травмы, болезни или нарушения внутриутробного развития.
  2. Травма правой руки, вследствие которой ребёнку сложно выполнять действия этой рукой.
  3. Результат подражания людям (членам семьи, родственникам, друзьям, сверстникам), которые находятся в близком окружении малыша.
  4. Псевдолеворукость — способность ребёнка одинаково успешно владеть правой и левой руками. При этом нельзя говорить о том, что ребёнок левша или правша, так как одни и те же действия он способен выполнять и той, и другой рукой.

Ребёнок-левша: как работает мозг

Первые несколько лет жизни ребёнок может выполнять действия обеими руками: он рисует, держит ложку, ножницы то правой, то левой рукой. При этом выбор руки происходит неосознанно, ребёнок одинаково владеет и той, и другой.

Родители 3-4-летнего малыша уже могут определить, какая рука является ведущей у ребёнка. В этом возрасте у ребёнка устанавливается доминантность одного из полушарий головного мозга, о чём свидетельствует определение ведущей руки для выполнения простых действий.

У левши мозг функционирует иначе, чем у праворуких малышей. Каждое полушарие выполняет свою функцию. Доминантность полушарий влияет на то, какая рука будет ведущей.

У ребёнка-левши мозг устроен таким образом, что доминантным является правое полушарие. Это значит, что действиями ребёнка управляет правое полушарие, которое отвечает за образное мышление, воображение и пространственные способности. Правое полушарие отвечает за эмоциональность и интуитивное мышление. Левши обрабатывают информацию одновременно обоими полушариями, и при движении левой рукой мозг активизируется также в обоих полушариях.

Именно эти особенности функционирования мозга, когда активизируется правое полушарие, и определяют психологические черты личности ребёнка-левши.

Отличия левши от правши

Ребёнка-левшу нельзя назвать противоположностью ребёнка-правши. Левшество — это не изъян или плохая привычка. Это особое устройство головного мозга ребёнка, которое определяет его взаимоотношения с миром.

Леворукие малыши отличаются от сверстников-правшей в следующих характеристиках:

  • У левши хорошая ориентация в пространстве. Ребёнок-левша более подвижен и лучше владеет собственным телом. Такие дети успешны в хореографии, в спортивных дисциплинах и тех видах активностей, которые требуют движения и физической подготовки.
  • Дети-левши очень эмоциональны и ранимы. Особая впечатлительность делает их уязвимыми для внешних раздражителей. Они ранимы и воспринимают события близко к сердцу.
  • Левши испытывают трудности в деятельности, которая включает в себя элементы самоконтроля. Им легче подчиниться правилам и установкам, чем самим контролировать свое состояние или действия.
  • Ребёнок-левша часто испытывает сложности с задачами, которые ориентированы на логическое мышление и последовательность изложения фактов и событий.
  • Доминирующее правое полушарие у детей-левшей позволяет им воспринимать увиденное целостно, без конкретных деталей.
  • В отличие от правшей у леворуких малышей отлично развита фантазия. Они без труда сочиняют различные истории, сказки, придумывают оправдания и всегда находят выход из сложившейся ситуации.

Ребёнок-левша: нужно ли переучивать?

Ребёнок-левша: нужно ли переучивать

Ещё несколько десятилетий назад многих детей, которые пишут левой рукой, родители пытались переучивать. В настоящее время это считается ошибочным мнением, так как психика ребёнка испытывает стресс. В этом случае приходится иметь дело не только с тем, чтобы научить ребёнка управлять другой рукой, но и оказать влияние на работу мозга.

Даже если у ребёнка-левши получится стать правшой, это скажется на его психическом развитии, и ему сложнее будет справляться с повседневными делами и выполнять учебные действия.

Дети, у которых ведущим является правое полушарие, при переучивании могут испытывать трудности в речевом развитии (нарушается темп и ритм речи, формируется заикание); в эмоциональном состоянии (появляются вспыльчивость, раздражительность, беспокойство и стеснительность). Ребёнок плохо засыпает, беспокойно спит. Часто отказывается от еды, имеет плохой аппетит.

Со временем у ребёнка может ухудшиться здоровье, появляются неврологические проблемы. У переученных левшей наблюдаются следующие состояния:

  • Энурез (недержание мочи).

Беспокоит малыша по ночам. Неприятное событие приводит к тому, что ребёнок испытывает чувства стыда, вины. Он замыкается в себе, боится признаться родителям в случившемся.

  • Невроз астенический.

Ребёнок не способен сосредоточиться на каком-либо деле, быстро утомляется и его работоспособность уменьшается. Его очень трудно «растормошить» и увлечь учебной деятельностью.

  • Синдром навязчивых состояний.

Стремясь отучить ребёнка от левшества, родители заставляют его выполнять все манипуляции правой рукой. В силу особого психического состояния ребёнку сложно адаптироваться в новых для него обстоятельствах, и у него часто не получается то, что просят взрослые. Родители обвиняют его в том, что он не слушается и всё делает наоборот. Таким образом, они воспитывают в нём комплекс неполноценности и чувство вины. Ребёнок теряет веру в себя, уверенность в собственных силах, что сказывается на всех сферах его жизни: социальной, эмоциональной, психической.

  • Невротические проявления.

Ребёнок неосознанно совершает невротические движения: облизывает губы, часто мигает, морщится, чешет нос или глаза. Родители не придают особого значения этим явлениям, но эти действия учащаются, если ребёнок напряжен, нервничает или устал.

Ребёнок-левша: советы и рекомендации родителям

Сложившийся в прошлом стереотип восприятия леворукости как приговора или изъяна ещё несколько назад приводил к тому, что родители массово стремились переучить ребёнка и научить его писать и выполнять действия правой рукой. У ребёнка часто не получалось, взрослые раздражались и настаивали на своём, тем самым нанося своему чаду непоправимый вред.

Со временем отношение родителей к леворукости ребёнка поменялось, и теперь взрослые не стремятся во что бы то ни стало изменить природу ребёнка.

Как воспитывать и на что обратить внимание родителям ребёнка-левши, чтобы он рос успешным и не испытывал трудностей в обучении и взаимодействии с другими людьми? Именно эти вопросы волнуют современных родителей, которые растят леворуких малышей.

Как не стоит вести себя с ребёнком-левшой?

В современной психологии принято говорить о типичных ошибках родителей, воспитывающих ребёнка-левшу. Именно неправильные установки взрослых формируют личность ребёнка и влияют на его социальную адаптацию.

  1. Сожаление о том, что ребёнок — левша. Ни в коем случае не жалуйтесь на то, что ваш ребёнок пишет левой рукой. Вы не должны сомневаться в его способностях и давать ему повод думать о том, что с ним что-то не так.
  2. Стремление научить ребёнка управлять правой рукой. Попытка переучить малыша приведёт лишь к тому, что ребёнок будет испытывать трудности в освоении речи (заикание, проблемы с произношением звуков, задержка речевого развития и т.д.). Появятся физиологические проблемы, и сформируется комплекс неполноценности.
  3. Чрезмерная нагрузка ребёнка-левши. Родители часто занимают время ребёнка вне школы занятиями в различных творческих объединениях и спортивных секциях. В силу особого функционирования правого полушария головного мозга ребёнок-левша быстро устаёт и эмоционально реагирует на внешние раздражители. Пусть занятий будет меньше, а времени для отдыха прибавится.
  4. Предвзятое отношение к учебным успехам ребёнка. Если у ребёнка не получается что-то в обучении, то следует разобраться, что является тормозным механизмом в этом явлении. Возможно, ребёнок не успевает записывать слова и предложения в классе. В этом случае нельзя ругать ребёнка за неуспеваемость, а нужно работать над скоростью письма, тренировать написание букв. Обвиняя ребёнка в том, что он не так держит ручку или карандаш, вы рискуете отбить у него желание учиться.
  5. Общение с ребёнком с помощью криков и наказаний. Чрезмерная впечатлительность и эмоциональность ребёнка-левши требует спокойного и рассудительного отношения со стороны взрослых. Если на ребёнка постоянно кричат, он может «уйти в себя» и потерять контакт с родителями. Вернуть его доверие будет не так просто.

Как взаимодействовать с ребёнком-левшой и сделать его успешным?

Как взаимодействовать с ребёнком-левшой и сделать его успешным

Читайте также: Воспитание уверенности в ребёнке

Вмешаться в работу головного мозга и изменить природу ребёнка невозможно. Родители могут помочь своему малышу адаптироваться к окружающей обстановке и научить взаимодействовать со сверстниками.

Как воспитывать и на что обратить внимание, чтобы ребёнок-левша в полной мере смог реализовать свой потенциал?

  1. Участвуйте в процессе обучения ребёнка. Помогите ему правильно расположить тетрадь и учебник, держать ручку или карандаш. Ребёнку должно быть комфортно. В начальной школе выполняйте домашнее задание вместе со своим учеником. Это придаст ему уверенности в собственных знаниях.
  2. Почерк левши имеет свои отличительные особенности. Часто ребёнок пишет крупно, с наклоном влево или вертикально. Не стоит заставлять его писать с наклоном вправо. Главное, чтобы буквы и соединения были правильные. Кроме того, пусть пишет в удобном для него темпе. Не торопите, но работайте над скоростью письма.
  3. Научите ребёнка воспринимать детали образа. Для этого можно применять тренажёры и упражнения, которые направлены на развитие детального зрительного восприятия.
  4. Проявляйте терпение, если у ребёнка не сразу получается выполнить действие. Поощряйте его стремление сделать что-то еще раз, пока не будет результат. Леворукие дети долго думают над решением задачи, читают и пишут медленнее своих праворуких сверстников. Иногда путают похожие геометрические фигуры. Эти проблемы решаются путём тренировки и отработки навыков чтения, письма, логического мышления.
  5. Окружите ребёнка теплотой и заботой, чтобы он чувствовал вашу поддержку и внимание. Защищайте его от высказываний окружающих о его леворукости.

Родители должны помочь ребёнку осознать то, что он ничем не хуже тех малышей, которые пишут правой рукой. Никогда не говорите, что писать левой рукой — это плохо. Не сравнивайте его достижения с победами других детей, лучше хвалите за то, что он сделал сам. Берегите ребёнка от лишних нагрузок, и он обязательно ответит вам взаимностью.

 

Сидяева Кристина Вениаминовна

Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец

творчества детей и  молодёжи им. В.П. Поляничко»

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-4348971-12", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-4348971-12", "type": "feed" }) })
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Растём вместе
Добавить комментарий